Берлинский кафедральный собор

Архитектура

Хотя протестантизм базируется на простоте и аскетизме, Кафедральный собор подчеркнуто блистает монументальностью и роскошью. Величественное здание высотой 116 м создает ощущение ничтожности человека перед Богом. Даже неверующие люди испытывают у собора некий трепет. Естественным дополнением столь величественного здания стал его 85-метровый купол.

Центральный и единственный фасад собора обращен на юг, к Люстгартену. Главное место на нем занимает огромный арочный портал с портиком длиной 80 метров. По всей поверхности фасада расположено множество изваяний, лепнины и резных деталей.

Между колоннами можно увидеть статуи евангелистов и других библейских персонажей. Скульптуры над порталом принадлежат Вильгельму Видеманну.

Здесь перед посетителями предстают аллегорические символы Правды и Милосердия, а также знаки альфы и омеги (символов Иисуса Христа). Сам Иисус в авторстве Фрица Шапера изображен с картин судного дня.

С двух сторон от фасада над зданием возвышаются башни. Западные пики немного выше восточных. Колокольня находится на северо-западе и состоит из новых и очень старых колоколов. Старейший колокол (Вилснак) был отлит еще в 1471 году. Три двери Кафедрального собора изготовлены из бронзы, их украшают рельефы с изображением Христа при жизни и после воскрешения.

Архитектура Берлинского кафедрального собора интересна в любой сезон и время суток. Днем сочная зелень лужаек и парка располагают к отдыху на природе. А стены, покрытые налетом старины, дышат благородством. Если есть возможность, стоит полюбоваться на здание в ночное время. Приятная неяркая подсветка оживляет древние образы и таинственные тени.

Интерьеры

После столь мощного экстерьера туристы ожидают от помещений Берлинского кафедрального собора особой помпезности. Но первое, что поражает – это масса свободного пространства и чувство легкости. За счет купола в главном зале возникает ощущение парения. Хотя драгоценных украшений предостаточно, все оформлено в меру и каждая деталь на своем месте.

По бокам от лавок для прихожан располагается колоннада с резными пилястрами. Главный алтарь находится в восточной части собора. Он выполнен из мрамора Фредериком Августом Спуллером еще в 1850 г. И отличается роскошным оформлением с позолотой.

Вверху установлена главная гордость собора – орган. Он напоминает целый дом. Сооружение из 7 269 труб извергает прекрасную музыку, которая ласкает слух и заставляет трепетать душу. По бокам от органа располагаются хоры. Над прихожанами словно парят изваяния известных протестантов, закрепленные наверху стен. Большинство элементов интерьера выполнены из белого мрамора и отделаны золотом.

Апсиды украшены искусной мозаикой с изображением святых. Многочисленные витражи наполняют свет красками и создают ощущение торжественности. Любителям художественных произведений доставит удовольствие лицезреть прекрасные картины на религиозные темы.

Вдоволь насмотревшись на оформление помещений, туристы могут подняться по длинной лестнице на крышу собора. С просторной смотровой площадки открывается удивительно яркая панорама центра Берлина и реки Шпрее.

С этой точки стоит сделать еще несколько фотографий, которые дополнят историю познавательного путешествия.

Берлинский кафедральный собор служит еще и усыпальницей для представителей династии Гогенцоллернов. В крипте находится почти сто захоронений взрослых и детей, поэтому туристов просят соблюдать тишину и почтение. Некоторые саркофаги украшены необычными скульптурами с символическим значением, которые поражают своей художественной ценностью.

Дворец Кёпеник

Дворец Кёпеник

Дворец Кёпеник (Schloss Köpenick) – это дворец, расположенный на острове на реке Даме недалеко от места впадения её в реку Шпрее в центре одноимённого берлинского района.

Остров Кёпеник является одним из самых ранних поселений на территории современного Берлина. Уже VIII-IX веках здесь находилась славянская крепость.

После того, как в середине XVI века было снесёно стоящее здесь старое здание, в 1558 году курфюрст Иоахим II Гектор возвёл здесь охотничий замок в стиле Ренессанс. А после смерти Иоахима во время Тридцатилетней войны во дворце находилась резиденция короля Густава II Адольфа.

В 1677 году началась реконструкция дворца для курфюрста Фридриха III Бранденбургского, ставшего впоследствии королём  Пруссии  Фридрихом I. В 1679—1682 годах здесь появился Северный павильон, а затем в 1684 году был построен хозяйственный флигель и дворцовая церковь.

В 2004 году после масштабных реставрационных работ, продолжавшихся 10 лет,  Дворец Кёпеник открылся в качестве филиала берлинского Музея декоративно-прикладного искусства, входящего в состав Государственных музеев Берлина.

В цокольном этаже музея выставлены ценные археологические экспонаты, демонстрирующие историю заселения этих мест. На других этажах экспонируются коллекция мебели, произведения местных мастеров, изделия из золота и серебра, собрание фарфоровой посуды.

Во дворце Кёпеник проходят выставки современного искусства и народных промыслов, проходят выступления, концерты, модные показы и другие мероприятия.

Время работы Дворца Кёпеник Дворец Кёпеник открыт для посещения: с апреля по сентябрь — каждый день, кроме понедельника с 11-00 до 18-00; с октября по март — в четверг, пятницу субботу и воскресенье с 11-00 до 17-00.

Стоимость помещения Дворца Кёпеник Стоимость билета во дворец Кёпеник составляет 6 евро, льготный билет — 3 евро.

Как добраться до Дворца Кёпеник Дворец Кёпеник находится у остановки трамваев 27, 60, 61, 62, 63, 67, 68 — Schloßplatz Köpenick.

На что обратить внимание?

Предваряет церковь парк Люстгартен с фонтаном. Фасад здания, выходящий на юг, к Люстгартену, украшают изящные скульптуры и лепные детали. Аллегорические фигуры, трубящие ангелы, словно только что спустились с небесных ступеней, застыв, украсив ниши и выступы.

Две стороны от фасада имеют башни. С колокольни на северо-западе раздается звон новых и очень старых колоколов.

Во внутренней отделке использовано много мрамора и позолоты. Эти благородные материалы дополняют мозаичные изображения, витражные стекла, масляная живопись на библейские сюжеты.

Приходящий в собор оказывается и в усыпальнице династии Гогенцоллернов. Здесь похоронены семьдесят носителей известной фамилии. Сама атмосфера располагает если не к молитве, то к размышлениям.

В храме установлен огромный, по сегодняшний день работающий орган. Инструмент изготовлен в начале XX века и имеет 7269 труб. Ценители органной музыки, а также желающие оценить акустику главного немецкого кафедраля, могут купить билеты на периодически проходящие здесь концерты.

Непременно посетите смотровую площадку! 270 ступенек вверх – и перед вами с высоты птичьего полета откроется панорама центра города, сказочный вид на реку Шпрее.

Возведение и основание

Кафедральный собор был построен в 1465 году на месте церкви святого Эразма, которая являлась частью нового королевского дворца . В 1456 году она стала коллегиальной, а в 1539 году после реформации Мартина Лютера и Иоанима II получила статус лютеранской. Здесь проходили пышные придворные церемонии и приходские богослужения. В середине XVIII века гробницы из усыпальниц храма перенесли, а само здание было снесено.

В период с 1747 по 1750 год вместо соборной церкви к северу от дворца кайзера возвели собор Шинеля в стиле барокко. Такое указание король Фридрих Великий дал архитектору Иоганну Боуману. Церковь была частью Берлинского замка и представляла собой королевскую усыпальницу.

Через 75 лет король Карл Шинкель представил планы по возведению нового храма. Строительные работы начались, но затем были приостановлены из-за ограниченных финансовых возможностей.

В 1893 году недостроенное здание церкви по приказу императора снесли. На этом месте через год начали возводить новый храм. Главным архитектором стал Юлиус Рашдорф.

На строительство церкви из казны император выделил 11,5 млн. марок. Торжественное открытие состоялось в 1905 году.

По замыслу архитекторов Домский собор должен был стать главным храмом всех европейских лютеран и служить придворной церковью правящей династии. В здание перевезли саркофаги представителей рода.

Военное время и наши дни

Еще до начала военных действий, а именно в 1934 году конгрегация Новой церкви объединилась с Иерусалимской церковью и стали единым целым. В наши дни это Евангелическая конгрегация Фридрихштадта.

В 1943 году произошла бомбардировка Берлина. В результате нее, собор был полностью разрушен.

Как раз в это время, германское правительство, приобрело в собственность участок и здание вместе с ним. Церковь возобновили, и она стала открытой для общественности в 1996 году.

На сегодняшний день там находится исторический музей, посвященный германскому бундестагу и парламентской демократии. Также активно проводятся выставки с демонстрацией различных экспозиций. Основная их тема – это историческая Германия. И не смотря на то, что данная достопримечательность не выполняет своего прямого предназначения, она притягивает к себе большое количество туристов.

Берлинский кафедральный собор

  • Местоположение: Am Lustgarten
  • Режим работы: ежедневно с понедельника по субботу в 9:00–20:00; воскресенье – 12:00-20:00.
  • Вход: 7€, по скидке – 4.

Данный собор – главное место Берлина для проповедующих протестантство, являющееся визитной карточкой города благодаря своей красоте, величественности, оригинальности исполнения архитекторов и мастеров, многие годы работающих над храмом. Здание переживало множество перестроек, начиная с 1451 года, современный вид оно приобрело только в 1894–1905 г. Реконструкции были самыми различными: одни делали собор довольно скромным, не выделяющимся, другие же подарили ему истинное величие барокко, благодаря которому он известен и популярен до сих пор.

Экстерьер и интерьер собора

Экстерьер собора – шедевр архитектуры. Его масштабность создается благодаря колоннам, лепнине и аркам, которые производят сильное впечатление на посетителей. Собор не выглядит тяжеловесным, а, наоборот, кажется, он парит в облаках, касаясь неба.

Приковывающим взгляд объектом является купол, по обе стороны которого находятся две часовни, оснащенные куполами, но значительно меньше центрального. Именно под центральным куполом можно увидеть завораживающий вид, открывающийся на город. В этом поможет смотровая площадка, к которой ведет старинная лестница.
Интерьер же захватывает дух своей живописностью

Это и витражи, выполненные художником Антоном фон Вернером, и роспись на религиозные темы, повествующие о жизни и смерти персонажей Библии.
Как и в любом соборе, здесь присутствует орган, который не уступает по размерам ни одному такому же музыкальному инструменту, ведь он увлекает звуком, издаваемым трубами, которых насчитывается более семи тысяч. 
Невозможно не обратить внимание на алтарь, который был создан Фредериком Августом Стуллером из мрамора, а также украшен деревянной резьбой.
Интересно, что Кафедральный собор Берлина не имел никогда ничего общего с католической церковью, как и не был собором в значении этого слова.
После Второй Мировой Войны собор стал ниже из-за разрушений, которые так и не смогли восстановить. 
Рядом с собором расположился замечательный парк, центром которого является фонтан. Желающие подышать свежим воздухом и просто расслабиться, смогут это сделать на оригинальных лавочках.

Собор не был центром религиозного мира как в прошлом, так и сейчас, но он стал великим культурным наследием Германии и Берлина, в частности.

Добраться до собора достаточно просто. Для этого можно воспользоваться автобусом, трамваем, метро или такси. 

Примечания [ править ]

  1. ^ https://www.berlinerdom.de/en/visiting/about-the-catperor/information-for-pupils-and-teachers/
  2. ^ https://www.berlinerdom.de/en/visiting/about-the-cat Cathedral the- hohenzollern- crypt/
  3. ^ Матерна, Инго; Риббе, Вольфганг; Баудиш, Розмари (1995). Гешихте в Датене – Бранденбург . München: Koehler & Amelang. п. 68. ISBN 3-7338-0188-1.
  4. ^ a b c Gottschalk 1985 , стр. 171
  5. ^ Хач, Арно (2002) . Alt-berlin Im Spiegel Seiner Kirchen: Rückblicke в Die Versunkene Altstadt; Mit Einem Plan Der Berliner Innenstadt Um 1860 . Аммербух: Beggerow. п. 21. ISBN 3-936103-00-3.
  6. ^ Среди новых доходов, дополнительно переданных коллегиальной церкви, были взносы, которые должны были выплачиваться несколькими фермерами в деревне Каулсдорф, и доходы ее церкви , однако также обязывающие колледж выполнять свои обязанности покровителя в соответствии с ius patronatus над этой церковью.
  7. Перейти ↑ Gottschalk 1985 , p. 169
  8. Перейти ↑ Kühne & Stephani 1986 , p. 361
  9. ^ а б в г Кюне и Стефани 1986 , стр. 362
  10. В 1695 году в Берлине была возведена вторая кальвинистская церковь, названная Приходской церковью , то есть приходской церковью, в отличие от Высшей приходской церкви, которую тогда в просторечии называли Соборной дворцовой церковью.
  11. С тех пор кальвинистские иммигранты из Богемии , Франции ( гугеноты ), Юлье-Клевес-Берга , Нидерландов , Польши, Швейцарии и Валлонии были очень приветствуемы в Берлине и всем электорате Бранденбурга, чтобы создать значительное меньшинство. , будучи религиозной опорой Гогенцоллернов.
  12. ^ a b Поль, Майкл, Иоганн С. Бах, Феликс Мендельсон-Бартольди, Йозеф Райнбергер, Макс Регер, Макс Регер, Макс Регер, Макс Регер и Макс Регер (1993). Die Grosse Sauer-Orgel Im Berliner Dom (Звукозапись). Дюссельдорф, Германия: Motette. OCLC 33188606 .
  13. ^ «Религиозные произведения искусства, ритуальные предметы, извлеченные из обугленных останков Троицкой церкви» . Милуоки Журнал Страж . Проверено 15 сентября 2018 года .
  14. Шницлер, Катя (6 июня 2013 г.). «Am liebsten hätten sie alle Kreuze verschwinden lassen» – через Sueddeutsche.de.
  15. ^ “Berliner Dom – Berlijn.com” . Berlijn.com (на голландском). 19 сентября 2016 . Проверено 15 сентября 2018 года .

Внутреннее оформление

В церкви внимание привлекает центральная часть с алтарем. Престол выполнен из белого мрамора и желтого оникса

Главный алтарь перенесли из старой неоклассической церкви. Он был построен в 1850 году по проекту Штуллера.

Пространство кажется огромным из-за больших окон, а стены украшают пилястры и колонны из песчаника. Вверху на 4 из них стоят статуи реформаторов Кальвина, Лютера, Меланхтона и Цвингли. На остальных размещены скульптуры курфюрста Иоакима II Бранденбургского и Фридриха III Мудрого из Саксонии, герцога Альбрехта из Пруссии и князя Филлипа Гессенского.

Потолок декорирован изображениями сцен из жизни апостолов и святых, которые создал художник Отто Лессинг. Полукупола украшают портреты евангелистов. За алтарем размещена перегородка со статуями апостолов из золота.

Окна украшены большими панно, которые показывают Рождество, Распятие и Воскрешение Христа. Они созданы художником Антоном фон Вернером.

С левой стороны от алтаря стоит кафедра для проповеди. Она сделана из дуба и украшена резьбой. Слева от входа находится большой орган, который создал мастер Вильгельм Зауэр.

Впервые он зазвучал 27 февраля 1905 года. Музыкальный инструмент состоит из 7269 труб и 113 регистров. В XX веке этот орган считался вершиной технического органного искусства.

Напротив органа в нишах видно саркофаги Фридриха I и его жены Софии Шарлотты. Здесь находится дверь в церковь для венчаний и крещений. Это небольшое пространство украшено лепниной и 3 картинами. Церковь была отреставрирована и открыта в 1980 году.

Возле стены стоит алтарь из красного дерева с распятием. За ним висит главное произведение искусства собора — полотно «Излияние Святого Духа». Его написал художник Карл Бегас в 1820 году по заказу короля Пруссии Фридриха Вильгельма III.

На одном из этажей расположен музей. В храме имеется небольшой орган, который изготовили в 1946 году.

Скамьи для прихожан рассчитаны на 1 650 посетителей. Свет попадает в храм через витражные окна. Дополнительное освещение обеспечивают светильники в форме канделябров.

Стены сплошь покрывают барельефы, картины, мозаика и цитаты из Священного Писания. В основании купола размещено изображение голубя, наполненного светом и символизирующего Святого Духа.

Александерплац

Александерплац

Площадь Александерплац (Alexanderplatz) — это центральная площадь Берлина, крупнейший транспортный узел и важная и самая посещаемая достопримечательность германской столицы.

С 1701 года площадь официально называлась «Площадь Королевских Ворот» и использовалась как место проведения военных парадов и, как рыночную площадь, где крестьяне торговали скотом. Но в честь посещения осенью 1805 года российским императором  Александром I  Берлина площадь получила свое название Александерплац.

После этого на площади происходило немало исторических событий. Здесь шли бои во время мартовской революции 1848 года. Массовые демонстрации проходили здесь и в 1989 году, когда на Александерплац собрались десятки тысяч жителей Восточного Берлина, что впоследствии привело к падению социалистического режима в ГДР.

На Александерплац находится большое количество исторических достопримечательностей и современных зданий Берлина: Красная ратуша, церковь святой Марии, фонтан Нептун, Берлинская телебашня, универмаг Алекса, высотный отель Park Inn by Radisson Berlin Alexanderplatz с панорамными площадками на крыше,  вращающиеся часы, показывающие мировое время, и фонтан Дружбы народов.

Как добраться до АлександерплацПлощадь Александерплац находится на одноименной станции метро U2, U5, U8, электричек S5, S7, S75 и трамваев М2, М4, М5, М6.

Найдите дешевые авиабилеты в Берлин

Если вы еще не купили билеты в Берлин, чтобы вдоволь насладиться достопримечательностями этого города, попробуйте поискать дешевые авиабилеты сейчас.

Найдите лучшую цену на отель в Берлине

Выбрали отель на Booking? Сравните цену этого отеля на более 50 ведущих сайтах и сервисах бронирования и найдите самое лучшее и выгодное предложение!

Summary

Article Name
Лучшие достопримечательности Берлина

Description
Достопримечательности Берлина – обзор самых важных для осмотра мест: фото, описание, история, стоимость билетов, часы работы, как добраться, официальные сайты, билеты онлайн

Author

Publisher Name
Ontrips.ru

Publisher Logo

История возникновения достопримечательности

Немецкий собор был построен в 1780 – 1785 гг. и представлял собой целое архитектурное сооружение, включающее в себя купольную башню и Немецкую церковь. Последняя из них сооружена в 1701-1708 гг. в стиле барокко. Над созданием проекта работал известный в те времена архитектор Мартин Грюнберг. Церковь появилась практически одновременно с Французским собором, во времена, когда происходила масштабная реконструкция самой площади Жандарменмаркт. Четкие указания, относительно строительства отдавал Фридрих II, в те времена король Пруссии.

В качестве образца для строительства служила площадь, которая находится в Риме и имеет название Пьяцца дель Пополо. Она известна своими церквями – близнецами, с непревзойденными куполами.

Прежде чем приступать к строительству Немецкого собора, был тщательно расчищен участок, на котором до этого находилось Швейцарское кладбище.

Изначально здание имело пятиугольную форму у основания и полукруглые апсиды. Внутри него был размещен типичный протестантский алтарь, который совмещался с кафедрой проповедника.

Значительно позже Георг Кристиан Унтер, занялся перестройкой здания. В результате чего появилась восточная куполообразная башня. Она создана в традициях палладизма согласно с разработками, которые принадлежат Карлу фон Гонтарду. И по своему внешнему виду является подобной парижской Церкви Святой Женевьевы.

Купол увенчан статуей отображающей воинскую доблесть. В 1817 году произошло историческое событие, а именно две конгрегации Немецкой церкви вошли в состав единой Евангелистской церкви Пруссии.

Во время мартовской революции в 1848 году, погибло большое количество жителей Берлина. В северной части Немецкой церкви выставили их гробы и провели панихиду в молитвенном зале.

Внутри собора

Торжественное открытие храма для посетителей состоялось в 1993 году. Тогда его внутреннее убранство буквально поразило всех своим великолепием. Такое впечатление интерьер здания производит даже на нас, современных искушенных туристов.

Попадая внутрь храма, вы оказываетесь в ярком и светлом пространстве. Дневной свет, попадающий туда, преломляют витражи работы Антона фон Вернера. Игра света как будто оживляет персонажей, изображенных на них. Ценителям и знатокам живописи, наверняка, понравятся картины, украшающие интерьер собора.

Сложно пройти мимо еще одной детали – мраморного алтаря. Алтарь был создан в 1850 году Фредериком Августом Стуллером. Это центральное место здания по художественной ценности, и по назначению.

Алтарь Berliner Dom

Отдельного внимания также заслуживает орган храма. Он был создан руками известного немецкого мастера Вильгельма Зауэра во время строительства здания. Инструмент был сконструирован именно для этого храма с учетом всех его акустических особенностей. И это самый большой орган Германии, состоящий из 7269 труб. Согласитесь, впечатляет.

Гармоничное продолжение прогулки по храму — его смотровая площадка. С неё открывается живописный вид на город и площадь перед собором. Площадка находится под самым куполом.

Чтобы насладиться видами, вам придется преодолеть двести семьдесят ступеней. Наградой будут прекрасные фотографии, которые вы сделаете, и возможность поближе рассмотреть две часовни, находящиеся по бокам от площадки.

С этой точки виден парк Люстгартен, расположенный по соседству с собором. В парке можно отдохнуть после экскурсии.

У Люстгартена богатая история. В разное время он был местом проведения торжественных парадов, демонстраций, просто местом отдыха горожан. Знаменитое украшение парка — огромная каменная чаша весом около 75 тонн.

Орган Собора

Орган Берлинского Кафедрального Собора назвали «Орган Зауера» в честь его создателя, мастера из Франкфурта-на-Одере Вильгельма Зауера. На момент начала работы храма в 1905 он был самым большим органом в Германии, с 7 269 трубами и 113 регистрами:

Услышать «в живую» орган мы не смогли, но при подъеме на второй этаж есть место (с отличным обзором, фото ниже сделано оттуда), где можно посидеть и послушать в наушниках ряд записей.

Крипта, саркофаги

Не смотря на то, что в подвале Кафедрального Собора есть крипта (в ней располагаются останки представителей династии Гогенцоллернов), несколько саркофагов почему-то стоят наверху:

Белый саркофаг на фото ниже принадлежит кайзеру Фридриху Третьему. Эта историческая личность правила Германской Империей всего 99 дней в 1888, взойдя на трон уже смертельно больным.

Тот год известен в истории страны, как «Год трех императоров» — на троне тогда успели смениться 3 монарха. Ими были первый кайзер Германии Вильгельм Первый (похоронили в Берлине, в Мавзолее дворца Шарлоттенбург), вышеупомянутый Фридрих Третий и последний кайзер Германии Вильгельм Второй (расстался с властью в 1918, похоронен в Голландии).

Крипта Кафедрального Собора Европы является одним из самых значительных мест захоронений королевских династий в Европе.

Гогенецоллерны, о которых идет речь, были курфюрстами Бранденбурга, королями Пруссии, а затем и кайзерами Германской Империи.

В общей сложности крипта содержит 94 захоронения, первые из которых относятся еще к концу 16 века, а последние – к началу 20 века.

Общественный доступ в крипту открыли после восстановления в 1999. Восстановление части гробов продолжается до сих пор.

Музей на втором этаже

На втором этаже можно зайти в музей Кафедрального Собора, описывающего его историю еще с первой версии здания. Впечатляют искусно сделанные макеты зданий, демонстрирующие не только их внешний вид, но и внутреннюю отделку. Кое-где, чтобы обеспечить возможность просмотра внутри макета, сделали специальные зеркала.

Смотровая площадка

Под куполом Berliner Dom оборудована смотровая площадка, чтобы подняться к ней, нужно преодолеть 270 ступеней. Сверху открываются виды бульвара «Под липами» и впечатляющая панорама Берлина.

Люстгартен

Перед церковью разбит парк Люстгартен (Lustgarten — «парк утех»), это все что осталось от теперь уже несуществующего Городского дворца. В центре парка установлен фонтан, который окружают ухоженные газоны.

На видео ниже можно посмотреть некоторые из макетов:

Во второй части этой заметки я рассказываю о впечатлениях при подъеме на купол Берлинского Кафедрального Собора.

Послевоенное состояние и реставрация

Во время Второй мировой войны воздушные налеты сильно повредили постройку. Угловые башни покрылись трещинами, все алтарные окна были выбиты. 24 мая 1944 года в купол попала зажигательная бомба. Мгновенно воспламенилась деревянная обшивка. Прибывшие пожарные не смогли добраться до очага возгорания — фонарь, венчающий сооружение, провалился во внутреннее помещение и разрушил пол, повредив убранство и большую часть склепа Гогенцоллернов.

После раскола Германии, состоявшегося в 1949 году, остатки бывшего архитектурного шедевра оказались на стороне, принадлежащей ГДР. Однако власти не спешили восстанавливать храм. Все шло к тому, что оплот протестантской веры ждала судьба находящегося напротив дворца кайзеров, взорванного в 1950 году. До 1975 года мрачные руины со стальным каркасом вместо купола отражались в водах протекающей рядом Шпрее. Лишь несколько комнат использовали церковный приход и теологический факультет университета Гумбольда.

Помощь пришла со стороны идеологических противников — большую часть средств на реставрацию предоставили правительство ФРГ и община западной лютеранской церкви. Первая служба в восстановленном святилище, оказавшемся на 16 метров ниже прежнего, состоялась в 1993 году. Позолоченный крест появился на куполе только 19 августа 2008 года. На его изготовление и возведение потратили 700 тыс. евро. Остатки старого креста можно увидеть в приходе кладбища, расположенного на Liesenstrasse (улице Лизенштрассе).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий