Достопримечательности Боголюбово: храм Покрова на Нерли

Что туристу посмотреть в Боголюбово за 1 день

Посещая Боголюбово, первым делом стоит обратить внимание на его «изюминки» — особые места, составляющие уникальный облик посёлка

Свято-Боголюбский монастырь Рождества Богородицы

Адрес: ул. Ленина, 51В.

Один из древнейших храмовых комплексов России был основан в 1158 году Андреем Боголюбским. Согласно легенде, на пути из Владимира в Боголюбово князю во сне явилась Божья Матерь. Находясь под впечатлением от увиденного, набожный князь велел написать на этом месте образ и заложить церковь. Так зародился храм Рождества Богородицы, а созданную здесь икону Божией Матери нарекли Боголюбской. Позже в её честь также возвели храм.

Комплекс захватил огромную территорию, на которой помимо церковного ансамбля расположился дворец Андрея Боголюбского. Именно в этом дворце в 1174 году князь был вероломно убит своими приближёнными. Предположительно, это событие послужило поводом основания женской обители, так виновники трагедии пытались искупить свой грех.

После гибели Андрея Юрьевича созданные им храмы продолжали развиваться и вскоре стали центром массового паломничества. Местные службы посещали не только горожане, но и жители окрестностей, а также дворяне и члены царской семьи.

Монастырь действовал до 1923 года. В советские годы храмы были закрыты, и некоторые из них трансформировались в музеи. Архитектурный ансамбль не пострадал от перестроек и вандализма, так как охранялся государством и носил статус исторического памятника.

Монашеская жизнь была возрождена в 1991 году. В последующие годы в зданиях велись ремонтные работы: стены главного собора покрыли свежей краской, заменили устаревшие детали конструкции, установили новый иконостас. На территории монастыря были сооружены новые хозяйственные постройки, мастерские, купели на месте святых источников, а также посажен фруктовый сад.

В настоящее время Свято-Боголюбский монастырь Рождества Богородицы действует и ежегодно посещается тысячами паломников.

Храм Покрова-на-Нерли

Адрес: 1,5 км к востоку от Боголюбово.

На тихом берегу реки Нерль возвышается белокаменный храм, который часто называют «лебедем», «свечой» или «невестой» из-за его воздушного, белоснежного облика. Здание выполнено в стиле русской архитектуры. Его украсили аркатурно-колончатые пояса, порталы, пилястры и полуколонны. Четверик увенчала массивная глава на барабане с резными орнаментами.

Несмотря на светлый, праздничный облик, храм несёт в себе память о скорби и великой утрате. В 1165 году восемнадцатилетний сын Андрея Боголюбского — княжич Изяслав — погиб в военном походе на булгар. Древние летописи сообщают, что Изяслав был похоронен во Владимирском Успенском соборе «съ плачемъ великимъ», а в окрестностях Боголюбово безутешный отец поставил в память о нём Покровский храм.

До XIX века на территории храма располагалось большое количество построек, в том числе часовни, малые церкви и купели. Однако со временем большинство зданий пришло в негодность и было разрушено. Главный храм находился в аварийном состоянии. Фасадные украшения, интерьеры и ценнейшие настенные росписи были утрачены. В начале XIX века Покровский храм, который уже хотели пустить на кирпичи, отреставрировали на пожертвования горожан.

В настоящее время Храм Покрова на Нерли полностью возрождён из пепла. Глядя на него, не скажешь, что его возраст приближается к девятому столетию.

Храм заслуженно признан одним из красивейших строений Боголюбовского сельского поселения, и запечатлён на его гербе. Церковь действует, организует богослужебные мероприятия, которые посещаются жителями и гостями посёлка Боголюбово. Также при ней работает мастерская по изготовлению свеч и пасека.

Боголюбовский луг

Координаты на карте: 56.191432, 40.554148.

Боголюбовский луг находится в окрестностях церкви Покрова-на-Нерли. Вместе они образуют значимый исторический и природно-ландшафтный комплекс. Луг занимает площадь, превышающую 170 гектаров.

Периметр этот пересекают многочисленные пешеходные тропы, ведущие к церкви, к берегу реки или в уединённые природные места. Луг славится богатой растительностью. Густые заросли лекарственных растений, пряных трав и соцветий наполняют воздух душистым ароматом. Флора луга насчитывает более трёхсот видов растений, среди которых встречаются редкие образцы, занесённые в Красную книгу.

Боголюбовский луг находится под охраной как памятник природы регионального значения. На его территории запрещено сорить, курить, срывать растения, пользоваться автомобилями. Для отдыха посетителей отведены специальные места.

Дворец и палаты князя Андрея Боголюбского

Палаты великого владимирского князя являют собой уникальный памятник архитектуры 12-го столетия.

К сожалению, дворец не сохранился, за исключением лишь части построек. Комплекс был возведен почти одновременно с храмом Рождества Богородицы. Это первые строения, которые появились на берегу реки Нерль.

Дворец князя Боголюбского – единственное гражданское строение домонгольской Руси, дошедшее до наших дней и сохранившееся хотя бы частично.

Единственные фрагменты замка, которые сохранились до сегодняшнего дня, — это галерея и лестничная башня, ставшая местом гибели Андрея Боголюбского.

В своей загородной резиденции князь провел 17 лет. Здесь же летом 1174 года был убит своими политическими противниками, боярами Кучковичами. Заговорщики незаметно пробрались в спальню к князю, и начали избивать его, пока тот спал. Предатель-слуга заранее выкрал меч, лежавший под подушкой хозяина, из-за чего Андрей Боголюбский не мог отбиваться от противников. Решив, что с жертвой покончено, заговорщики покинули место преступления. Князь остался жив, но в тот момент, когда спускался по лестнице, он был замечен слугой и сброшен в бурьян.

Дворец и палаты князя Андрея Боголюбского

Замок долгое время считался утраченным. О том, что здесь располагались княжеские палаты, стало известно случайно. В 1954 году археолог Н.Н. Воронин обнаружил винтовую лестницу, которая вела в башню, а также полуразрушенный переход в церковь Рождества Богородицы. Храм составлял единый комплекс с замком, но сейчас от него осталась лишь цокольная часть.

О величественной красоте княжеских палат можно судить только по древним чертежам и записям. Благодаря многолетнему труду Н. Воронина облик княжеского замка перестал быть тайной. Согласно исследованиям, княжеский дворец был двухэтажным величественным зданием из белого камня, украшенного декоративной резьбой.

Дворец располагался на берегу реки Клязьмы, в южной части города. С этого места открывался чудесный вид на устье реки Нерли, что впадала в Клязьму, близлежащие леса и красоту бескрайних полей.

Помимо дворца и храма архитектурный ансамбль включал каменный киворий и оборонительные стены. Дворцовые постройки тянулись небольшими группами вокруг площади. Княжеские палаты соединялись с храмом арочными переходами с башнями. Внутри последних находились винтовые лестницы, по которым князь вместе со своими приближенными мог переходить прямо на церковные хоры.

Собор, также возведенный из белого камня, украшали резные рельефы, медная плитка, украшенная позолотой, оконные витражи. На храмовой площади располагался «святой шатер» с ликами Богородицы, под которым стояла чаша, предназначенная для освящения воды в память о явлении князю образа Богоматери. Дворцовый ансамбль окружали высокие (до 6 метров) земляные валы, на которых возвышались белокаменные стены и сторожевые башни.

Сейчас место гибели Андрея Боголюбского украшают картины, запечатлевшие это ужасное событие. После смерти князя дворец был разграблен, а в начале 13-го века здесь обосновался мужской монастырь. Когда, по указанию настоятеля, начались работы по расширению окон храма, монастырские своды не выдержали и обрушились. Спустя время на этом месте был заложен новый храм, а двухъярусная башня с галереей с тех пор являются частью Боголюбовского монастыря. На данный момент здесь установлена ниша в честь князя Андрея Боголюбского, который в 18-ом веке был причислен к лику святых. В нише стоит каменный стул, на котором всегда лежат свежие цветы.

Место убиения Андрея Боголюбского

Адрес: ул. Ленина, д. 51, территория Боголюбского женского монастыря.

Подробную информацию об этом месте можно узнать на сайте Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Как добраться паломникам

Чтобы посетить храм, необходимо сначала доехать до поселка Боголюбово, который от Владимира отделяют 13 км. Сейчас в этом направлении следуют автобусы маршрутов NoNo 18с, 53 или 102. Можно добираться по железной дороге, станция будет ориентиром для дальнейшего пути.

Выезжая из Владимира на автомобиле, нужно направляться по трассе М7 в сторону Нижнего Новгорода. Когда позади останется Боголюбский монастырь, следует на светофоре повернуть направо. После этого путь резко пойдет вниз до станции «Боголюбово». В этом месте машину придется оставить на стоянке. Храм окружен заповедной территорией, автотранспорт там использовать категорически запрещается.

Интересный фактПо отдельной договоренности может быть организована встреча на конной повозке.

Дорога к храму

От железной дороги маршрут пролегает по дорожке, вымощенной камнем, через Боголюбовский луг. Длина ее составляет около полутора километров. Есть еще одна дорога, которая продолжена вдоль берега Нерли. Она шире, но путь по ней будет более продолжительным.

Интересный фактПо отдельной договоренности может быть организована встреча на конной повозке.

При весеннем разливе церковь становится практически отрезанной от «большой земли». В это время нужно будет договариваться с местными жителями о том, чтобы добраться до церкви на лодке. Многие паломники выбирают именно этот период, потому что посещение храма, окруженного поднявшейся водой, производит особое впечатление.

Свято-Боголюбский монастырь

Свято-Боголюбский женский монастырь знаменит тем, что здесь сохранились фрагменты замка владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского (родился около 1111 года, погиб в 1174 году), сына Юрия Долгорукого, легендарного основателя Москвы. Это единственное частично уцелевшее древнерусское здание гражданской архитектуры.

По преданию, князю было явление Богоматери, которое предопределило выбор этого места для строительства загородной резиденции и храма в честь Рождества Богородицы. От замка уцелела лестничная башня, открытая в 1950-х годах под слоем позднейших наслоений, а также крытый переход на хоры. В XVIII веке над башней была надстроена шатровая колокольня.

29 июня 1174 года князь Андрей Боголюбский был убит в своем замке. Возможно, это послужило причиной того, что уже в XIII веке, при преемниках Андрея Боголюбского, здесь был устроен монастырь. В 1855-1866 годах на территории монастыря по проекту архитектора К.А.Тона, родоначальника «русско-византийского стиля», был возведен собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В 1923 году монастырь был закрыт, а в начале следующего года передан в ведение музейного отдела. В 1991 году часть помещений возвратили церкви, а в 1997 году на территории вновь открыли монастырь.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Свято-Боголюбском монастыреСобор Боголюбской иконы Божией МатериКолокольня Всех Святых с надвратной церковью Успения Пресвятой Богородицы

В составе церкви Рождества Пресвятой Богородицы сохранились фрагменты замка Андрея Боголюбского. Это нижний ярус колокольни и переход на хоры церкви. Сама церковь оштукатурена и побелена, а стены замка — белого камня, с характерными арочными поясами.

Археологические раскопки Института археологии РАН в 2018 году, которые проводились на территории храмового комплекса в Боголюбово, принесли новые результаты. По словам члена-корреспондента РАН Владимира Седова, «Открытые при раскопках 2018 года части собора дали новый материал как о плане собора, так и о происхождении владимиро-суздальской архитектуры в целом. Теперь мы понимаем, что, скорее всего, в строительстве этого храма участвовали мастера из Ломбардии и Эмилии-Романьи». Таким образом, версия о европейских корнях владимиро-суздальского белокаменного зодчества получила новые доказательства.

О том, почему во Владимиро-Суздальской Руси при возведении храмов и других сооружений использовался в качестве строительного материала белый камень — известняк, читайте в статье «Храмовый комплекс в Кидекше: у истоков белокаменного зодчества Руси».

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Свято-Боголюбском монастыреКомплекс зданий вокруг церкви Рождества Богородицы в XII веке. Реконструкция Н.Н.Воронина (вариант)Комплекс зданий вокруг церкви Рождества Богородицы в XII веке. Реконструкция Н.Н.Воронина (вариант)Уцелевший фрагмент замка Андрея БоголюбскогоИустиновский корпус в монастыреСобор Боголюбской иконы Божией МатериЦерковь Рождества Пресвятой БогородицыКолокольня

Секрет холма

При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом. Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м , до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м . Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,30 м . Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Получается, современный облик храма, такой цельный и законченный, — лишь

основное ядро. Когда-то это выглядело совершенно по-иному – над водой поднимались белокаменные ярусы – широкий холм, внушительный пояс аркад-галерей, затем сам храм и, наконец, цилиндрическая башенка барабана с главкой и крестом. Кстати, главка изначально тоже была иная – не луковичная, а шлемовидная, покрытая деревянными «чешуйками».

Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы (в отличие от Дмитриевского собора во Владимире – воина-богатыря). И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчеркивают вертикальную ось сооружения. Например, средняя апсида чуть приподнята над боковыми, несколько поднято и среднее окно. Барабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент усиливает впечатление устремленности вверх. И внутреннее пространство церкви Покрова воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей.

Храм украшен прекрасной белокаменной резьбой, присущей владимиро-суздальскому зодчеству. Здесь есть и излюбленный образ царя Давида в окружении животных, настоящих и фантастических, и богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Это один из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов. Исполнение этой прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства. Даже простая обработка каменного блока предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и резьбу рельефов церкви Покрова на Нерли по расчетам исследователей должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней.

После гибели князя, во время княжеских усобиц, а затем в годы татарского разорения храм получил первые разрушения. И только во второй половине XVII века были проведены серьезные ремонтные работы. В это время здание получило четырехскатную деревянную кровлю; ветхие галереи были отломаны. Храм иногда затоплялся во время разливов, вода подступала к самому фундаменту, льдины бились о цокольные камни. В 1784 году храм чуть было не исчез навсегда – настоятель Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре. К счастью разрушение храма не состоялось, причем по вполне прозаической причине – не сошлись в цене с подрядчиком. Храм пострадал и от невежества. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы… Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, с 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. В начале 1990-х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

  • Палестинское монашество
  • Непокоренное монашество

Каково положение уникального храма в наши дни

В 1992 году Покровскую церковь и еще ряд других древних храмов и памятников зодчества Владимирщины внесли в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. Масштаб значения этих православных святынь, их роль в истории и культуре человечества получили официальное подтверждение на глобальном уровне. 

Прилегающие к храму земли ранее были преобразованы в государственный историко-ландшафтный комплекс. Там предусмотрены различные зоны — усиленной охраны, заказного режима и рекреационная зона. Практически круглый год туда устремляются люди не только из разных уголков России, но и со всего мира. 

Как пишут в своей книге Татьяна Петровна Тимофеева и Светлана Михайловна Новаковская, князь Боголюбский старался перенести в свои владения «священные реалии» Иерусалима, Константинополя и Киева. Все церкви, появившиеся в годы его правления, олицетворяли, по словам исследовательниц «проповедь в камне». 

В оформлении этой церкви практически впервые был символически воплощен идеал русских правителей того времени. Образ царя и пророка Давида олицетворял власть, которая дана им от Бога. При создании и оформлении храма также запечатлели идею об особом покровительстве Христа и Богоматери, которое распространялось на окружающие церковь земли. В скульптурной форме на века там было выражено видение непрекращающегося противостояния добра и зла, борьбу Христа и дьявола. 

Известно немало подражаний и творений, возникших после впечатлений от архитектурной мысли Покровской церкви на Нерли. 

Знаменитый советский архитектор Леонид Павлов побывал в окрестностях Боголюбова в середине прошлого века. Позднее он пытался повторить увиденное в Покровской церкви, когда работал над созданием станции метрополитена «Добрынинская» (в советские годы она была «Серпуховская») в Москве. Выросший в этом районе столицы известный поэт Андрей Вознесенский позже писал об этой «самой сердечной из московских станций», где отражена «лиричность владимирского зодчества». 

В последние годы появляются воспроизведения уникальной церкви, их создают в разных уголках России и даже за рубежом. Сразу два храма, напоминающие очертаниями Покровскую церковь, не так давно украсили Балашиху в Подмосковье. А в австрийском Ла-ан-дер-Тайя возвели храм Архистратига Михаила, который выглядит как копия меньших размеров. Вырезанные из камня элементы доставлялись для него из России, над ними работали отечественные мастера. 

Храм св. равноап. кн. Владимира, хутор Аргатов.

Один из храмов, созданных по образу церкви Покрова на Нерли украшает хутор Аргатов Краснодарского края. Он посвящен равноапостольному князю Владимиру.

Елена Калашникова

Это интересно:

История

Величественные здания из белого камня стали создавать в Залесье еще во времена правления Юрия Долгорукого. В течение 1152 года по его приказу возвели Спасский собор в Переславле-Залесском и церковь Бориса и Глеба в Кидекше, которые можно увидеть и в наши дни. К сожалению, многие церкви того периода не дошли до наших дней.

Боголюбский активно продолжал дело своего отца, привлекая для строительства европейских мастеров. Поэтому в храмах, которые возводились в его времена, начала появляться романская символика. В частности, грифон, несущий лань, трактовался в зодчестве Западной Европы как символ Христа и трепетной души христианина. 

Археологические раскопки, которые велись у храма, позволяют сделать выводы о том, как в прошлом могли выглядеть утраченные элементы. Исследователи полагают, что от церкви спускалась лестница к берегу Нерли, где находилась пристань. За столетия река изменила свой ход, сместившись к востоку. Теперь в этом месте лишь небольшой водоем. Однако в древности Нерль была гораздо более полноводной. Белокаменная церковь при этом была издалека видна с кораблей, которые там проходили. 

Историки продолжают вести споры о том, когда именно проводились работы по возведению этого храма.  В сохранившихся летописных источниках точных сведений об этом событии содержится очень мало. Иногда записи даже противоречат друг другу. В Кратком Владимирском летописце можно встретить упоминание о двух каменных церквях, выстроенных по приказу Боголюбского возле его резиденции. 

Век и год создания

Можно сказать с уверенностью только то, что построен храм в XII веке. Считается, что он мог появиться в период, ограниченный 1158 и 1166 годами. Предположения о более конкретных датах тесно связаны с причинами, по которым было принято решение о начале строительных работ. В частности, в «Житии князя Андрея Боголюбского» 1702 года есть упоминания о том, что храм смогли возвести в течение одного сезона. Церковь выстроили в память о сыне Боголюбского Изяславе Андреевиче, умершем совсем молодым. 

Сын князя скончался во Владимире, возвратившись из похода, от тяжелых ранений, в сентябре или октябре 1165 года. По одной из версий, именно после этого скорбного события Боголюбский повелел возвести церковь на берегу Нерли. 

Однако судя по данным Владимирского летописца, создававшегося в XVI веке, уже в 1158 году на Руси имелся храм Покрова Пресвятой Богородицы. Первая церковь с таким посвящением на протяжении почти двух столетий оставалась единственной. По крайней мере, никаких доказательств иного историкам пока обнаружить не удалось. 

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Говоря об истории создания этой церкви, нельзя не коснуться истории самого празднования Покрова, который не входившим в греческие богослужебные уставы. Упоминания о нем встречались исключительно в отечественных месяцесловах. Сведений в источниках Византии о нем нет, либо их отыскать ученым пока не удалось. Празднования в других странах распространились уже с Руси. 

Покров Пресвятой Богородицы

Праздник был установлен именно князем Андреем после произошедшего с ним летом 1164 года чудесного явления. Дружина Боголюбского отправилась тогда в поход волжских булгар. Перенимая византийские традиции, русские воители брали с собой образа, защищавшие и помогавшие им. По легенде, в решающий момент от иконы Спаса Владимирской Богоматери начали исходить лучи пламени. Противник был разбит, а позже возник замысел о создании храма на берегу Нерли, рассказывает летописец. 

Проложное сказание и текст службы на Покров можно встретить в списках, датированных периодом XIII—XIV веков. Как писал выдающийся археолог советского времени Николай Воронин, Боголюбский вместе с епископом установили этот праздник и посвятили ему Покровскую церковь на Нерли, не получив предварительно санкцию киевского митрополита.

Правитель сильнейшего в те времена Владимиро-Суздальского княжества воплотил идею об особом покровительстве Богоматери его земель и людей, которые их населяли. В результате в устав этот праздник был включен в ХІІ веке. 

Достопримечательности Боголюбово на карте

Боголюбово — небольшой поселок (население ~4000 человек) всего в 2 км от Владимира. Это единственный населенный пункт, включенный в перечень Большого Золотого кольца России и не имеющий действующий статус «город». Несмотря на это он ежегодно привлекает тысячи не только внутренних туристов, но и иностранных путешественников, стремящихся окунуться в атмосферу тихого отдыха на природе и познакомится с настоящими сокровищами русской архитектуры XII века.

История Боголюбово берет свое начало в 1158 годупревратился фактически в новую столицу Северо-Восточной Руси

О размере Боголюбово красноречиво горит масштаб укреплений, которые состояли из двух контуров обороны. Внутренний контур представлял собой белокаменные стены периметром около 1,5 км. Внешний периметром 2,9 км — деревоземляной вал. Для сравнения укрепления Киева в тот период составляли 3,5 км по периметру, Переславль-Залесского и Владимира – 2,5 км, Суздаля – 1,4 км.

Но развитие города также стремительно сменилось на длительный упадок сразу после смерти Андрея Боголюбского. В 1177 году Боголюбово было разграблено рязанским князем Глебом Ростиславичем, а после окончательно разрушено монгольскими войсками хана Батыя. После чего на этой территории проживали только монахи, которые старались поддерживать архитектурный ансамбль древнего города. Но их усилий было недостаточно, и уже к XVIII веку из-за ветхости разрушился собор Рождества Богородицы – центральный храм Боголюбово, построенный еще при Андрее Боголюбском.

Масштабные реставрационные работы и новое строительство началось только в XIX веке. Над воссозданием некогда величественного города Древней Руси трудился даже известный архитектор Константин Тон (автор Храма Христа Спасителя в Москве) – по его проектам был возведен новый Собор Боголюбской иконы Богоматери (1866 год). В годы советской власти все религиозные объекты были закрыты, что не могло положительно сказаться на сохранности древних храмов и монастырей. Тем не менее, до нас дошли уникальные архитектурные сооружения, видевшие еще князя-основателя, и уникальные природные ландшафты, которые по достоинству оценили наши предки, закладывая резиденцию Андрея Боголюбского в этом живописном крае на месте слияния рек. Сейчас Боголюбово включен в перечень исторических городов России и активно развивает свое главное преимущество – туристическую привлекательность.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий