Церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша

Церковь Бориса и Глеба в с. Кидекша

Описание Церкви Бориса и Глеба в с. Кидекша

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше была построена в правление Юрия Долгорукого, и обычно датируется 1152 годом – на основании сообщения, помещенного в Типографской летописи как раз под этим годом: «Тогда же Георгий князь в Суждале бе, и отвързл ему Бог разумнеи очи на церковное здание, и многи церкви поставиша по Суздалской стране, и церковь постави камену на Нерли, святых мученик Бориса и Глеба, и святаго Спаса в Суздале, и святаго Георгиа в Володимери камену же, и Переаславль град перевед от Клещениа, и заложи велик град, и церковь камену в нем доспе святаго Спаса, и исполни ю книгами и мощми святых дивно, и Гергев град заложи и в нем церковь доспе камену святаго мученика Георгиа» (ПСРЛ. 24:77).

В Кидекше сохранились остатки оборонительных валов – вблизи устья речки Каменки («Каменка» на угро-финском языке – «Кидекша»), которая сливается с Нерлью, впадающей в Клязьму. Вероятно, сама церковь закладывалась Юрием Долгоруким в честь своих младших сыновей Бориса и Глеба, получивших имена первых прославленных в земле Русской святых – покровителей княжеского дома. Кидекшская церковь послужила усыпальницей для одного из этих сыновей Юрия Долгорукого – князя белгородского и туровского Бориса Юрьевича, умершего в 1159 году. Здесь же погребена его жена Мария (†1161) и их дочь Ефросиния (†1202).

Борисоглебский храм, по-видимому, замышлялся как главный собор городка Кидекши на восточных границах Суздальского княжества, что и отразилось в сдержанности его внешнего декора и простоте линий. Не следует забывать, что храм в Кидекше – наравне со Спасо-Преображенским собором в Переславле Залесском – наиболее ранняя белокаменная постройка Северо-Западной Руси.

Впрочем, и здесь наблюдаются очевидные параллели с западноевропейским романским искусством, чуть более ярко проявившиеся в других памятниках храмового зодчества Владимиро-Суздальской земли

В частности, обращает на себя внимание аркатурный пояс из т. н

«ломбардских арок», делящий боковые прясла храма на два яруса. Характерен перспективный портал очень простого профиля – в виде трех уступов (сохранился только с северной стороны) – с немного вынесенным замковым камнем на передней арке. Над аркатурным пояском в пряслах – т. н. «поребрик». Барабан также имел городчатый пояс (его остатки были найдены под кровлей храма). Цоколь Борисоглебской церкви (в настоящее время находящийся под зелёй) – простейшей прямоугольной формы. Внутри храма крестчатые столбы, лопатки простые однообломные, а наружные двухуступчатые. На некоторых камнях кладки можно увидеть идентичные знаки княжеских мастеров – такие же, как и на стенах Спасо-Преображенского собора в Переяславле.

Церковь Бориса и Глеба – одноглавая, четырехстолпная, трехапсидная. Сложена из прекрасно отесанных и положенных почти насухо квадров качественного белого камня. В плане храм без учета апсид очень близок к квадрату. Наружные лопатки делят стены на три неравных прясла (средние прясла шире и выше боковых). Уступообразное сужение наружных лопаток создает «перспективность» прясел. Внутренние лопатки соответствуют наружным, соответствуют им и крестчатые столпы. Над западным порталом в стене со стороны интерьера выложена разгрузочная арка.

Размеры Борисоглебской церкви, сторона подкупольного квадрата, общие пропорции, конструктивные особенности, профиль лопаток, декор близки еще одному сохранившемуся храму 1152 года – Спасо-Преображенскому собору в Переславле-Залесском. В связи с этим верх храма достаточно адекватно реконструируется по аналогии со Спасским собором.

Скорее всего, при нашествии монголов Кидекша пострадала, но уже в 1239 году здание церкви Бориса и Глеба было отремонтировано и освящено, и в нем, вероятно, было устроено белокаменное седалище и резная алтарная преграда. Но вскоре сам городок захирел и его жители переселились в соседний Суздаль. В «Списке русских городов дальних и ближних» (XIV-XV века) Кидекша не значится.

В XVI-начале XVII века глава и часть сводов церкви обрушилась. В 1660-х годах глава, своды и восточные столпы храма были разобраны полностью, а апсиды и восточные части северной и южной стен – до уровня аркатурного пояса. Затем восточные столпы были сложены вновь, и храм был перекрыт сомкнутым сводом с маленькой главкой. В таком виде храм сохранился до наших дней.

Паломнические поездки к Церкви Бориса и Глеба в с. Кидекша

  • Поездка из Москвы в Церковь Бориса и Глеба в с. Кидекша
  • Поездка из Москвы в Церковь Бориса и Глеба в с. Кидекша

Церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша | Достопримечательности Суздаля

Суздаль « Достопримечательности « Кидекша « Церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша

Село Кидекша находится в пяти километрах от Суздаля по старинному Нижегородскому тракту. Село это древнего происхождения. Как указывает летопись, здесь съезжались князья Борис и Глеб, один из Мурома, другой из Ростова, для совместной поездки в Киев для погребения отца — князя Владимира. Это было в 1015 году. Стало быть, Кидекша в то время уже существовала.

В середине XII века первый самостоятельный Суздальский князь Юрий Долгорукий облюбовал место, расположенное при впадении реки Каменки в Нерль, и основал здесь свою резиденцию. Были насыпаны земляные валы, по которым устроена деревянная крепость с башнями и воротами, построен дворец и придворная белокаменная церковь (1152) в честь князей — предков Юрия — Бориса и Глеба.

Ничто, кроме остатков земляного вала и церкви Бориса и Глеба, в настоящее время не напоминает о былом государственном значении этого, ныне тихого и обычного села.

Учреждением крепости в Кидекше Юрий Долгорукий имел в виду отделиться от враждебных его политике суздальских бояр. Путем контроля над торговлей по рекам Нерль и Каменке, Юрий Долгорукий поставил в экономическую зависимость международную торговлю.

Легенда говорит о том, что с тех пор, как князь оставил свой замок на Нерли, т.е. покинул его, это поселение стало называться местом покинутым, отчего и произошло название «Покидекша», а потом «Кидекша».

В Борисоглебской* церкви в настоящее время сохраняются погребения Бориса Юрьевича, его жены и дочери. В 1238 году, при нашествии татаро-монголов, церковь была повреждена и на другой год восстановлена и освящена епископом Кириллом.

Дальнейшая судьба княжеской резиденции остается неясной. В XVII веке мы видим Борисоглебский храм уже не придворным, а монастырским. Кто и когда основал монастырь, неизвестно. Это был один из тяжелых периодов существования белокаменного древнего храма. Он долгое время находился в запустении и без ремонта. Проведенный в XVII веке ремонт не восстановил здание в его начальном виде. Старые формы были законсервированы, построены новые своды, заменены восточные столбы. С фасадов здание лишилось восточных закомар — арок, завершавших стены до половины здания. На центральном своде поставлена небольшая декоративная главка с луковицей. Уже в XIX веке к западному фасаду была пристроена паперть. В таком виде Борисоглебская* церковь и существует до наших дней.

Как ни странно, принадлежал монастырь не Суздалю, а Нижегородской епархии и был приписан к Печерскому монастырю. Монастырский колокол с надписью 1552 года принадлежал Нижегородскому Печерскому монастырю.

XVIII век несколько обогатил Кидекшанский монастырь постройками: тогда были созданы колокольня, Стефановская зимняя церковь, Святые ворота и ограда, огибающие этот замечательный архитектурный комплекс.

Прекрасный вид открывается на памятники Кидекши из-за реки Нерль. На высоком берегу высится белокаменный храм времен Юрия Долгорукого. Его формы монументальны, тяжеловесны, строги, пропорции принижены. Вид его суров, так же как сурово было время походов Юрия Долгорукого. Фасады членены простыми пилястрами — лопатками на три части, которые вверху соединялись плавными дугами закомар. Посередине фасадов проходит аркатурный поясок, состоящий из небольших арочек, поставленных на консольки, выше их идет лента поребрика (белокаменной кладки в виде пилы). Здесь еще нет той узорочности из колонок с витиеватыми консолями, которые мы видим на более поздних памятниках Владимира и Суздаля. Позднейшие надстройки: кровля и новая главка с луковицей искажают впечатление былого величия этого прекрасного здания.

По своей архитектуре Борисоглебский храм в Кидекше является родоначальником, прототипом возникших после него классических произведений владимиро-суздальской архитектуры эпохи Андрея Боголюбского и его брата Всеволода III.

* Одноименная Борисоглебская церковь находится в самом городе Суздале, недалеко от Музея деревянного зодчества и Суздальского Кремля…

Церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша на карте Суздаля »

Как добраться

Исторически значимый поселок Кидекша располагается во Владимирской области. Чтобы побывать в этом месте, лучше для начала добраться до Суздаля. Существуют несколько рейсовых автобусов до поселка, однако они ходят не так часто. Есть возможность воспользоваться услугами такси. Кроме того, есть и владельцы частного автомобильного транспорта, которые с большим удовольствием за небольшую плату отвезут вас до Кидекши и даже прямиком до достопримечательностей.

Полезно знать: Кидекша находится всего в 3-4 километрах от упомянутого ранее Суздаля, поэтому в хорошую погоду при желании можно дойти до поселка пешком и посмотреть ближайшие окрестности.

До Суздаля из других российских городов можно добраться разными путями. Так, из Москвы идет поезд до Владимира, а уже потом можно добраться рейсовыми автобусами или иным видом транспорта. Прямой железной дороги от столицы России до Суздаля не существует.

Многие отмечают, что лучшим способом доехать до Суздаля из Москвы – это купить билет на автобус, так как этот вариант является более экономичным и по времени и в финансовом плане.

От столицы до Суздаля чуть более 200 км. Обычно требуется 4 часа, чтобы добраться до места. Пользуясь личным автомобилем, с помощью современных средств, можно выстроить удобный маршрут без пробок.

Композиция «Сотворение мира» в Кидекше

На рубеже XIX-XX столетий к западному фасаду церкви был пристроен притвор. К 300-летию династии Романовых, в 1913 году, свод притвора был расписан на тематику Ветхого завета.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Композиция «Сотворение мира», 1913 год.

Композиция эта называется «Сотворение мира». Она состоит из девяти медальонов.

В экспозиции храма имеется схема расположения медальонов.

Медальон № 1. «Первый день творения».

«И сказал Бог: да будет свет…»

Медальон № 2. «Второй день творения».

«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды…»

Медальон № 3. «Третий день творения».

«И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша…»

Медальон № 4. «Четвёртый день творения».

«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли…»

Медальон № 5. «Пятый день творения».

«И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной …»

Медальон № 6. «Шестой день творения».

«И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду ея. Скотов и гадов, и зверей земных,  вода пресмыкающихся… И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…»

Медальон № 7. «Седьмой день творения» («Отечество»).

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои… и почил в день седьмой ото всех дел Своих…»

Медальон № 8 – «Грехопадение».

Нарушив заповедь Бога, Адам и Ева согрешили, отведав плод с запретного древа познания добра и зла.

Медальон № 9. «Изгнание из Рая»

Архангел Михаил с мечом в руках изгоняет плачущих Адама и Еву из Рая.

Такое вот краткое наглядное изложение библейских сюжетов.

По сторонам портала (входа в центральную часть храма) – изображения архангела Гавриила (слева) и Михаила (справа).

Архангел Гавриил. Роспись западного притвора. Левая сторона

Архангел Михаил. Роспись западного притвора. Правая сторона

Чудесное всё-таки место – Кидекша. Удивительное. Как ужились тут разные стили, разные эпохи на нескольких десятках квадратных метров и даже в одном храме? От XII до начала XX века – и всё в одном храмовом комплексе. И при этом ничто не режет глаз своим несоответствием. Простая, гармония, живая история, в которой важна всякая деталь…

Фреска в центральной апсиде

Очень хотелось бы снова побывать в Кидекше. И рассмотреть внимательнее то, что окинула только беглым взглядом, спеша на встречу с ярким красавцем Суздалем, городом-праздником, с которым так трудно соперничать скромной Кидекше.

Многие говорят, что на фоне Суздаля Кидекша меркнет. Большинство туристов и вовсе ленятся заглядывать сюда. Считая, что незачем, если рядом, всего в четырёх километрах – ещё одна живая история, к тому же куда более известная – бывшая столица княжества, Суздаль.

А я очень стремилась сюда, именно в это село с таким странным именем. И мне повезло. Я видела эту тихую, неяркую, но такую величественную древность.

А Вы были в Кидекше? И что больше всего запомнилось?

——————

Схожие записи:

История

В Кидекше сохранились остатки оборонительных валов — вблизи устья речки Каменки, которая сливается с Нерлью. Вероятно, сама церковь закладывалась Юрием Долгоруким в честь своих младших сыновей Бориса и Глеба, получивших имена первых прославленных в земле Русской святых — покровителей княжеского дома. Кидекшская церковь послужила усыпальницей для одного из этих сыновей Юрия Долгорукого — князя белгородского и туровского Бориса Юрьевича, умершего в 1159 году. Здесь же погребена его жена Мария (†1161) и их дочь Ефросиния (†1202).

Скорее всего, при нашествии монголов Кидекша пострадала, но уже в 1239 году здание церкви Бориса и Глеба было отремонтировано и освящено, и в нём, вероятно, было устроено белокаменное седалище и резная алтарная преграда. Но вскоре сам городок захирел и его жители переселились в соседний Суздаль. В «Списке русских городов дальних и ближних» (XIV—XV века) Кидекша не значится.

В XVI — начале XVII века глава и часть сводов церкви обрушилась. В 1660-х годах глава, своды и восточные столпы храма были разобраны полностью, а апсиды и восточные части северной и южной стен — до уровня аркатурного пояса. Затем восточные столпы были сложены вновь, и храм был перекрыт сомкнутым сводом с маленькой главкой. В таком виде храм сохранился до наших дней.

В 1780 году рядом с храмом Бориса и Глеба была построена «зимняя» Стефановская церковь, а также восьмигранная шатровая колокольня, которая со временем наклонилась до такой степени, что уклон стал заметен невооруженным глазом.

Церковь Бориса и Глеба была обследована археологами самого высокого уровня как дореволюционной России, так и СССР. Одной из задач была подготовка к проведению инженерных работ, целью которых являлось создание отопительной системы, чтобы предотвратить губительную для храма влажность. Последние раскопки в храме проводились в 2011 году группой Вл. В. Седова. В храме был частично снят пол и восстановлен до того уровня, который был в XII веке. Были обнаружены неизвестные ранее детали внутреннего убранства храма: основания позднего иконостаса, нижняя часть белокаменного престола с отпечатками четырёх ножек и омфалий. Омфалий представляет собой камень розоватого цвета, лежащий в центре храма. В настоящее время он включён в экспозицию. В древнерусской архитектуре каменный омфалий XII в. из Кидекши уникален, известен только более ранний мозаичный экземпляр X в. в Десятинной церкви и примеры из древнерусской архитектуры XIV в. Также был обнаружен белокаменный саркофаг и фрески XII века.

Архитектура церкви Бориса и Глеба

Борисоглебская церковь в Суздале представляет собой пример храма типа «восьмерик на четверике» — на мощном четырёхгранном основании установлен восьмигранник, увенчанный барабаном с главой в виде удлинённого шлема. Пилястры по углам храма, а также резные наличники и портал выполнены в стиле «барокко». К основному объёму здания примыкают апсида и низкая трапезная, перекрытая коробковым сводом. К трапезной пристроена четырёхгранная колокольня в стиле «барокко», завершённая иглой-шпилем.

Рейтинг достопримечательности:

Рейтинг 2.00

← СУЗДАЛЬ ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ СОБОРЫ СУЗДАЛЯРОССИЯ →

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

В четырех километрах от Суздаля в селе Кидекша

сохранился редкий памятник – один из первых храмов владимиро-суздальского белокаменного зодчества,церковь Бориса и Глеба. Она была построена в 1152 г. дружиной мастеров суздальского князя Юрия Долгорукого. Древнее (еще дославянское) село Кидекша стоит вблизи устья реки Каменки, где она сливается с важнейшей жизненной артерией края – Нерлью, текущей в Клязьму. Строя здесь укрепленный городок, князь хотел взять под свой контроль речной выход от Суздаля. По преданию, здесь, на месте княжеского двора случилась встреча двух «святых князей-братьев» – Бориса Ростовского и Глеба Муромского, ехавших по зову отца, Владимира Красное Солнышко, в Киев. Впоследствии они оба были убиты другим своим братом, Святополком Окаянным

Эта легенда о причастности к суздальским местам первых русских святых поднимала престиж Суздаля, что было важно в борьбе за первенство среди русских княжеств

Борисоглебская церковь, возможно, была центром княжеского двора, окруженного земляной насыпью

Поступок Юрия Долгорукого – строительство княжеского двора вдали от столицы на стратегически важном месте речного пути – почти через десять лет повторил его сын Андрей Боголюбский, построив Боголюбов-город. Но в отличие от Боголюбова, в Кидекше не сохранилось дворцовых строений, а только сама церковь

Пробыл в Кидекше князь недолго: в 1155 г. он сел на княжение в Киеве, где вскоре умер.

Церковь Бориса и Глеба еще не блещет утонченным мастерством (как, например, Успенский и Дмитриевский соборы), но простота, тем не менее, придает ей особую притягательность суровости и богатырской стати. Почти кубический по форме, с тремя выступающими могучими полуцилиндрами апсид, храм практически лишен резного убора. Только поясок поребрика и небольшие городчатые карнизы украшали простые белые фасады. Со второй половины XIII в. началось запустение храма, его своды вместе с главой разрушились. Лишь в XVI-XVII вв. его ремонтировали, используя старый белый камень. Но четырехскатная крыша с маленькой главкой совсем не отражали первоначального облика древнего храма.

Построенный в 1152 г. храм, видимо, в течение трех-четырех десятилетий оставался не расписанным. В 1947 г. были открыты фрагменты фресковой росписи церкви, которые, по мнению исследователей, принадлежат 1180-м годам. Вероятно, роспись была сделана по распоряжению Всеволода III, о чем говорят многочисленные изображения райских деревьев и птиц, что характерно для белокаменного резного убранства его времени и являлось отходом от канонической системы росписи. Кроме того, сохранились фрески аркосолия (специальной арочной ниши, устроенной в толще стен) северной стены под хорами. На них, видимо, изображена мать Всеволода III в роскошных императорских одеждах рядом с фигурой святой Марии. Это не случайно, т.к. здесь были погребены сын Юрия Долгорукого – Борис, кому, видимо, перешел во владение княжеский городок, и его жена Мария. В аркосолиях до сих пор сохранились их гробницы.

К югу от храма в конце XVII-начале XVIII вв. были поставлены Святые ворота, ведущие к спуску на реку. В 1780 г. рядом с древним холодным храмом была поставлена теплая Стефаниевская церковь, которая напоминает своей высокой двухскатной кровлей каменный жилой дом XVII-XVIII вв. в Суздале. Комплекс завершается шатровой колокольней XVIII в.

Таким образом, в архитектурный ансамбль в Кидекше входят строения, разделенные во времени пятью столетиями, но удивительно органично связанные между собой. Если смотреть на комплекс со стороны Нерли, то особенно ощущается тонкое понимание древними зодчими гармонии архитектуры и природы.

В настоящее время церковь святых Бориса и Глеба в Кидекше принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Она внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Время работы (с 01 декабря 2021 года по 30 апреля 2019 года):

  • понедельник, среда-суббота: с 10:00 до 17:00;
  • воскресенье: с 10:00 до 16:00;
  • вторник – выходной день;
  • 4-й понедельник месяца – санитарный день.

Дизайн интерьера

Строительство Борисоглебской церкви длилось 40 лет и, вероятно, во время работ ее украсили не сразу. Поэтому его интерьер был таким же суровым и трезвым, как и сегодня. Только цветные значки; возле алтаря зажгли свечи в белостенном пространстве церкви. Краска фрагменты фресок , обнаруженных в 1947 году восходит к концу XII – го  века. Весьма вероятно, что они были созданы по просьбе Всеволода III Владимирского, который хотел почтить как свою отцовскую линию, так и свою мать, принцессу линии Комнинов. Он изображен на фресках северной стены в роскошных одеждах императрицы рядом с фигурой Марии, вдовы Бориса Юревича (сына Юрия Долгорукого ). Две фигуры, представленные в красно-розовых одеждах, тонко нарисованы на белом фоне в окружении пальм, великолепных фруктов, деревьев, очевидно, рая. Интересно, что камни хора, в котором семья князя стояла во время службы, также окрашены в ту же гамму красно-розовых и пурпурных оттенков в саду, который также является раем. Это расстояние от системной канонической живописи , но обозначает фундаментальную склонность к цветочным узорам, в храмах Суздаля XIII – го  века.

Что еще посмотреть в Кидекше

В конце XII-начале XIII вв. тогдашняя Кидекша была довольно большим и развитым городом. Можно приблизительно сопоставить его с Дмитровом и Суздалем. К сожалению, городок утратил и свой статус, и свою мощь в 1238 году, когда татаро-монгольское иго разорило его во время набега.

Еще одна достопримечательность Кидекша – Стефановская церковь, построенная в 1780 году. И сегодня это действующая церковь, в которой сохранились традиции и убранство провинциальных храмов Российской империи 18 века. Рядом находится восьмигранная шатровая колокольня, которая под действием времени довольно сильно наклонилась. А если подняться на подиум, то можно насладится прекрасным видом простор Суздальских земель и реки Нерль.

Кидекша открывается многим с разных сторон. Туристы признаются, что село действительно особенное, оно словно пропитано мистическим и глубоким воздухом. Кстати, само название села на мерянском означает «каменистая речка», а Кидекша стоит в устье речки Каменки, впадающей в Нерль.

Кикдеш – это совсем небольшая деревушка в 3 улицы и 120 местных жителей. Здесь нет отелей и ресторанов. Чтобы ознакомится с достопримечательностями Кидекша вам будет достаточно 1 часа времени. Но если вы будете проезжать неподалеку, обязательно заезжайте сюда, и вы не пожалеете о потраченном часе.

Дальнейшее развитие

Несомненно, Кидекча пострадала от монгольских нашествий. ( Золотая Орда ) в 1238 году опустошила Суздаль и Владимир. Однако с 1239 г. Борисоглебская церковь была отремонтирована и освящена. Вероятно, в это время были пристроены белокаменное сиденье и резная скамья перед алтарем. Но пострадал прежде всего город и его жители, эмигрировавшие в соседний город Суздаль . В «списке дальних и ближних городов России», который служил справочником, Кидекча больше не значится.

В XVI – го  века – начала XVII – го  века, купол и часть крыши церкви были разрушены. В году купол , своды и колонны с восточной стороны были полностью разобраны. В апсиды и части на восток, север и юг стены обрушили на уровне арок . Затем колонны на востоке были перестроены, а церковь прикрыли сводом и небольшим куполом. Именно этот аспект он сохранил по сей день.

Древний город Кидекча и церковь Святых Бориса и Глеба внесены ЮНЕСКО в Список всемирного наследия .

Что посетить в Кидекше туристу обязательно

Бесспорно, главной приманкой для туристов в Кидекше является древний Борисоглебский храмовый комплекс

Помимо прекрасного сооружения, в селе привлекают внимание высокие оборонительные валы и даже центральная улица: в многовековой Кидекше даже обычная с виду дорога является частью истории

Борисоглебский храм

Адрес: улица Старая.

Храм святых Бориса и Глеба – центр древнего архитектурного комплекса, один из самых ранних образцов белокаменного зодчества, созданных до нашествия татаро-монголов. Небольшая однокупольная постройка – самая старая во всей Северо-Восточной Руси. Здание возвели в 1152 году по велению князя Юрия Долгорукого. В 1159 году при новой церкви обрёл вечный покой сын князя Борис, позже рядом с ним были похоронены его супруга Мария и дочь Ефросиния.

Изначально рядом с храмом стоял деревянный княжеский терем, оба здания соединял специальный переход. Княжеская резиденция не уцелела, в то время как собор пережил и буйства стихий, и неоднократные вражеские набеги. В 17 веке сооружение частично обрушилось, строители восстановили храм, но внесли в его облик небольшие изменения. Начиная с 19 века на территории церкви проводились археологические раскопки. После Революции памятник архитектуры закрыли для верующих, однако не разрушили и сохранили для истории.

Во время раскопок учёные обнаружили красочные фрагменты фресок 12 столетия, основание каменного престола и множество других древних элементов внутреннего убранства церкви. В 1992 году уникальный храм внесли в список Объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время в здании работает музейная экспозиция.

Древний тракт

Адрес: улица Центральная.

Прогуливаясь по Центральной улице Кидекши, можно почувствовать себя средневековым путешественником. Дорога, по которой сегодня ступают ноги сельчан и приезжих туристов, сотни лет назад являлась частью пути из Суздаля в Городец.

Улица – практически ровесник поселения, не так давно ей исполнилось 850 лет. Не одно поколение торговцев передвигались по этому пути в Городец и Нижний Новгород. Сегодня дорога покрыта асфальтом и лучше подходит для путешествий пешком и на транспорте, но уже не имеет большого значения для торговли.

Кидекшские оборонительные валы

Адрес: село Кидекша.

Между современной Кидекшой и устьем Каменки можно увидеть длинные невысокие холмы. Возвышенности имеют искусственное происхождение, в 12 веке их соорудили защитники села. Князь Юрий Долгорукий планировал превратить свою резиденцию в крепость и окружил ее валами. Остатки сооружений сохранились также к северо-западу от храмового комплекса, высота отдельных холмов достигает пяти метров.

Не пропустите: Достопримечательности Владимирской области — ТОП-35

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий