Домик Петра I в Санкт-Петербурге – где находится, время работы

Музей Петра I в Измайлово

В пешей доступности от Измайловского Кремля находится тихий уединенный остров с парковой зоной, на котором можно посмотреть царскую усадьбу Измайлово. Земли в этих местах подарены Иваном Грозным Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву, брату своей первой жены Анастасии Романовны. Он считается основателем царской династии Романовых.

Мостовая башня и Покровский собор сохранились в Измайловской Усадьбе со времен царя Алексея Михайловича

Задние ворота Государева двора (1670 г) в Измайловской усадьбе

С 1640г усадьбой владел сын Ивана Никитича, Никита Иванович Романов, а после его смерти, в 1654г село отошло в ведение Приказа Большого Дворца, став летней загородной усадьбой царя Алексея Михайловича.

Сын Алексея Михайловича, будущий царь Петр I, очень любил проводить время в Измайловской Усадьбе. Здесь он проводил маневры своих «потешных полков» в 80-х годах 17 века. Из этих «потешных полков» впоследствии сформировали Преображенские и Семеновские полки, ставшие элитой русской армии тех лет. Также на Серебряном пруду проводились потешные баталии небольших кораблей, благодаря чему Измайлово называли «колыбелью русского флота».

Читать подробнее о Музей Петра I в Измайлово

Фото и описание

Около Троицкой площади на Петропавловской стороне Невы стоит довольно неприметный домик, окруженный кованой оградой. Это Домик Петра I – уникальный памятник истории и архитектуры, деревянное жилое строение, имеющее уже более 300 лет от роду. Это первое здание, построенное в Петербурге для российского государя задолго до возведения Летнего, и, тем более, Зимнего дворца. Место было выбрано неслучайно за Петропавловской крепостью: отсюда удобно было наблюдать за всеми стратегически важными объектами — водными просторами Невы, окружающей местностью и бастионами крепости.

Дом был срублен всего за три дня в конце весны 1703 года солдатами – плотниками (вполне возможно – шведами, взятыми в плен в Северной войне). Стены сделан из соснового бруса, (причем по повелению царя были использованы деревья, росшие именно на этом месте), а крыша была покрыта гонтом, представляющим собой плоские деревянные дощечки, напоминающие черепицу. Гребень крыши был украшен резными изображениями мортир и бомб с горящими фитилями, что было намёком на то, что хозяин дома – капитан-бомбардир.

Домик был небольшим, площадью всего 60 квадратных метров и предназначался для краткосрочного пребывания в нём государя, укрытия от непогоды и летнего отдыха

Но недаром современники именовали его дворцом, «красными хоромцами»: Домик внешне был красив и даже издали приковывал внимание. Наружные стены его покрасили под крупный кирпич красной масляной краской. Окна отливали особым светом «лунного» стекла

При необходимости их можно было закрыть густо-вишнёвого цвета ставнями, которые были закреплены на вызолоченных кованых петлях. Около Домика был сооружен флагшток, на который во время присутствия государя в его резиденции поднимался желтый царский штандарт с чёрным двуглавым орлом, держащим в клюве и лапах карты трёх русских морей

Окна отливали особым светом «лунного» стекла. При необходимости их можно было закрыть густо-вишнёвого цвета ставнями, которые были закреплены на вызолоченных кованых петлях. Около Домика был сооружен флагшток, на который во время присутствия государя в его резиденции поднимался желтый царский штандарт с чёрным двуглавым орлом, держащим в клюве и лапах карты трёх русских морей.

При входе в дом посетители попадают в сени, из которых можно пройти в две светлицы (горницы): налево – столовая, а за ней небольшая спальня, направо – кабинет. Двери были корабельными, снятыми со шведских кораблей, добычи Северной войны, на них еще остались фрагменты живописи. Домик не отапливался, но в кабинете была изразцовая печь. В комнатах воспроизведена обстановка петровских времен. Стены обиты парусиной. И как самая примечательная деталь – в Домике имеется бронзовая табличка, обозначающая рост царя — 2 метра 4 сантиметра.

Для сохранения первого дворца Петербурга по указанию Петра I в 1723 году вокруг Домика был возведен “футляр” по проекту архитектора Трезини – открытая каменная галерея с крышей. В середине девятнадцатого века был выстроен новый, значительно более просторный, с большими окнами, каменный футляр по проекту архитектора Р.И.Кузьмина, который в 1889 году был еще более расширен с севера и юга.

«Медный всадник»

Сенатская площадь

Самый знаменитый памятник Петру I – это, конечно же, «Медный всадник». Хотя скульптура бронзовая, такое название закрепилось благодаря поэме А. С. Пушкина. Для работы над монументом Екатерина II пригласила французского скульптора Этьена Фальконе. По его признанию, голова императора ему не удавалась, и ее автором стала ученица Фальконе М. Колло. Первый скульптурный монумент России работы был торжественно открыт 7 августа 1782 г. Образ всадника, вздыбившего коня над обрывом скалы, – гениальная находка Фальконе. Постаментом скульптуре служит цельный «Гром-камень», найденный в Лахте и доставленный в Санкт-Петербург по Финскому заливу и Неве на специально построенном судне. Надпись накладными бронзовыми литерами на русском и латинском языках  – «ПЕТРУ ПЕРЬВОМУ / ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ / лѣта 1782» и «PETRO PRIMO / CATHARINA SECUNDA / MDCCLXXXII» выполнена по тексту, редактированному самой императрицей.

Судьба монумента, являющегося одним из символов Санкт-Петербурга, неотделима от истории города. В 1803, 1903 и 2003 годах рядом с памятником проходили церемонии, связанные с юбилеями города. «Медный всадник» «видел» восстание декабристов на Сенатской площади. В годы героической обороны Ленинграда памятник был бережно укрыт. Накануне 300-летия Санкт-Петербурга памятник был полностью отреставрирован.

Корабль Гото Предесцинация

В конце 17 века, по решению царя Петра I, на берегу реки Воронеж около Воронежской крепости, началось строительство адмиралтейских верфей. Здесь начал создаваться военно-морской флот России.

Царь Петр I осознавал необходимость борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю, но при этом сохранялась угроза войны с Османской империей. Петр решил усилить Азовский флот многопушечными кораблями, чтобы сдержать Турцию, и предотвратить войну на два фронта. 

Корабль «Гото Предесцинация», один из первых русских кораблей, спущенных на воду Петром I в 1700 году

На Воронежском адмиралтействе в 1696-1711г были построены первые корабли для Военного флота России

В 1699г в Воронежской мастерской изготовлен первый в истории Андреевский флаг, который сейчас развевается на всех военных кораблях России. Всего в период с 1696 по 1711 гг здесь построено 215 кораблей, которые участвовали в осаде и штурме крепости Азов. Благодаря этому подписали мир с Турцией, после чего Петр I смог начать войну со Швецией.

В 2014 году на набережной Воронежа пришвартован воссозданный по историческим чертежам корабль Гото Предестинация (Божье Провидение). Это первый российский линейный корабль и первый корабль IV ранга по европейской классификации начала 18 века, созданный в России на Воронежских верфях без участия иностранных специалистов.

Читать подробнее о Корабль Гото Предесцинация

Интересные факты:

Место для строительства домика был выбрано позади Петропавловской крепости, чтобы из его окон хорошо просматривалась сама крепость и акватория реки Невы. Дом был срублен всего за три дня солдатами-плотниками Семеновского полка на манер русской избы. Однако, все остальное убранство было устроено по любимой для Петра I голландской архитектуре. Царь приказал декорировать домик под кирпичную кладку, а крышу — под черепицу. Такие аккуратные домики ему очень приглянулись за границей. Элементы пушек, бомб и мортир в отделке конька крыши (сейчас они утрачены) свидетельствовали о том, что Петр являлся почетным командиром роты бомбардиров Преображенского полка. Двери домика были сняты с плененных шведских кораблей.

Петр жил в домике в теплое летнее время с 1703 по 1708 годы, и с окончанием строительства Летнего и Зимнего дворцов более сюда не возвращался, поэтому дом со временем пришел в запустение. Уже при Петре I домик, называемый «старыми красными хоромцами», стал историческим памятником — в 1723 году вокруг него возвели защитную каменную галерею, но она оказалась бессильной против наводнений и прочей сильной непогоды. Тогда в 1784 году домик окружили стеной на фундаменте и кровельной крышей, а в 1844 году «футляр» обновили. Благодаря такой защите домик Петра I хорошо сохранился до наших дней.

Хотя рост царя был более двух метров, высота входной двери в домике — всего 1,82 метра.

Одна из комнат домика многие десятилетия в XIX-XX веках использовалась как часовня с хранимой иконой Спаса Нерукотворного Образа, которая сопровождала Петра I в военных походах.

В XIX веке вокруг постройки разбили окруженный чугунной решеткой сквер, деревья (дубы) в котором высаживали члены императорской фамилии. А в 1875 году перед домиком был установлен бронзовый бюст Петра I работы скульптора П. Л. Забелло. В начале XX века на Петровской набережной перед домиком устроили парадную пристань с китайскими львами Ши-цза.

Музеем домик стал в 1930 году, когда в нем открыли историко-мемориальную композицию с подлинными вещами самого Петра, размещенными в кабинете, столовой и спальне. Интересно, что зеркало, имеющееся в доме, не могло в действительности быть в покоях императора, так как в то время оно осуждалось церковью. Музейная экспозиция, кроме самого домика, включает материалы о событиях Северной войны, основании Петербурга и истории самого здания, а также лодку-верейку, собственноручно сделанную самим Петром I.

Домик Петра I включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Петровская набережная, 6.

Домик Петра I на карте:

Как добраться:
Домик находится на Петроградском острове возле Троицкой площади на Петровской набережной.

Ближайшая станция метро — «Горьковская». Наземный транспорт — остановка «Троицкая площадь».

История создания Летнего дворца

С началом строительства на левом берегу Невы Адмиралтейства началось также строительство жилых зданий. Участок берега Невы между Безымянным ериком (Фонтанкой) и речкой Мьей (Мойкой) Пётр I выбрал для своей летней резиденции.

Сначала Пётр I жил в деревянном домике, построенном в 1903 году и совсем непохожем на царскую резиденцию. Этот деревянный дом Пётр и назвал своим «летним дворцом», а потом это название по наследству перешло к новому зданию, в котором царская семья действительно жила в летнее время.

После того, как Мойку соединили с Невой Лебяжьим каналом, образовался небольшой остров. В северной его части в 1710–1714 годах был сооружен Летний дворец, который был одним из первых каменных дворцов в Санкт-Петербурге. Автор проекта — архитектор Д. Трезини. Внутренние интерьеры созданы под руководством немецкого скульптора и архитектора Андреас Шлютер. По преданию, царь поручил построить дом так, чтоб здание символизировало новую политику России. Тогда Д. Трезини расположил здание резиденции так, что шесть из его двенадцати окон смотрели на восток, а другие шесть — строго на запад. «Так и наша Россия одинаково обращена и к Западу, и к Востоку», — пояснил архитектор, и царь одобрил такое выражение своих идей. Пётр I любил Летний дворец и жил в нем со своей семьей с весны до поздней осени.

В резиденции царя была построена первая система канализации города. Вода подавалась в дом насосами, а уходила в Фонтанку. Поскольку дом с трёх сторон омывался водой, движущей силой системы было течение Фонтанки. После наводнения 1777 года небольшая бухта перед домом — Гаванец, была засыпана, а система канализации перестала действовать.

В вестибюле дома было совершено покушение на Петра I одним из раскольников.

В 1925 году Летний дворец передан Русскому музею, а с 1934 года ему присвоен статус самостоятельного Историко-бытового музея.

В 60-х года XX века удалось восстановить многие первоначальные элементы Летнего дворца в ходе научной реставрации музея, проведенной под руководством архитектора А.Э. Гессена.

Портреты Петра I и Екатерины I

После смерти Петра I и Екатерины I в их доме почти никто не жил. Одно время в нём проходили заседания Верховного Тайного совета, а позже сюда приезжали отдыхать императорские придворные. Сами цари тут бывали редко.

Внешний облик дворца за три века почти не изменился. Это объясняется тем, что ещё при жизни императора, у Лебяжьей канавки, построили новые летние палаты. После постройки большого Летнего дворца Елизаветы Петровны на берегу Мойки (на месте нынешнего Михайловского замка) старый дворец Петра I оказался заброшенным. Это спасло его от переделок и сохранило его первоначальный вид. В прежнем виде сохранился Зелёный кабинет, столовая и помещения, в которых жили фрейлины Екатерины I.

Столовая

Зелёный кабинет

Остались личные вещи Петра и Екатерины, ставшие позже главными экспонатами музея.

Кровать в спальне Екатерины I

Экскурсии

В программу экскурсионного обслуживания входят несколько этапов:

  • Начало осмотра – в северной части верхнего шатра. Гостям сообщают сведения о войне со Швецией, начале возведения северной столицы и историю музея
  • Далее — визуальный осмотр Домика снаружи и изучение его архитектурных и декоративных примет. Экскурсоводы повествуют о всевозможных методах реставрации и открытиях, произошедших во время этих работ
  • Следующий этап экскурсии – знакомство с внутренними помещениями и обстановкой Домика через окна. Экскурсоводы подробно описывают убранство кабинета, столовой и спальни, указывая на подлинные вещи царской особы
  • Финальный аккорд – осмотр в южной части защитного короба лодки, сработанной самим царём, и его бюста

Памятник в Усть-Ижоре

Пос. Усть-Ижора, Шлиссельбургское шоссе, у д. 219

В 1240 г. в месте впадения реки Ижоры в Неву происходила битва новгородцев со шведами. Одержавший победу новгородский князь Александр Ярославич получил за неё прозвание Невский. Согласно преданию, в 1712 г. Пётр I сам указал место на левом берегу Ижоры, где в память о сражении поставили деревянную Александро-Невскую церковь. Храм горел, восстанавливался, перестраивался в камне и вновь разрушался. Наконец, в 2002 г. отреставрированная церковь была освящена.

Автор памятника Петру I в Усть-Ижоре – скульптор А. В. Дегтярёв. Бюст выполнен во временном материале (бетон, тонированный под металл), но предполагается его отливка из чугуна; постамент гранитный. Фигура царя (с обрезом ниже пояса) облачена в стилизованные доспехи, с плащом, закреплённым фибулой на левом плече, со звездой на латах и лентой через правое плечо ордена Андрея Первозванного. Левая рука полусогнута в локте, правая держит свиток. На цилиндрическом гранитном постаменте накладной картуш с надписью «Пётр I». Открытие памятника состоялось 30 мая 2002 года, в связи с 330-летием со дня рождения Петра I.

Бюст у здания Петроградской районной администрации

Большая Монетная ул., д. 19

Памятник Петру I установлен у здания Петроградской районной администрации 16 мая 2003 г. – к 300-летию Санкт-Петербурга. Первоначально в 1994 г. его установили у стадиона «Петровский», однако в следующем году голову Петра похитили, правда, вскоре нашли и передали в районную администрацию.

Бронзовая голова Петра I, соединённая с фрагментом нагрудника, покоится на узком квадратном в плане постаменте из гранита. На бронзовой табличке – лаконичная надпись: «Петру I – 2003». Авторы памятника – скульптор В. Э. Горевой и архитектор Ж. М. Вержбицкий.

Петроградский район ведёт свою историю со времени основания города. Его территорию составляют семь островов дельты Невы, их современные названия: Заячий, Петроградский, Аптекарский, Петровский, Крестовский, Каменный и Елагин. 16 мая 1703 года на Заячьем острове была заложена крепость Санкт-Питер-бурх, которая с постройкой собора апостолов Петра и Павла стала именоваться Петропавловской. Старейшей площадью города является Троицкая, расположенная на Петроградском острове, названная по церкви, построенной в 1710-х гг. Храм не сохранился, но в память о нём на площади сооружена Троицкая часовня. Площадь была первым административным, торговым и духовным центром города – там находился Сенат, Синод, коллегии, торговый рынок.

Наружное убранство Летнего дворца Петра I в Санкт-Петербурге

Здание построено в стиле барокко. Мы видим четкие пропорции и многочисленные окна, а также барельефы и лепной фриз под кровлей.

Барельеф с изображением Юпитера с орлом и громовидными стрелами, у ног его богиня в короне

Строение было рассчитано не для торжественных приемов, а как жилище для царя и его семьи. Здание имеет строгий облик. Крыша высокая, четырехскатная, водостоки выполнены в виде крылатых драконов. Фасады украшены фризом из двадцати девяти барельефов, разделяющих этажи.

Барельеф «Похищение Амфитриты»

Изображения барельефов рассказывают о военных успехах России. В образе Персея мы узнаем Петра I. Барельеф над главным входом со стороны сада представляет нам в окружении знамен и трофеев богиню мудрости, покровительницу наук и ремесел Минерву.

Барельеф «Минерва, окруженная военными трофеями»

Из-за постоянной подсыпки грунта цоколь здания почти не виден, а здание кажется невысоким.

Дворец Монплезир в Петергофе

Дворец Монплезир это любимая загородная резиденция царя Петра I. Его историческое значение не меньше, чем у расположенного выше Большого Петергофского дворца. Оба дворца начали строить одновременно в 1714 году, но Монплезир построили при Петре, и император активно им пользовался. Строительство Большого дворца завершили существенно позже.

Дворец Монплезир в Петергофе был спроектирован лично Петром I

Парк перед дворцом Монплезир также был спроектирован царем Петром I

В основу проекта, а также внутренней отделки Монплезир (от французского слова – Мое Удовольствие) легли личные рисунки и наброски царя. Место его строительства также указал сам Петр I. 

Царь Петр I очень часто посещал его. Здесь проходили заседания, встречи, приемы. Здесь Петр разместил коллекции картин и также китайского фарфора, которые он собирал лично. Самый большой Парадный зал расположен в центре  – это очень красивый образец петровского барокко. Многие интерьеры дворца сохранены в неизменном виде, что делает Монплезир очень ценным музеем Петра I.

Читать подробнее о Дворецt Монплезир в Петергофе

Музей

С 1930 года и по сегодняшний день домик Петра I является историко-мемориальным музеем. Он закрывался лишь в годы Великой Отечественной войны. Его окна заколачивали фанерами, и закрашивали серой краской для маскировки. За его сохранностью следили дежурные. Он открылся самым первым среди музеев в Санкт-Петербурге для посетителей — уже в сентябре 1944 года.

После войны были проведены реставрационные работы. В «футляре» провели капитальный ремонт, организовали отопление, что сделало возможным посещение музея круглый год. Расчистили кирпич, покрасили потолки и стены внутри, обтянули все новым парусным холстом, отремонтировали чугунную ограду.

Экспозиция музея состоит из двух частей: самого домика Петра I и выставки в «футляре». В домике сохранены подлинные личные вещи императора, предметы быта и интерьера той эпохи. А вокруг располагается историческая коллекция и информационные стенды, которые повествуют о начале строительства Санкт-Петербурга, о северной войне, и о строительстве защитных «футляров». Есть в музее макет Троицкой площади 1706 года и восьмиметровая четырехвесельная лодка-«верейка», на которой Петр I совершал объезды по строящемуся Санкт-Петербургу.

Лодка-верейка, Юра Науменко

Домик Петра I в Санкт-Петербурге: как добраться, история, фото

26 мая 1703 года в месте, указанном Петром I, на современной Петровской набережной был возведён небольшой деревянный домик — Первоначальный дворец. Также его именовали Красными хоромами. Домик Петра является первым зданием в городе, и, как видно из названия, предназначался он для проживания царя.

Домик Петра I в Санкт-Петербурге

Вокруг домика выстроена защитная галерея

Наверное, многие туристы, проходя по набережной или по Троицкому мосту, обращали внимание на здание, стоящее в глубине сада. Но не все знают, что сам домик Петра — это не та кирпичная постройка, которую хорошо видно с улицы

Историческое здание находится внутри этой защитной каменной галереи.

Как добраться на метро

До домика Петра очень легко добраться общественным транспортом — в десяти минутах от него расположена станция метро «Горьковская». Это синяя ветка метрополитена. Стоимость взрослого входного билета в музей — 250 рублей. На кассе принимают банковские карты.

Перейти к карте

Кабинет

Обстановка здесь очень простая

Посещение музея не займёт у вас много времени, поэтому вполне можно совместить экскурсию с посещением близлежащих достопримечательностей — музеев Петропавловской крепости или знаменитого крейсера «Аврора».

Немного истории

Домик Петра был построен всего за три дня — с 24 по 26 мая 1703 года. Неудивительно, ведь это самый маленький из известных дворцов: его размер составляет 12,7 × 5,7 метров.

Осмотреть комнаты домика можно только через окна. Благо, они очень большие

Бюст Петра I

Ещё при жизни Петра, в 1723 году вокруг домика была возведена защитная галерея. Причём идея сохранения здания принадлежала самому императору. Архитектором галереи являлся знаменитый Доменико Трезини, автор проектов здания Двенадцати коллегий и Петропавловского собора. С течением времени галерея обновлялась и расширялась, так при Александре III у неё появилось две пристройки.

Спальня

Лодка-верейка

В XIX веке вокруг домика разбит небольшой сад, в котором был установлен бюст Петра. А в 30-х годах XX века домик стал музеем. Сегодня он входит в состав Русского музея Санкт-Петербурга.

Что посмотреть

Внутри каменной постройки расположен совсем небольшой деревянный домик. На его окнах установлены решётки, через которые посетители могут разглядеть строгую обстановку жилища. Внутрь попасть нельзя. Всего в домике четыре помещения — сени, спальня, кабинет и столовая. В общем, минимальный набор комнат для проживания и работы.

Столовая

Информационные стенды

В одной из галерейных пристроек располагаются информационные стенды с историей домика и фактами об основании Санкт-Петербурга. Во второй пристройке находится лодка-верейка, построенная Петром I.

Как я слышал, у посетителей возникает вопрос, как же обогревалось жилище царя, если на крыше нет трубы? В конце лета 1703 года Петр уезжает из Петербурга, а ко времени его возвращения на Дворцовой набережной уже был возведён тёплый Зимний дворец. По всей видимости, отопления домика и не требовалось.

Вид на каменную галерею

Ещё один бюст царя

С южной стороны от домика находится сад, в котором можно спокойно отдохнуть или спрятаться от солнечных лучей — в нём достаточно много зелени. Кстати, по особым случаям деревья здесь сажали члены императорской семьи. Плюсом этого небольшого сада является то, что вход в него со стороны набережной закрыт, и посетителей здесь обычно совсем немного.

Декоративные элементы ограды

Вид на домик из сада

Продолжить же знакомство с бытом первого российского императора я рекомендую в Летнем дворце Петра I. Он находится на другой стороне Невы, на территории Летнего сада.

Если кратко, в целом:

  • небольшая, но интересная историческая экспозиция;
  • удобное расположение;
  • после посещения можно отдохнуть в уютном саду.

«Царь-плотник»

Адмиралтейская набережная

Бронзовая фигура Петра I поставлена на низком прямоугольном постаменте из серого гранита. Царь в рабочей одежде, с открытой головой, прислонившись к борту строящейся лодки, обтёсывает топором доску.

Первоначально памятник был отлит в бронзе по модели скульптора Л. А. Бернштама и открыт 14 июня 1910 г. у западного павильона Адмиралтейства. Надписи на постаменте гласили: «Царь Пётр I обучается корабельному делу в городе Саардаме, в Голландии, в 1697 году», «Дар Императора Николая II городу Санкт-Петербургу 14 июня 1910 г». Уменьшенную копию скульптуры в 1913 г. поставили перед северным фасадом Летнего дворца. В 1919 г. скульптура на Адмиралтейской набережной была пущена в переплавку как «малохудожественная». Из Летнего сада памятник убрали в 1930 г.

Повторный отлив «Царя-плотника» Николай II в 1911 г. подарил голландскому городу Заандам (Саардам). С той скульптуры и была сделана бронзовая копия, отправленная в 1996 г. в Санкт-Петербург как дар Королевства Нидерландов городу к 300-летию Российского флота. Новый постамент изготовлен архитектором Ф. К. Романовским и художником И. Г. Ураловым. «Царь-плотник» теперь стоит на месте парного памятника «Пётр, спасающий матросов», также отлитого по модели Л. А. Бернштама, открытого в 1910 и снятого в 1919 г.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий