Ум и Я/Самость
Буддизм определяет реальность в терминах ума и часто ссылается на предельную истину как на Единый Ум, или подлинную природу ума. В Йоге, ум (манас) рассматривается как инструмент сознания, коим является Я/Самость. В ней говорится о Едином Я/Самости и о многих умах, которые являются его средствами выражения и распространения. Поэтому, ум не является основным источником, а является лишь аспектом создания. Если мы изучим термины ум и я/Самость в двух традициях, то становится ясным, что то, что Йога критикует как привязанность к уму и эго, весьма похоже на буддистский критицизм привязанности к Я/Самости, в то время как то, что Веданта называет Высшим Я, схоже с буддистской идей подлинной природы Ума и Единого Ума. Я/Самость — нерожденная, несозданная реальность, схожая с тем, что Буддизм упоминает как трансцедентный аспект Ума. Пробужденный ум, который пребывает внутри сердца буддистов (Бодхичитта) напоминает Высшее Я (Параматман), который тоже пребывает внутри сердца. Все же, кроме этих сходств, формулировки и методологии двух систем в этом отношении могут быть весьма разными. Классические индийские буддистские тексты не делают таких корреляций, но настаивают на том, что ведантическое Я/Самость отличается от Единого Ума в Буддизме.
Йога в христианстве
Разделим влияние йоги в христианстве на 2 направления: в области православия и католичества
Йогическое учение в православной религии
Исторические деятели в области религии отмечают аналогию между подготовительными способами к аскезе, которые используются священнослужителями в исихии (практике молитвы), и методами практикования йоги. Они доказывают это сходство, приводя отрывки из писаний православных философов.
Но также историки отмечают, что не стоит отождествлять классическую йогу с христианской религией
В йогинских практиках Богу уделяется незначительное внимание. Но нельзя недооценивать их влияние на исихазм
Также существует точка зрения, согласно которой, генетическая связь йоги и христианства отсутствует, но достижение экстаза в православном аскетизме сходно с состоянием самайи в древнеиндийской практике. Кроме всего прочего, имеется некоторая аналогия между процедурами психотехник, которые используются в исихии и йоге (задержать дыхание, принять определенную позу, визуализировать, сосредоточить внимании на конкретных частях тела и т.п.).
Историки отмечают сильное психотехническое влияние «умной» молитвы исихийцев аналогично повтору «великой» мантры бакту-вишну.
В 2015 году Организация объединенных наций приняла Всемирный день йоги. После этого Священный Синод Элладской православной церкви выразил свой протест, назвав учение йоги основой индуистской религии, которая несовместима с верой и жизнью православных христиан.
После этого выступления, многие православные служители пришли к выводу о несовместимости христианской религии и йогического учения.
Йога и католичество
Католики не связывают йогу с достижением истинного пути Божьего. Они отмечают, что йогическое учение не в состоянии преобразить человеческую душу, просветить ее.
Почему инструкторы на этом не настаивают?
Йога является сложной и серьёзной
духовной системой. На мой взгляд, довольно зловещей
системой. Почему же чаще всего приходиться слышать
только об упражнениях, оздоровлении, равновесии,
присутствующих в йоге. Есть люди, которые уверены, что
нет ничего неуместного в том, чтобы христианин поправил
свой позвоночник или разработал суставы в зале йоги.
Зачем, мол, вникать в эту мистику, просто позанимайся –
и будь здоров! Не хочешь, говорят, быть язычником, так и
не будь. Верь, говорят, во что хочешь, только будь
добрым и хорошим, как и учит йога, и можешь заниматься.
Даже есть, говорят, можно всё, а не только варёные
растения и коровье молоко. Я долго не мог понять, почему
делается вид, будто самое основное в йоге – её духовная
сторона, не так уж и важна. Потом выяснилось, что в йоге
есть два принципа. Это принцип совершенства и принцип
энергии. Принцип совершенства состоит в том, что любое
упражнение, как бы оно ни было сделано, самим фактом его
выполнения, становится сделанным совершенно.
Принцип энергии формулируется йогами так: “подобно тому, как
шарик в воронке всегда скатывается в горлышко, если он
брошен в неё, подобно этому, когда мы приблизительно
делаем то или иное упражнение в йоге, мы возбуждаем
энергию, а энергия действует на тело таким образом, что
изгибает (трансформирует) тело нужным для йоги образом”.
Таким образом, нельзя просто “попробовать” йогу. Нельзя
быть наполовину йогом. Шива знал, чему учил. Стоит
только сделать одно движение, и начинается путь к смерти
(то есть к освобождению от) индивидуальности и к
растворению сознания в космосе. Компромисса нет. Или ты
йог, или не йог.
Разочарование в йоге
Не знаю кого как, но меня эта информация
разочаровывает. Как было бы хорошо, если бы йога
оказалась мудрой наукой о гармонии! Учением о равновесии
души и здоровье тела! Но при всём уважении к мнению
других, я берусь утверждать, что йога – языческая
оккультная религия. Польза от неё для её последователей
очень и очень сомнительна, а вред очевиден. Это – риск
погубить душу, изменив Христу.
Во времена мучеников, в первые века
христианства, избежать смерти за веру было, в принципе,
не трудно. Например, при императоре Траяне, в начале II
века, если человека обвиняли в христианстве, и обвинение
было доказано, то в суде любой мог получить прощение.
Для этого нужно было просто совершить возлияние или
курение перед изображением императора. Как мы понимаем,
после этого можно было быть свободным и верить во что
угодно. Но тысячи и тысячи христиан шли на смерть по
тому, что знали, что это простое действие,
жертвоприношение идолу, означает отречение от Христа.
Они не хотели иметь ничего общего с ложными богами,
которые есть бесы. Так как компромисса нет. Или со
Христом, или нет.
Подготовил:
Виталий Юренко, протоиерей
руководитель Миссионерского отдела Бердянской епархии
Русской Православной Церкви
Бердянская епархия
Так это полезно или нет
Когда мы говорим о долгожителях, то,
конечно, вспоминаем Кавказ или Японию. Как-то не слышно
о том, что есть кто-то в Индии, чья продолжительность
жизни больше, чем у других. Там, в Индии, в 1980-ых
годах, единственный раз за всю её историю, была
проведена всеобщая диспансеризация. Если бы выяснилось,
что йоги здоровее всех остальных индийцев, то это была
бы самая настоящая мировая сенсация. Но, вместо этого,
выяснилось, что йоги, которых там несколько миллионов
человек, живут в среднем даже меньше, чем обычный житель
Индии и болеют не меньше других. Но, как показало
обследование, у них встречаются специфические болезни.
Например, катаракта глаз, потому что им приходится
постоянно концентрировать взгляд на солнце, вывихи
суставов, артриты и артрозы из-за частого нахождения
подолгу в противоестественных позах. Йоги страдают
букетом заболеваний верхних дыхательных путей и
желудочно-кишечного тракта, потому как каждый день
делают клизмы, жгутами очищают носоглотку, что со
временем практически уничтожает слизистую оболочку в
кишечнике и носовой полости. Например, некоторые опытные
йоги глотают один конец длинного жгута, и когда тот
выходит из анального отверстия, начинают его туда-сюда
двигать, думая, что этим они “очищают” кишечник. Такая
“практика” приводит к гастритам, колитам и проктитам.
Такие вот дела…
Тантра йога – что это
Еще одно из широко известных направлений йоги – тантра йога. Она представлена системой методов, позволяющих пробудить, трансформировать и осознанно использовать сексуальную энергию. Учение основано на священных текстах – тантрах.
Стоит выделить три основных направлений в рамках тантра йоги:
- Черная тантра – направлена на тренировку ментальной силы, позволяющей управлять обстоятельствами и даже людьми. С ее помощью учат осуществлять желания.
- Белая тантра – практикуется в группах или парах. Подразумевает выход за пределы желаний и побуждений. С помощью мантр и упражнений достигается энергетическое очищение телесной и ментальной составляющей ученика. Читайте подробнее о значении мантр.
- Красная тантра – с помощью сексуальных практик, практикующихся с партнером, можно прийти к духовному или творческому развитию, достичь сексуального блаженства.
Данная практика помогает объединить мужское и женское начало, преодолеть комплексы путем правильного принятия собственного тела, значительно расширить сознание.
Гуру-йога как направление классической йоги
Одной из самых важных практик считается гуру-йога. Ее суть заключается в слиянии ума ученика и духовного учителя. В процессе практики происходит пробуждение Четырех состояний Просветления, когда ученик имеет возможность достигнуть благословения тела, речи и ума. Завершающим этапом практики является слияние ума ученика с умом гуру.
Выделяют три неотъемлемых принципа гуру-йоги:
- Желание ученика обучаться.
- Готовность ученика к взаимодействию с учителем. Ученик должен отвечать за свои поступки и выбор.
- Свобода воли и выбора ученика. Ученик не должен преклоняться учителю и беспрекословно подчиняться ему. Приветствуется только свободный выбор самого ученика.
Теперь понятно, что йога – это философия, образ жизни Индии. Практикуя ее, можно достичь абсолютно разных целей: укрепить тело и дух, улучшить физическое здоровье, приобрести уверенность, избавиться от желаний и страданий или даже освободиться от череды перерождений (сансары).
Каждая из школ йоги предлагает свои методы достижения цели, но при этом в каждой из них делается акцент на гармонии физического, духовного и ментального.
Что такое Джайнизм? Философия и краткое описание религии
Почему буддизм – самая мирная религия? Философия и идеи буддизма
Эта удивительная Шавасана: медитация из йоги для расслабления
Йога-нидра: мощная практика расслабления и восстановления жизненных сил
Что такое аштанга-йога?
Что такое хатха-йога?
Ужин
Ужин в ашраме обычно был попроще и менее разнообразным чем бранч
Один раз, в честь какого-то праздника, нам организовали ужин в керальском стиле – на банановых листах (впервые с подобной сервировкой мы познакомились в Муннаре).
Перед каждым приемом пищи небольшая молитва 5-10 минут, но и ее можно избежать, если прийти попозже. Еды все равно хватит, готовят ее очень много, всегда можно положить добавку.
Принимать пищу предписывают в тишине – на эту тему висят объявления и постоянно напоминают об этом, но это правило соблюдать получается не всегда – во время йоги, сатсангов и лекций особо не поговоришь, свободного времени не так много, так что все знакомства, обмен впечатлениями, идеями и опытом в ашраме происходят за едой и чаем
Далеее вечерний сатсанг и в 22:00 – отбой
Преданность и Сострадание
Йога с ее признанием Бога подчеркивает преданность и преклонение перед Богом (Ишвара-пранидхана), как один из главных духовных путей. Она содержит целый йогический метод, основанный на преданности – Бхакти Йогу, через который мы открываем наши сердца Богу и преклоняемся перед Божественной Энергией. Так как Буддизм не признает Бога, то преданность Богу не является путем в Буддизме. Вот почему мы не находим ни одной значимой традиции великих преданных, или певцов божественной любви в Буддизме, таких как Чайтанья, Рамакришна, Тулсидас или Мирабай в индуистской традиции. Буддизм не признает преданности Будде, или веру в разум Будды. Впрочем, преданность великим учителям, или функции просвещенного ума не затрагивает человеческое сердце с той же значимостью, как преданность Божественному Отцу и Матери всей Вселенной, создателю, хранителю и разрушителю всего, что в свою очередь подразумавает признание Бога. Буддизм развил роль Бодхисаттвы, просвещенного, который остается после просветления для того, чтобы учить и направлять живущих существ. Согласно же Йоге, Бог и все мудрецы, что с ним слились, вечно присутствуют для того, чтобы помогать всем существам, и поэтому нет необходимости в таком специальном обете Бодхисаттвы. Йога ценит сострадание как этический принцип и говорит, что мы не можем осознать наше истинное Я, до тех пор пока мы думаем, что мы отдельны от других созданий.
Три стадии представления о йоге на Западе
- Первая – до середины XIX века. Условно её можно назвать «теософской». Йога представляется некой тайной доктриной и магией, для солидности рационализированной наукообразными измышлениями.
- Вторая – до середины XX века – «скептико-научная». Йога рассматривается как суеверная система самогипноза, созданная шизофрениками, а её психофизиологические проявления – эпилептическими.
- Третья – по текущее время. «Эпоха реальной йоги». Можно сказать, что ныне преобладает понимание йоги, как весьма действенной психотерапии для обретения гармонии в мирских делах. Потому йога воспринимается как средство оздоровления и является неотъемлемой частью жизни многих людей. Несмотря на это, существует достаточно много «искажений», из-за которых у некоторых людей до сих пор присутствует некорректные представления об этой системе.
Потому, когда вы знакомитесь с каким-либо данными о йоге – обязательно относитесь критически к той информации, которую получаете. Но это, впрочем относится и не только к йоге.
Итак, в этой статье мы дали общую картину о пути йоги на Запад, а также упомянули людей, которые сыграли ту или иную роль роль в распространении йоги на Запад.
Конечно, эта статья далеко не полная и достаточно фрагментарная. Потому мы будем продолжать дальнейшие исследования.
, чтобы не пропустить новые статьи.
Йога – это не теория, а прежде всего – практика. Для того, чтобы она приносила оздоровительный эффект – ей необходимо заниматься практически и регулярно.
Если технология классической йоги вам уже известна, но вы не можете наладить регулярную практику йоги – добро пожаловать на наши онлайн занятия йогой
Если же вы желаете ознакомиться с технологией классической йоги на практике – предлагаем пройти онлайн курс по йоге для начинающих.
Откуда появилось название – йога?
Слово «Йога» произошло от санскритского «йодж» или «йудж». За свою 9000-летнюю историю это слово обросло множеством значений: упряжка, упражнение, обуздание, преданность, напряжение, сопряжение, сложение, соединение, единение, связь, гармония, союз, служение, сочетание и т.д. Но суть наиболее полно отражают следующие значения: единение, гармония, союз. Можно сказать, что йога – это путь к гармонии.
Чисто технически йога – это методика медитации. Именно поэтому в йога-сутрах и говорится, что йога – это ЧВН (“Прекращение мыслительной активности”).
Но каким образом прийти к этому ЧВН? Этих способов было много. И постоянно появлялись всё новые и новые. Древние практики изобретали их регулярно. И потому путей к этому состоянию как и способностей каждого оказалось очень много. Может поэтому образовалось так много течений и разновидностей, которые для каких-то конкретных практиков могли привести к состоянию “молчание ума”, но для большинства – они могли и не быть методами достижения этой этой цели. И, зачастую, приносили совершенно противоположный эффект.
Но так или иначе Йога – есть непременный компонент всех духовных традиций Индии. За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и асанами — физическими упражнениями, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги.
Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином.
Для лучшего понимания мы разбили условно древнюю йогу на два вида: дотантрическая йога и тантрическая йога:
Дотантрическая йога была относительно проста, в основном ею занимались аскеты и применяли ряд немногочисленных техник (без всяких примесей).
Когда же начало развиваться такое направление индийской культура как Тантра, она начала вбирать в себя всевозможные техники из различных культур в том числе и из йоги.
Йога и Медитация
Сегодня Йога больше всего известна своей традицией асан и йогических поз, которые являются наиболее популярной, видимой и внешней формой этой системы. Буддизм известен как традиция медитации, с помощью более популярных форм буддистской медитации, таких как Дзен и Випассана. Это очень странно, потому что Йога традиционно определяет себя как медитация, или как успокоение колебаний ума, а не как асана, которая преподается только как подготовка для медитации. В Йога Сутрах, классическом тексте о Йоге, в котором есть две сотни Сутр, только три из них упоминают асану, в то время как значительное большинство касаются медитации, ее теории и результатов.
На Западе мы слышим, как люди говорят о «Йоге и Медитации», обозначая йогу как асану, или некую другую внешнюю практику, такую как пранаяма. Если кто-то будет утверждать такое в Индии, то он услышит: «Йога и медитация, а их разве две?!» К сожалению, те, кто изучал Йогу на Западе, обучились только практике асан в этом учении, но не практике медитации. Некоторые из них могут поэтому смотреть в сторону буддистских учений, таких как Дзен или Випассана, в поиске практик медитации, не осознавая того, что существуют йогические и ведантические формы медитации, которые традиционно являются не только частью системы йоги, но и основного способа ее преподавания! Причина этому часто кроется в учителях йоги, которые не изучили аспект медитации в своей собственной традиции. Некоторым ее просто не преподали, так как ориентированные только на асаны учителя стали более популярными, без сомнений благодаря своей близости западному уму, ориентированному на физическое. Нет ничего неправильного в том, чтобы делать йогические асаны и выполнять буддистскую медитацию, но тот, кто называет себя учителем Йоги и до сих пор не знает йогической традиции медитации, не может называть себя учителем Йоги. Мы можем их сравнить с кем-нибудь, кто практикует буддистскую систему упражнений, такую как буддистские боевые искусства, но поверх всего этого выполняет не-буддистскую медитацию, и все еще называет себя учителем Буддизма!
Настоящая традиция Йоги ставила перед собой цель создавать мастеров медитации, а не только прекрасно гибкие тела. Большая часть системы Йоги Патанджали связана с наукой медитации, включая концентрацию, медитацию и Самадхи (Дхарана, Дхьяна, Самадхи). На самом деле, в начале Йога Сутр Йога определена как Самадхи, или духовное познание/единение. Йога и относящиеся к ней системы Веданты включают в себя множество типов медитации как с формой, так и без нее. Сюда относятся техники пранаямы, такие как Со’хам Пранаяма или разнообразные типы Крия Йоги (как та, которой учил Йогананда), медитация на Божеств всех типов и разные подходы, связанные с поклонением, все виды мантр – от простых биджа-мантр, таких как Ом, до длинных мантр, таких как Гаятри, использование янтр и других геометрических изображений, разнообразные методы концентрации, пассивные подходы к медитации и активные подходы, такие как само-вопрошание, преподаное Рамана Махариши. Это богатая медитационная традиция, в которой разнообразная практика асан является лишь аспектом.
Распорядок дня в ашраме
05:30 Подъем 06:00 Сатсанг 07:30 Чай 08:00 Асана-классы 10:00 Бранч (нечто среднее между завтраком и обедом) 11:00 Карма-йога 12:30 Коучинг-классы 13:30 Чай+фрукты 14:00 Лекция 15:30 Асана-классы 18:00 Ужин 20:00 Сатсанг 22:00 Отбой
Это расписание фиксированное, а детали – место проведения занятий, темы лекций и прочее мы отслеживали на доске рядом с рецепцией
В ашраме одновременно проводится несколько курсов. Во-первых – это Yoga Vacations – двухнедельный курс йоги, состоящий из двух групп: beginners (начинающие) и intermediate (средний уровень).
Во-вторых – это курсы “Yoga Teacher”, и “Advanced Yoga Teacher”, длящиеся по месяцу. Еще иногда бывают курсы аюрведы. Таким образом в ашраме проживает одновременно 200-300 человек (не считая персонала), причем большая часть студентов – из Европы: Франция, Германия, Австрия, Италия, Испания, Польша, но также представлены Израиль, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Индия и, конечно Россия. В самом начале кроме нас была только одна русская девушка (правда на другом курсе), но в какой-то момент мы насчитали 15 соотечественников =)
Правда русские здесь весма специфичные: один вот уже 20 лет живет в США, другая год на Бали, третья в Индии, а четвертая – в Японии!
Условия в ашраме под стать европейским гостям – на территории чистота и порядок, кругом зелень и цветы, в общем – очень уютно
Газоны в виде буквы “Ом” (а еще недавно мы видели этот символ, созданный природой – на пляже Ом-бич)
Все способствует созданию умиротворенного настроения
Хотя даже на территории европеизированного ашрама иногда можно встретить индийские традиции
Кратко об истории возникновения буддизма
Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.
Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис.
Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения
Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми
Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.
Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть.
Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.
Краткая история возникновения буддизма
Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос.
После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.
Стоимость и условия проживания в ашраме
Стоимость курса Yoga Vacations варьируется в зависимости от условий проживания:
Размещение в дормитори – общей комнате 750 рупий в сутки (цены приведены для высокого сезона, в низкий сезон они немного ниже). Мы всего однажды останавливались в дормитори на одну ночь – несколько лет назад в Риме и впечатления нельзя назвать положительными. Поэтому изначально, узнав что на этаже живет 40 человек, мы представляли себе что-то вроде казармы, но условия оказались очень приличные.
Под жилье отведены двухэтажные домики (один мужской и два женских корпуса)
на каждом этаже около 40 кроватей. Огромный холл разделен на отсеки, в каждом отсеке по 2 человека
таким образом у каждой кровати есть своя стенка и окно
На этаже 8 душевых кабин с туалетами.
- Размещение в двухместном номере с вентилятором и общей ванной – 950 рупий.
- Размещение в двухместном номере с вентилятором – 1200 рупий.
- Размещение в двухместном номере с кондиционером – 1750 рупий
Один из домов в ашраме спроектирован известным индийским архитектором
Тем же, что проектировал кафе “Indian Cofee House”, в котором мы были при посещении Тривандрума.
Таким образом, за две недели жизни в ашраме, при размещении в дормитори, получается 10 500 рупий или $160 – это включая проживание, питание, лекции, групповые занятия йогой 2 раза в день, и индивидуальный коучинг! Неудивительно, что этот курс идет круглый год, по 2 раза в месяц и желающих всегда в достатке.
Мы были в высокий сезон и цены приведены с учетом этого периода. В низкий сезон немного дешевле, например стоимость размещения в дормитори – 650 рупий в сутки.
Боги и Богини / Будды и Бодхисаттвы
Будды и Бодхисаттвы, технически говоря, не являются божествами, или Богами и Богинями. Они не являются формами Божественного Отца и Матери и у них нет никакой роли в создании, поддержании и разрушенни вселенной. Они не являются родителями всех существ, а только лишь мудрыми советчиками и учителями. Их часто описывают как великие существа, которые некогда жили и достигли просветления в каком-то моменте времени, и дали разнообразные обеты остаться в мире, чтобы помогать спасать живущих существ. Например, пожалуй, самая великая буддистская Богиня, Тара, является такой Бодхисаттвой, просветленной личностью — не Божественной Матерью, как Дурга или Кали в Индуизме, а великим просвещенным мудрецом, которая продолжает существовать в мире для того, чтобы помогать живущим существам. Она не является Богиней или формой Бога как вселенского создателя, но проявлением просвещенного ума и его силы сострадания. Есть также медитационные Будды (Дхьяни Будды), которые представляют архетипы просветления. Несмотря на то, что Будды и Бодхитсаттвы не являются формами Бога, на них можно молиться для получения благодати и защиты. Например, Бодхисаттва Тара считалась спасителем бедствующих. Поклонение разным Бодхисаттвам называется Йогой Божеств в тибетской традиции.