Эскориал, история строительства
Создание ансамбля обычно приписывают ряду случайно совпавших обстоятельств. 10 августа 1557 г., в день праздника Св. Лаврентия (Сан-Лоренсо), объединенная англо-испанская армия одержала победу над французскими войсками в битве при Сен-Кантене. Филипп II, с нетерпением ожидавший исхода сражения, при радостном известии о победе дал обет воздвигнуть храм во имя св. Лаврентия. Мученик Лаврентий был особенно близок испанскому сердцу поскольку он был родом из Арагона. По преданию, план Эскориала имеет форму решетки, на которой святой был сожжен заживо в 261 г. по приказу римского императора Валериана.
Кроме своего пристрастия к св. Лоренсо Филипп II отличался погружённостью в себя, меланхоличностью, глубокой религиозностью и слабым здоровьем. Он искал место, где мог бы отдохнуть от забот короля самой могущественной империи мира.
Король хотел жить в окружении монахов, а не придворных; кроме королевской резиденции Эскориал должен был стать в первую очередь монастырём ордена св. Иеронима. Филипп II говорил, что он хотел «построить дворец для Бога и лачугу для короля».
Будущее сооружение должно было совмещать монастырь, личную резиденцию короля и во исполнение завещания покойного отца Карла V – усыпальницу испанских монархов. Местоположение Эскориала было выбрано после долгих и тщательных обследований долины реки Мансанарес специальной комиссией. Испанский хронист Хосе Сигуэнса писал: «Король искал пейзаж, способствовавший возвышению его души, благоприятствующий его религиозным размышлениям».
Селение Эль-Эскориал близ опустевших железных рудников (от испанского escoria – «шлак», откуда пошло и само название ансамбля) привлекло удачным местоположением, здоровым климатом, обилием горных источников и наличием великолепного строительного материала – светло-серого гранита.
Сооружение ансамбля, начатое в 1563 г., велось под личным наблюдением Филиппа II. Во главе всех работ стоял талантливый и опытный руководитель – монах ордена иеронимитов фра Антонио де Вильякастин. На строительство были ассигнованы колоссальные средства. В создании Эскориала участвовала не только вся Испания, различные области которой поставляли мрамор, сосновый лес, кованые решетки, церковную утварь, кресты, светильники, лампы, вышивки и ткани, но и другие страны Европы, а также американские колонии, откуда везли золото и ценные породы дерева.
Строительство Эскориала Филипп II поручил Хуану Баутисте де Толедо, своему главному архитектору, которого он еще в 1559 г. вывез из Италии, где тот учился и долго работал в Неаполе и Генуе.
Постепенно имя Хуана де Толедо отошло на второй план и поблекло в тени Хуана де Эрреры (ок. 1530–1597), его молодого талантливого помощника, который возглавил строительство в 1567 г. и стал общепризнанным создателем Эскориала.
Для украшения Эскориала король привлек лучших иностранных мастеров. Здесь работали итальянцы Пеллегрино Тибальди, Федерико Цуккаро, Лука Камбиазо, Ромуло Чинчинато, Никколо Гранелло, Фабрицио Кастелло, Бартоломее Кардуччо и др. Уже значительно позже, в конце XVII столетия, в царствование Карла II, росписи свода главного нефа собора Сан-Лоренсо, а также свода и фриза парадной внутренней лестницы создал мастер итальянского барокко Лука Джордано. Вообще подавляющая часть художественных сокровищ Эскориала, как и музеев Мадрида, – произведения итальянских мастеров.
Другая черта, производящая не меньшее впечатление в Эскориале, – это контраст между теснотой и бедностью личного жилища Филиппа II и громадными размерами дворцовых покоев, предназначавшихся для приемов и богослужений. В этих покоях более одиннадцати тысяч окон, а в узкую комнату, некогда принадлежавшую властителю полумира, едва проникает слабый луч света через маленькую дверь. Книги великолепной дворцовой библиотеки очень любопытно расставлены на полках: золотыми обрезами наружу, а корешками внутрь, словно властители Эскориала желали предупредить публику, что ей не следует знать заглавий трудов, которые читает король.
Как рассказывают, перед смертью Филипп II пожелал проститься с Эскориалом. Долго, на протяжении шести суток, умиравшего короля медленно несли на носилках из Мадрида. Его туманившийся взор еще успел в последний раз увидеть любимое детище. Спустя несколько часов король скончался… Начиная с Филиппа II Эскориал стал местом захоронения королей Испании.
Позже правители вносили изменения в Эскориал, но, несмотря на это, он и по сей день сохраняет свое художественное единство. В XVII веке Филипп IV завершил строительство Королевского Пантеона, в котором находились останки испанских королей.
Легенды монастыря
Набожные испанцы уже несколько столетий передают из уст в уста легенду, полную загадок и магии. Поговаривают, что монастырь Сан-Лоренсо был построен, чтобы закрыть «Врата в ад», которые якобы находятся у подножья гор Гвадаррама. Наиболее впечатлительные монахи ордена Святого Августина утверждали, что по ночам к месту строительства прибегал огромный черный пес Цербер, чтобы защищать Врата от любопытных прихожан. А после завершения стройки, длившейся 21 год, король Филипп II перевез в новую библиотеку колоссальную коллекцию книг по оккультизму и магии, о которых даже не подозревала Святая инквизиция.
Настоящая причина строительства монастыря именно под Мадридом не столь мистична. В 1557 году армия короля в сражении с французами во Фландрии, которая тогда находилась во власти Испании, случайно разрушила храм Святого Лоренсо, почитаемого на всей территории страны. В честь победы и в память о святом Филипп II приказал построить самый величественный замок в Европе, где он собирался основать королевскую резиденцию, библиотеку, монастырь Святого ордена Иеронима, чтобы отдохнуть от обязанностей короля в обществе монахов.
У Филиппа II была мечта построить пантеон для захоронения своего отца, императора Карла V. На сегодняшний момент здесь можно увидеть гробницы королей и королев, принцев и принцесс, правивших страной со времен Карла V.
Библиотека Эскориала
По своим размерам королевское хранилище ценных фолиантов уступает только Ватиканской библиотеке. Общее число книг – порядка 40 тысяч и еще почти 3 тысячи рукописей. Интересный факт: библиотека Эскориала представляет собой единственное место в мире, в котором книги хранятся на полках корешками вовнутрь. Делается это для того, чтобы уберечь ценные украшения переплетов от повреждений.
Когда-то Папой Григорием Тринадцатым был издан указ, гласивший, что любой, кто посягнет украсть хоть один экземпляр из библиотеки, навсегда будет отлучен от церкви.
Попав в это хранилище ценных экземпляров печатных изданий, поднимите голову и посмотрите на потолок. На нем метафорично представлены искусства и науки – риторика, математика, диалектика, музыка, астрономия и другие. Идея украсить таким образом свод принадлежит Тибальди, который трудился Эскориале вместе с дочерью.
Коллекция Эскориала включает:
- арабские манускрипты;
- собрание султана Марокко Зидана Абу Мали;
- работы средневековых картографов;
- труды историков, врачей;
- церковную литературу;
- уникальные рукописные труды Святого Августина и Терезы Авильской.
Кто собирал эти книги и с какой целью, истории не известно.
Практическое руководство по посещению Эскориала
Удостоверившись, что в голове созрело и требует немедленных действий решение посетить потрясающий архитектурный комплекс, стоит подробнее познакомиться с тонкостями этого мини-вояжа. Памятка готова, остаётся только принять её к сведению:
Локация этого, без преувеличения, творческого шедевра – подножие горной вершины Сьерра-де-Гвадаррама.
Время в пути от Мадрида до королевского замка займёт примерно около 1 часа, расстояние составит 42 км.
Транспортные варианты: автобусы, такси, электрички, аренда авто, индивидуальная экскурсия с попутчиком.
Если выбор пал на общественный транспорт, стоимость билетов в одну сторону может колебаться от 15 до 20 евро. Служба такси, каршеринг, безусловно, обойдутся намного дороже, но будет комфортнее.
Автовокзал в городке Эскориал для этого путешествия расположен рациональнее, чем железнодорожная станция. От поезда невольно придётся прогуляться еще 15-20 мин., а то и терпеливо дожидаться местного автобуса, хотя его остановка находится в 20 м от перронов вокзала.
По территории королевского ансамбля El Escorial придётся передвигаться только пешим ходом, туристам не помешает удобная обувь, тем, кто не готов к долгим переходам, эту экскурсию планировать не стоит.
Неожиданно суров, вопреки чаяниям короля Филиппа ΙΙ, оказался и местный климат. Пронизывающие ветра не хотят покидать монаршую вотчину ни зимой, ни летом, даже когда во всей Испании устанавливается характерная для страны летняя жара, в Эскориале она совершенно не чувствуется.
Персонал заведения строг, педантичен, не готов к компромиссам, возможны языковые барьеры, свободно сотрудники говорят только на испанском языке.
Большие сумки, туристическая поклажа, громоздкая верхняя одежда на период экскурсии будут храниться в камерах-локерах, этот вид сервиса платный, стоимость услуги – 1 евро.
Внутри запрещены любые виды съёмок, фото, видео невозможно. Ушлые туристы, для которых не существует никаких запретов и преград, исподтишка пару-тройку снимков сделать всё-таки умудряются, но официально здесь это не приветствуется.
Никакая конкуренция с другими любителями знаменитых достопримечательностей путешественников здесь не поджидает. Посетители как будто растворяются в призрачной дымке стен и сводов, всё время присутствует ощущение, что по королевским апартаментам ты гуляешь совершенно один.
Режим приёма посетителей круглогодичный, а вот время закрытия комплекса меняется в зависимости от сезона: с апреля по сентябрь любоваться неземной красотой достопримечательности можно до 20-00, с октября по март лишь до 18-00. Утром смотрители учреждения распахивают бронзовые ворота на вход с 10-00 вне зависимости от погоды и температуры воздуха.
Долгие прогулки способны вызвать у туристов зверский аппетит, но это не беда. Внизу всех проголодавшихся ждёт уютный ресторан с вполне демократичным ценником и вкусными сытными блюдами.
Не разъезжаются гости по домам и без оригинальных покупок, заглянуть в здешние сувенирные лавочки – дело обязательное, товары всегда эксклюзивные, многие находят что-то интересное для домашних интерьеров на Родине.
Строительство
Луиджи Муссини. Шахматный турнир при дворе короля Испании. 1883.
История Эскориала начинается 10 августа 1557 года, когда армии Филиппа II разбили французов в битве у Сент-Кантена во Фландрии. Когда его солдаты разбили при Сент-Кантене французскую армию, они невзначай разрушили монастырь св. Лаврентия, а Лаврентий был по рождению испанец. Испанцы особенно чтили его за самую жестокость его мученической кончины — он был заживо изжарен на железной решётке, и Филипп II решил воздвигнуть монастырь в честь этого святого. Новый дворцовый комплекс должен был олицетворять силу испанской монархии и испанского оружия, напоминая о победе испанцев при Сан-Кантене. Постепенно планы разрастались, равно как и значимость сооружения. В нём было решено воплотить завет Карла V — создание династического пантеона, а также, объединив монастырь с королевским дворцом, в камне выразить политическую доктрину испанского абсолютизма. Король послал двух архитекторов, двух учёных и двух каменотёсов подыскать место для нового монастыря так, чтобы оно было не слишком жарким, не слишком холодным и не слишком далёко от новой столицы. После целого года поисков они оказались там, где сейчас находится Эскориал.
Кроме своего пристрастия к св. Лаврентию Филипп II отличался погружённостью в себя, меланхоличностью, глубокой религиозностью и слабым здоровьем. Он искал место, где мог бы отдохнуть от забот короля самой могущественной империи мира. Он хотел жить в окружении монахов, а не придворных; кроме королевской резиденции Эскориал должен был стать в первую очередь монастырём ордена св. Иеронима. Филипп II говорил, что он хотел «построить дворец для Бога и лачугу для короля». Филипп не разрешал никому составлять свою биографию при жизни: в сущности, он написал её сам, и написал в камне. Победы и поражения империи, последовательность смертей и трагедий, одержимость короля учением, искусством, молитвами и управлением государством — всё это нашло отражение в Эскориале. Центральное положение огромного собора символизирует веру короля в то, что во всех политических действиях нужно руководствоваться религиозными соображениями.
Первый камень был заложен в 1563 году. Строительство продолжалось 21 год. Главным архитектором проекта сначала был Хуан Баутиста де Толедо, ученик Микеланджело, а после его смерти в 1569 году завершение работ поручили Хуану де Эррере, которому принадлежат идеи окончательной отделки. Комплекс представлял собой почти квадратное в плане сооружение, в центре которого располагалась церковь, к югу — помещения монастыря, к северу — дворец; для каждой из частей предусматривался свой внутренний двор. В плане комплекс представляет собой решётку в память o той, на которой был изжарен Св. Лаврентий.
Филипп следил за всеми этапами проектирования и строительства. Большое значение с концептуальной точки зрения имел выбор архитектурного стиля. Филиппу II нужно было подчеркнуть разрыв со средневековым прошлым и европейское значение своей державы. Этому требованию в наибольшей степени соответствовал стиль архаизированной ренессансной архитектуры.
Для внутреннего убранства использовались лучшие материалы и были собраны лучшие мастера полуострова и других стран. Деревянная резьба была выполнена в Куэнке и Авиле, мрамор привезён из Арасены, скульптурные работы были заказаны в Милане, бронзовые и серебряные изделия изготовлялись в Толедо, Сарагосе, Фландрии. 13 декабря 1584 года был уложен последний камень в здание комплекса. После этого за работу взялись художники и декораторы, среди которых были итальянцы П. Тибальдини, Л. Камбьязо, Ф. Кастелло и др.
И после окончания строительства Филипп II не оставлял своими заботами Эскориал. Здесь он собрал большое количество работ испанских и европейских живописцев, сюда свозились ценные книги и рукописи. Уже после смерти Филиппа II коллекции продолжали пополняться его наследниками, и теперь Эскориал хранит работы Тициана, Эль Греко, Сурбарана, Риберы, Тинторетто, Коэльо. В Эскориале по инициативе Филиппа II в 1575 году состязались в шахматном искусстве лучшие испанские шахматисты (Руй Лопес де Сегура и Альфонсо Серон) и итальянские мастера (Джованни Леонардо Ди Бона и Паоло Бои). Это состязание часто называют первым в истории международным шахматным турниром. Интерьеры Эскориала на картине «Шахматный турнир при дворе короля Испании» запечатлел художник-академист Луиджи Муссини.
Покои короля, в противоположность роскоши больших военных залов и мрачной пышности пантеона, были отделаны крайне просто. Кирпичные полы, гладкие белёные стены — это было выдержано более в традиционном духе испанских жилищ и, кроме того, отвечало сотворённому образу Филиппа-монарха.
Где поесть
Charolès (Floridablanca, 24, +34 918 905 975). Исключительного качества сервис и классическая кухня Мадрида делают ресторан одним из лучших в Сан-Лоренсо. Закажите здесь жаренное на решетке мясо с гарниром из картофеля и бобовых – повара отлично готовят это типичное региональное блюдо.
Horizontal (Camino Horizontal, s/n, +34 918 903 811). Ресторан кухни Мадрида, где также подают блюда из риса в сопровождении терпкого красного вина.
Parilla Príncipe (Floridablanca, 6, +34 918 901 611). На уютной площади XVIII века вы сможете отдохнуть в ресторане с испанской кухней, где готовится еда из сезонных местных продуктов.
El Paseo (Paseo del Álamo, 26, +34 91 890 0484). Это знаменитый в Сан-Лоренсо ресторан с домашней испанской едой. Есть дегустационное меню, которое включает в себя несколько наиболее вкусных блюд ресторана.
Интересные факты
Монастырь Эскориал поражает воображение цифрами — при формально незначительном размере в 208×162 метра здесь умещается 15 соединительных галерей, 13 часовен с резными деревянными алтарями, 9 укреплённых башен, способных выдержать многотысячную осаду, а также 2673 окна, большая часть которых смотрит «внутрь». Единовременно в жилых корпусах могут проживать 300 монахов, а залы для богослужений спроектированы с учётом максимально возможной звукоизоляции.
Однако, далеко не все именитые персоны восхищались аббатством. Главным противником вычурной церковной роскоши в XIX веке стал французский писатель Теофиль Готье, который в своих воспоминаниях сетовал, что в таком месте о христианском Боге думать невозможно — настолько много мирских богатств. Король Филипп V же вовсе возненавидел монастырские нравы, и завещал похоронить себя в городке Сан-Ильдефонсо, став первым правителем, бойкотировавшим священный пантеон.
Формально частью Эскориала являются два других объекта, расположенных по соседству — это Дом Принца (La Casita de Abajo) и Дом Инфанта (La Casita de Arriba). Оба включены в списки королевских резиденций, поэтому посещать их разрешается только в сопровождении лицензированного гида, а за входной билет платить отдельно — 3–5 € с человека. Внутри — традиционные особняки для отдыха аристократов с восстановленными интерьерами, оригинальное убранство утрачено.
Дом Принца в парке Эскориал, Elena F D
Расширенный формат экскурсии подразумевает подъём на гору Гвадаррама по секретной тропе, петляющей среди хвойного леса. Упорные туристы будут вознаграждены доступом к укрытой под сенью вековых деревьев смотровой площадке, откуда, согласно легенде, Филипп II ежедневно по несколько часов наблюдал за строительством в подзорную трубу. Символическое королевское кресло присутствует, но гостям советуют походить по склону, чтобы отыскать лучшие ракурсы для живописных фотографий.
Библиотека Эскориала официально считается второй в мире по количеству антикварной литературы после книгохранилища Ватикана. Примечательно, что каждая книга стоит здесь срезом наружу, как когда-то требовали монахи ордена Иеронима. Такой способ расположения в позднем средневековье считался лучшим, чтобы сохранить корешки изданий, чернила на которых быстро выгорали от солнечного света и разрушались от пыли. Впрочем, самые ценные экспонаты всё равно спрятаны в запасниках.
Неподалёку от монастырского комплекса находится другая, не менее значимая для испанцев достопримечательность — печально известная Долина Павших. Создали её по приказу генерала Франко, дабы примирить стороны, участвовавшие в гражданской войне 1930-х годов. В братских могилах и отдельных гробницах захоронено более 40 тысяч человек, а до 2019-го года тут покоился и сам диктатор. Решение об эксгумации принималось судом, чтобы не порочить память жертв пособника нацизма.
Вход в Долину Павших со стороны аббатства бенедиктинцев, Godot13
Другие достопримечательности
В получасе ходьбы от дворца в горах находится одинокая Вышка Филиппа, откуда король следил за строительством Эскориала. Подъем на нее довольно крут и отнимает много сил, но сделать это все же стоит: оттуда открывается потрясающая панорама. Видно, что дворец сооружен в форме решетки, на которой сожгли святого мученика Лаврентия – покровителя Эскориала.
Во время царствования Бурбонов вблизи монастыря построили два небольших дворца, которые использовались как охотничьи усадьбы и домики для гостей.
Рядом с монастырем расположен парк Casita del Principe. Это одна из бывших королевских резиденций с небольшим домиком 18 века и фонтаном с золотыми рыбками.
Также неподалеку от монастыря расположен монументальный комплекс «Долина павших» (Valle de los Caidos), построенный в 1940-х гг. по приказу Франко в память погибшим в гражданской войне. Здесь же находится и могила самого Франко. Вход на территорию платный: 5 EUR для взрослых и 4 EUR для детей.
Музеи
В Эскориале два больших Новых музея. Коллекция одного из них представляет историю возведения города в рисунках, планах, инструментах и масштабных моделях. В девяти залах второго музея хранятся полотна 15-17 веков, в том числе работы Босха, Веронезе, Тинторетто, Ван Дейка. Особенно полно представлены фламандцы и Тициан – придворный художник Карла V.
Общая информация
Местонахождение
Официальный статус
: Историческая резиденция короля Испании Эскориал.
Административная принадлежность
: город Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль, район Куэнка-дель-Гвадаррама, провинция Мадрид, автономное сообщество Мадрид, историческая область Новая Кастилия, Испания.Ближайший город
: Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль – 18 241 чел. (2014 г.).
Начало строительства
: 1563 г.Окончание строительства
: 1584 г.Язык
: испанский.
Этнический состав
: испанцы.
Религия
: католицизм.
Денежная единица
: евро.
Цифры
Ширина
: 156 м.
Высота купола собора
: 95 м.
Внутренние дворы
: 16.
Монахи-иеронимиты (до изгнания)
: около 100.
Количество томов в библиотеке
: 45 500.
Средняя температура января
: +6°С.
Средняя температура июля
: +25°С.Среднегодовое количество осадков
: 430 мм.
Относительная влажность воздуха
: 60%.
Достопримечательности
Архитектурный комплекс Исторической резиденции короля Испании Эскориал
Внешняя стена (XVI в.), собор (1582 г.), монастырь с королевским дворцом и колледжем (1584 г.), библиотека (1592 г.), усыпальница «Пантеон» (окончена в 1654 гг.), павильоны Касита-дель-Инфанте (1771-1773 гг.) и Касита-дель-Принсипе (1772 г.), усыпальница «Инфант» (окончена в 1888 г.), картинная галерея «Пинакотека», Музей архитектуры, сады Хардинес-де-лос-Фрайлес («Монастырские сады»).
просмотров
Культурное значение Эскориала
Еще со времен правления Филиппа II Эскориал считают воплощением христианских традиций. Для жителей Испании он стал тем, чем был храм Соломона, для людей, которые почитали Ветхий Завет. Внешний вид Эскориала считался в стране смелым новаторством архитекторов. Современники восхищаются умением и мастерством талантливого архитектора, который сумел уловить дух своего времени и глубоко осмыслить его идеалы.
Хуан де Эррера — это талантливый зодчий, вдумчивый математик, который сочетал в себе строгую военную дисциплину с бесстрастностью и выдержкой придворного, эти качества наложили свой отпечаток на сооруженный им целый ансамбль.
Творчество этого архитектора определило возникновение стилевого направления в искусстве Испании: популярная манера «безорнаментальности» (десорноментадо), по другому называется по имени создателя стиля эрререско.
Архитектор нашел удачное соотношение между угловыми башнями и куполом собора. Необычно выразительны стены фасадов — плоские, гладкие и словно уходят в бесконечность.
Все постройки данного ансамбля были выдержаны в одном монументально стиле. Все детали и формы сведены к обычным геометрическим телам — кубу и шару и благодаря этому люди думают об Эскориале как о музыке, которая застыла и одновременно звучит гордо, по-испански.
Предназначение монастыря
От всех других монархов короля Филиппа II отличала его любовь к святому Лоренсо, погруженность в себя, тоскливость, ослабленное здоровье и огромная набожность. Король на протяжении долгого времени подыскивал место, в котором мог бы расслабиться и не беспокоиться о насущных проблемах, царивших в наибольшей империи в мире. Филипп II хотел, чтобы его окружали не личные подданные и придворные, а монахи. Таким убежищем стал Эскориал.
Испания, достопримечательности которой мы рассматриваем, вообще богата на различные монастыри. Эскориал должен был играть роль не только резиденции короля, но и – и это самое главное – монастыря для ордена Святого Иеронима.
Монарх говорил о том, что желает возвести в первую очередь дворец для Господа, и только потом – лачугу для себя. Филипп не хотел, чтобы его биография писалась при жизни. Он принял решение написать ее самостоятельно и запечатлеть не на обычной бумаге, а в камне. Так в Эскориале отобразились победы и поражения Испании, хронология бед и гибелей, королевская увлеченность искусством, молитвами и учениями, а также управление империей. Центральное расположение памятника культуры олицетворяет веру правителя в то, что в политике нужно руководствоваться соображениями религиозного характера.
Наиболее выдающиеся архитектурные шедевры на своей территории разместила именно Испания. Эскориал – бесподобное тому доказательство. Первый камень в его основание был заложен в 1563 году. Строительные работы велись 21 год. Архитектором выступил ученик Микеланджело Хуан Баутиста де Толедо. В 1569 году новым зодчим стал Хуан де Эррера. Он-то и занялся окончательными отделочными работами. Ансамбль представляет собой объект практически квадратной формы, в центре которого располагается церковь. В южном крыле комплекса разместился монастырь, а северную часть занял дворец с огромным двором.
Король Филипп за проектированием и строительством Эскориала следил самым тщательным образом. Архитектурный стиль для него имел невероятное значение. Так, здание относится к архаизированной ренессансной архитектуре. Таким образом монарх пытался подчеркнуть европейское значение своего государства и отрыв от прошлого Средневековья.
Эскориал – дворец и усыпальница испанских королей
По пути в Сеговию также заехали посмотреть знаменитый Эскориал – дворец, он же монастырь, он же резиденция короля Филиппа II, он же усыпальница испанских королей.
Немного истории. 10 августа 1557 года испанская армия Филиппа II конкретно наваляла французам в битве при Сент-Кантене. Испанцы при этом так раздухарились, что раздолбали монастырь святого Лаврентия. Филипп II был большим почитателем этого святого, поэтому, узнав о судьбе несчастного монастыря, повелел воздвигнуть новый монастырь в честь этого святого.
И не только монастырь, сказал король, пусть это еще будет дворец. Огромный, красивый, чтобы он демонстрировал силу испанского оружия. Также пускай там еще будет пантеон испанских королей, совсем раздухарился Филип II – прям как его армия.
Была сформирована высокая комиссия из архитекторов, ученых и каменотесов, которым повелели найти подходящее местечко – штоп, грозно сказал Филипп II, там было ни жарко, ни холодно, ну и штоп оно было недалеко от Мадрида, потому что забуреешь кататься, если будет далеко.
Высокая комиссия целый год шлялась в радиусе до семидесяти километров от столицы, ну а и конце концов набрели они на местечко с поэтическим названием Свалка (именно это означает слово Escorial) и решили, что это то, что нужно: близость гор и постоянно дующие ветры создавали благоприятный микроклимат, да и от столицы сюда можно было доехать за день.
Первый камень заложили в 1563 году, последний камень заложили через 21 год. План строения почти в точности повторяет собой решетку, на которой был изжарен святой Лаврентий.
В каждом путеводителе и во время каждого рассказа гида будет звучать фраза: “одни называют его восьмым чудом света, другие – архитектурным кошмаром”. Только от меня вы этой фразы не услышите, потому что восьмых чудес света я знаю не одну сотню, так что назовем Эскориал девятым чудом архитектурного кошмара, аминь.
А теперь – фоторепортаж.
С высоты птичьего полета комплекс выглядит как-то так. (Вот это единственная не моя фотография в репортаже.)
А вот так Эскориал выглядит с высоты человеческого роста. (Со стороны садов.)
А вот знаменитые сады Эскориала.
В замок можно войти – внутри находится несколько музеев. От музея истории строительства Эскориала до выставки картин. Фотографировать, как и в Долине Павших, везде категорически запрещают.
Музей строительства Эскориала.
С помощью этого устройства поднимали и укладывали камни.
Макет процесса строительства.
Полный план комплекса.
Дальше можно было пройти по некоторым помещениям замка, где хранится всякая утварь старых времен.
Вот, например, всякие кухоные принадлежности.
В замке находятся две усыпальницы. Пантеон испанских королей и усыпальница принцев-принцесс.
Вот это пантеон королей. Тут пустуют три гробницы, но в них захоронят троих уже умерших членов королевской семьи. Где будут хоронить нынешних короля и королеву Испании – пока неизвестно.
Проходим еще несколько залов – посмотрите, какой изумительный потолок.
Внутренняя площадь Эскориала.
Через площадь можно пройти и попасть в знаменитую Библиотеку Эскориала. Она уступает только Ватиканской – в ней собраны уникальнейшие издания.
В замке находятся две усыпальницы. Пантеон испанских королей и усыпальница принцев-принцесс.