Мюнстерский дворец: прошлое и настоящее епископской резиденции

История

Мюнстерский дворец в 1780 году

Мюнстерский замок в середине XIX столетия

Восточный фасад

Западный фасад

Античный фронтон

В —1700 годах внутри Мюнстерской цитадели, бастионы которой и сейчас легко угадываются в контурах современного ботанического сада, был построен епископский замок, т. н. «Замок Пауля».

Во время Семилетней войны замок Пауля сильно пострадал и министр Мюнстерского епископства Франц фон Фюрстенберг признал его восстановление нецелесообразным. Предпоследний Мюнстерский епископ и архиепископ Кёльна Максимилиан Фридрих фон Кёнигсегг-Ротенфельз постановил городские укрепления Мюнстера, включая цитадель, разобрать, а на месте бывшего замка Пауля построить новый епископский дворец с стиле барокко.

Строительство дворца было поручено архитектору Иоганну Конраду Шлауну. Закладка дворца произошла 26 августа 1767 года. Шлаун разработал генеральный проект строительства дворца, который предусматривал кроме собственно дворца создание целого комплекса служебных и хозяйственных построек и разбивку большого парка во французском стиле.

До смерти Шлауна, которая последовала в 1773 году были закончены работы по внешней отделке дворца, внутренней отделке южного крыла, построены северная конюшня и северное караульное помещение. Новым архитектором был назначен Вильгельм Фердинанд Липпер. При нём была выполнена внутренняя отделка дворца в стиле классицизма. По плану Шлауна ещё было сооружено южное караульное помещение, а вот южные конюшни и ряд хозяйственных зданий так и не были построены. Вместо запланированного Шлауном регулярного французского парка с тыльной стороны дворца был разбит английский пейзажный парк.

В 1784 году скончался заказчик строительства Максимилиан Фридрих фон Кёнигсегг-Ротенфельз. Его преемник Максимилиан Франц Австрийский большую часть времени проводил во дворце курфюрстов в Бонне. В ходе медиатизации, которая проходила под руководством наполеоновского министра Талейрана, в 1803 году Мюнстерское епископство было секуляризировано и Мюнстерский дворец утратил ту функцию, ради которой был построен. В том же году дворец заняли прусский губернатор Генрих Фридрих Карл фом унд цум Штейн и генерал-фельдмаршал Гебхард Леберехт фон Блюхер. В 1815 году дворец стал резиденцией обер-президента провинции Вестфалия.

В 1897 году перед замком был сооружён памятник кайзеру Вильгельму I, который был снесён и переплавлен 22 августа 1942 года.

Во время Третьего рейха дворец был резиденцией гауляйтера Северной Вестфалии Альфреда Мейера. Также во дворце располагалось государственное строительное ведомство. Площадь перед дворцом (ныне площадь Гинденбурга) была местом проведения нацистских демонстраций.

Британское оккупационное командование хотело снести руины дворца, но это решение вызвало горячий протест местного населения. В 1946 году начались работы по восстановлению дворца. В апреле 1947 году было, наконец, получено формальное разрешение на строительные работы. При этом было принято решение о том, что дворец передаётся в ведение земельного университета в качестве административного и учебного здания. В январе 1949 года во дворце прошли первые лекции для студентов университета, а в июне 1950 года состоялся праздник по случаю окончания восстановления дворца. Расходы на восстановление дворца составили приблизительно 2,5 млн. марок. На строительство пошло 1,9 млн кирпичей, 50 000 черепиц, 800 т цемента, 150 т извести и 1000 м² стекла.

В 1954 году дворец стал главным корпусом Вестфальского университета. Дворцовый парк был превращён в университетский ботанический сад. Также университету принадлежат все остальные строения дворцового ансамбля.

Экскурсии в Furstbischofliches Schloss Münster

Осмотреть архитектуру здания снаружи можно бесплатно в любое время. Вход в университет свободный, и если вы хотите погулять по его коридорам, это можно сделать, когда учебное заведение открыто.

Ботанический сад открыт ежедневно, летом с 8.00 до 19.00, зимой с 9.00 до 16.00. Посетить его можно бесплатно, но у входа располагается копилка для добровольных пожертвований и объявление с просьбой оказать посильную помощь на содержание парка. Вы можете положить в неё столько денег, сколько сочтёте нужным.

Замок можно посетить в рамках тура «Мюнстер и водные замки Вестфалии», который проводят русскоязычные агентства путешествий Viptour+ (Дюссельдорф) и BSI GROUP. Узнайте о программе и стоимости экскурсий на официальных сайтах компаний.

История

Первые упоминания о поселениях на реке Майн датируются 704 годом. До этого времени там обитали племена кельтов. Более-менее вменяемая история начинается с 741 года, когда основывается Вюрцбургское епископство. Именно с этим фактом и связано начало развития Вюрцбурга как города.

В XI-XIII веках на холме над рекой возводится мощное оборонительное сооружение, которое становится основным местом обитания князей-епископов. Название оно получает Крепость Мариенберг.

Время от времени крепость перестраивали и реконструировали. Местные епископы жили в крепости до тех пор, пока в 1719 не стартовало строительство нового места их обитания.

Строительство и первые владельцы

В 1538 году фаворит императора Фердинанда I Флориан Гриспек захотел возвести себе дом. Место выбрал отличное – прямо под боком у Пражского Града. Он выкупил стоявшее там мещанское жилище, снес его и построил резиденцию в стиле раннего Возрождения. Флориан вошел во вкус, и вскоре проделал то же самое еще с семью окрестными домами. Так на участке восьми зданий возник дворцовый комплекс. Пожар 1541 года прервал стройку, а доделывали императорским кирпичом. Здание было готово в 1553 году.

Когда Гриспек умер, дворец отошел его сыну, который был весь в долгах. А тут как раз недавно назначили нового католического архиепископа, которому нужна была резиденция: прежний Епископский двор уничтожили в 1419 году. В 1561 году монарх Фердинанд купил здание у молодого Гриспека и передал его Антонину Брусу, тогдашнему пражскому архиепископу. С того дня там находится архиепископская резиденция.

Первые перестройки

Как только духовные лица завладели дворцом, так сразу начали его переделывать. На дворе уже стоял зрелый ренессанс и приближался поздний, а здание было оформлено по канонам раннего – архиепископы не терпели такой отсталости. Началась гонка за архитектурной модой: сначала придворные архитекторы Аосталли и Вольмут перестроили дворец под свежие веяния ренессанса.

Потом наступило барокко. В конце XVII столетия архиепископ Ян Вальдштейн взял французского художника Матея в свои придворные архитекторы, чтобы тот придал дворцу модный раннебарочный вид. Но и это был еще конец.

Внутренние помещения и убранство Вевельсбурга

Наиболее важные внутренние комнаты, находящиеся в Северной башне, соединены со склепом и заканчиваются Залом обергруппенфюреров.

В Вевельсбурге присутствует комплекс зданий Института древней истории и Библиотеки оккультизма, рядом с ними находится помещение, в котором когда-то был Звёздный храм нового язычества.

Одно из самых известных помещений Северной башни – это кабинет Гиммлера, над входом надпись на латыни: «Domus mea domus orationis vocabitur».

В переводе на русский выражение гласит: «Дом мой домом молитвы наречён». А сам рабочий кабинет рейсхфюрера расписан рунами.

Под ним находится самый настоящий склеп, старинный и мрачный вид которого поражает. Как утверждают историки, здесь отпевались высшие руководители СС и «Чёрного ордена». В центре помещения размещены небольшое углубление и свастика, а также трубы, используемые, вероятно, для подачи природного газа и поддержки вечного огня.

Особенность архитектурной постройки заключается в том, что если стать в маленькое углубление и даже шёпотом произносить слова, их отчётливо можно будет услышать в противоположной части склепа. То, что в этом помещении придавали большое значение звуку, наводит на предположение, что оно могло быть использовано и в других целях, возможно, для проведения мистических обрядов.

Он представляет собой комнату округлой формы прямо под основанием Северной башни, украшенную гербом рейхсфюрера, геральдическими знаками и гербами рыцарей. Зал имеет куполообразный свод, поддерживаемый двенадцатью колонами, а также по двенадцать дверей и окон. В центре зала на полу выложен особый символ мирового порядка, сплетённый из трёх свастик – мозаика “Чёрное солнце”.

В стенах Вевельсбурга находились и учебные помещения, которые были посвящены мифам, легендам, богам и героям. Каждое из них декорировалось в особом стиле, воплощая верования и традиции Священной Римской империи. Среди украшений были подлинники средневековых доспехов, драгоценностей, оружия, впоследствии вывезенные Гиммлером в неизвестном направлении.

Население

Население Мюнстера составляет более 270 тыс. человек и ещё около 10 тыс. человек указывают Мюнстер как своё второе место жительства. Около 9 % населения города составляют иностранцы. 6,3 % трудоспособного населения не имеют работы (декабрь 2007). 80 % всех работающих жителей заняты в сфере услуг, 17 % в производственной промышленности и 1 % в сельском хозяйстве.

Средний житель Мюнстера моложе 36 лет и, таким образом, на 4 года моложе, чем средний гражданин Германии. Ожидаемая продолжительность жизни составляет 76,3 года для мужчин и 83,1 год для женщин. Это самая высокая ожидаемая продолжительность жизни в городах Германии.

Что делать в Мюнстере: приятные прогулки

  1. На Аазее (Aasee) – узком искусственном озере, расположенном к юго-западу от Старого города, летом покататься на лодках. В парке вдоль озера находится музей под открытым небом Mühlenhof, музей естествознания, планетарий и зоопарк. Музей под открытым небом Мюленхоф (Mühlenhof) – это замечательная коллекция фермерских домов и других сельских построек из региона, окруженная лесистыми берегами.
  2. Погулять в Гавани, в которой находится Kreativkai, отреставрированный район складов с клубами, ресторанами, модными заведениями. Лодки соединяют гавань с Дортмундом через канал Дортмунд-Эмс.
  3. Среди музеев, представляющих интерес, в которые стоит зайти – музеи лепрозория, лакового искусства, фарфора.
  4. За дворцом, окруженным пентагональным рвом, находятся обширные площадки, покрытые тихим ландшафтным парком и 5 ботаническими садами университета. Не нужно быть биологом, чтобы отправиться в долгую прогулку по дорожкам, выровненными растениями и деревьями 8000 разных видов. Когда погода становится ужасной (это часто бывает), можно поискать пристанище в десяти теплицах и притворится, что будто наступило лето.
  5. Поплавать в красивом современном крытом бассейне, расположенном рядом  с центром.
  6. Отправиться в шопинг по Принципальмаркт – это главный торговый район с бутиками известных брендов одежды и ювелирных украшений.

Где поесть и выпить в Мюнстере:

В Мюнстере огромный выбор отличных ресторанов, в которых представлена кухня почти каждой страны мира.

  1. Ради вкусной, сытной вестфальской кухни в аутентичной исторической обстановке выбор в пользу Altes Gasthaus Leve (Alter Steinweg 37). Говорят, что это старейшая корчма Мюнстера, работающая с 1607 года. Меню обширное и цены разумные.
  2. Так называемый «квартал коровы» (Kuhviertel) на окраине Старого города наполнен пабами, которые привлекают молодежь и любителей ночных тусовок. Среди них особенно популярен Cavete. Pinkus Müller – небольшая пивоварня с двумя ресторанами и пивным садом, утверждает, что она старейший органический пивоваренный завод в мире.
  3. В Старом городе масса ресторанов быстрого питания для быстрого перекуса, но стоит отказаться от Макдональдсов в пользу колбасных прилавков или пекарен.

Куда зайти, если проголодался

Вблизи Ливадии есть много мест, где можно перекусить. Например, кавказский ресторан «Царская конюшня» на улице Батурина, 22. Раньше здесь располагались царские конюшни Романовых, поэтому для заведения выбрано такое название. Меню разнообразное: блюда аджарской, грузинской кухни, в том числе хачапури по-домашнему, чахохбили, шурпа из баранины, долма, плов. В винной карте собран набор напитков, сделанных по старинной рецептуре.

Можно заглянуть в кафе «Корона», находящемуся на улице Батурина, 15. Для гостей здесь готовят блюда европейской, грузинской и крымскотатарской кухни. Из окон заведения открывается красивый вид на море, горы и Ялту.

Ливадия — прекрасное место, где стоит побывать каждому. Когда вы пройдёте по комнатам и залам Ливадийского дворца, вас, наверняка, охватит трепетное чувство от соприкосновения с ушедшей исторической эпохой: именно здесь когда-то жили царские семьи и происходили значимые политические события, такие как Ялтинская конференция. Вы сможете посетить Крестовоздвиженскую церковь — место, где молились, каялись и просили помощи Всевышнего представители царской династии. Также представится возможность прогуляться по Ливадийскому парку — настоящему ландшафтному памятнику России.

Кристина Минина

Как добраться до замка

Туристам, путешествующим на автомобиле, может потребоваться стоянка.

Припарковать свое транспортное средство советуем совершенно бесплатно и недалеко от замка – на холме Мариенбург. Туристы говорят, что по пути от парковки до резиденции получаются самые красивые фотографии фасада.

На автомобиле доехать до замка удобнее всего по трассе А2, если направляетесь из Берлина или Дортмунда. Затем по шоссе А7 ехать до поворота 62 Hildesheim.

Путешественникам на автобусе потребуется маршрут № 300, он стартует с Центральной автобусной станции (Ганновер), ехать до остановки Pattensen, далее автобусом № 301 до остановки Marienburg Abzweig Nord и оттуда пешком до ворот (около двух километров). Если ехать на поезде, то со станции станции Nordstemmen придется идти целых три километра.

В субботу и воскресенье от станции Nordstemmen к замку Мариенбург курсирует туристический автопоезд (стоимость проезда в одну сторону – 2,5 евро, в обе – 4,5 евро).

особенности

Историческая гравюра на стали

ежегодный кинотеатр под открытым небом на Шлоссплац

Карильон

Из 18 колоколов на крыше замка трижды в день звучит карильон. Всего запрограммировано десять различных песен, которые воспроизводятся одна за другой, в том числе « Практикуй всегда верно и честно », « Мы приходим молиться » и « Мысли свободны ». В дополнение к этому карильону, колокола также объявляют время каждую четверть часа: через 15 минут после полного часа в них бьют один раз, через 30 минут – дважды, через 45 минут – трижды и каждый полный час – четыре раза. Количество часов затем публикуется каждый полный час. Хотя он выглядит как часть оригинального замка конца 18 века, карильон не был установлен до 1954 года.

картина

В фойе дворца находится широкоформатная картина австрийского художника Рудольфа Хауснера «Призыв к защите личной свободы» .

конкуренция

Еще одна особенность – турнир победителей, который проводится ежегодно в летние месяцы . Это первоклассное конное шоу, проводимое Вестфальским клубом верховой езды . Соревнования по конкуру и выездке проходят на исторической площади Шлоссплац.

Фольклорный фестиваль

Фейерверки также запускаются по вечерам в пятницу на фестивале Send Volksfest, который проходит три раза в год на Schlossplatz .

Когда построили дворец?

Начало строительства Ватиканского дворца относится примерно к 5-6 векам, хотя некоторые историки предполагают, что первый камень мог быть заложен ещё раньше, во времена Константина Великого, то есть в конце 3 — начале 4 веков. Как бы то ни было, уже во время коронации Карла Великого папа римский Лев III жил во дворце на Ватиканском холме. Здание, правда, со временем пришло в запустение, и вплоть до авиньонского пленения пристанищем папам служил Латеранский дворец в Риме.

На протяжении 70 лет папы томились в Авиньоне, а в конце XIV века вернулись, чтобы снова поселиться в Ватикане — теперь уже насовсем. До конца 19 века папы располагали, в том числе, и летней резиденцией в Квиринальском дворце в Риме, где сейчас квартируется президент Италии.

Дворцовый комплекс отстраивался постепенно. Во второй половине 15 века на месте бывшей Великой капеллы была построена Сикстинская капелла. Над её созданием трудился итальянский архитектор Джордже де Дольчи. Здание знаменито благодаря прекрасным фрескам кисти Сандро Ботичелли и Микеланджело. А чтобы посмотреть на знаменитый «Страшный суд» на алтарной стене, в Ватикан ежедневно приезжают тысячи туристов.

Дворец Епископов

Дворец Епископов — место, где проживали главы церкви еще с XIV столетия. Однако известно, что еще с XI века в Кракове существовала епископская резиденция, которая на тот момент располагалась на Шавельском холме. Нынешнее здание появилось позже и было выполнено в готическом стиле. С тех пор сооружение много раз перестраивали и реконструировали из-за частых пожаров, а в настоящее время мы можем наблюдать результат последней крупной реставрации в XIX веке: архитектор Томаш Прилиньский восстановил здание после очередного масштабного пожара.

На фасаде дома можно найти элементы таких архитектурных стилей, как Возрождение и барокко. Сейчас это двухэтажное здание по длине, но трехэтажное по углам, симметрично относительно центрального входа. Эти возвышения украшены бельведерами, придающими легкость общему строгому стилю сооружения. Кроме того, ту же функцию выполняют тосканские колонны по периметру территории, двойные барочные арки-порталы, ведущие во двор и на улицу. Часовня дворца, которая раньше находилась во дворике, сейчас имеет фасад и крышу, спроектированные Томашем Прилиньским. Он же создал деревянные окна и двери. В самом же здании доступен к посещению музей, где можно посмотреть работы западноевропейских художников XVII-XVIII столетий, польскую живопись еков, археологические экспонаты и прикладное искусство.

Строгое классическое сооружение, выполненное в светло-желтых тонах, привлекает туристов не столько своей красотой и архитектурой, сколько историей. А точнее, определенным периодом, когда в этом дворце проживал епископ Иоанн Павел II (Король Войтыла), самый благородный римский папа. Жил он в этом дворце, конечно, до судьбоносного избрания. Для поляков это место памяти — народ гордится своим земляком, о чем свидетельствует особый знак почета — памятник тому самому священнослужителю, расположившийся при входе во дворец в окружении красивых кустарников и цветов. Епископ простирает руки вперед, как будто благословляя своим жестом прихожан.

Можно говорить о некоем культе Иоанна Павла II в Польше. Король Вотыйла любил родной Краков, и потому поддерживал связь с городом и часто приезжал с визитами, останавливался во Дворце епископов, посещал различные места. На многих домах, ресторанах, где обедал Папа, в общественных заведениях, где он проводил встречи с горожанами, можно увидеть таблички, сообщающие, что здесь был Иоанн Павел II.

Помимо официальных встреч глава церкви проводил неформальные беседы с паломниками через окно Епископского дворца. После его кончины долгое время дворцовая площадь была усыпана цветами и свечами, и постоянно сюда приходило большое количество людей помолиться и отдать дань памяти этому человеку. До сих пор в праздничные дни последователи Иоанна Павла II зажигают множество свечей на территории Епископского дворца, поэтому дух этого человека и то восхищение, которое испытывает польский народ, может ощутить любой турист, побывав однажды в этом месте.

Дворцовый комплекс

Архитектор Иоганн Конрад Шлаун планировал построить масштабный архитектурный комплекс в стиле барокко: замок, конюшни, караульные помещения и ландшафтный парк, распланированный в французском стиле. Епископство не испытывало недостатка в средствах, и его глава решил построить дворец, не уступающий в роскоши королевскому.

Но Шлауну не удалось воплотить проект в жизнь в полной мере: в 1773 году он умер, а новый архитектор Вильгельм Фердинанд Липпер имел собственные взгляды на то, как должна выглядеть резиденция.

Конфликт барокко и классицизма

К моменту смерти Шлауна был построен только корпус здания и одно из караульных помещений. Новый архитектор Вильгельм Фердинанд Липпер, рьяный поклонник классицизма, попытался было изменить стилистику проекта, но архиепископ этому воспротивился.

Липперу пришлось закончить постройку второго караульного флигеля в стиле барокко по плану Шлауна, чтобы не нарушать стилистическую целостность комплекса. Но он всё же добавил в декор фасада некоторые классические элементы, полностью изменил ландшафт парка в соответствии с английскими традициями и отказался от возведения хозяйственных построек. Именно в такой планировке мы можем видеть комплекс сегодня.

Архитектура замка

При строительстве дворца использовалась комбинация двух материалов: красного кирпича и блоков из светлого песчаника. Центральная часть фасада оформлена в виде выступающего вперёд портала-ризалита, увенчанного куполообразной крышей с изысканной круглой башенкой в форме фонаря. Над главным входом располагаются часы и карильон с 18 колоколами, которые отмечают время мелодичным звоном. Трижды в день колокола вызванивают мотивы народных немецких песен.

Портал замка украшен полуколоннами в античном стиле и изысканной каменной резьбой. На фронтоне крыши можно увидеть скульптурную композицию, которая изображает герб епископа и ангелов, играющих на музыкальных инструментах. На тумбах декоративной балюстрады установлены скульптуры античных мифологических персонажей.

Боковые крылья здания охватывают просторную площадь Schlossplatz. Их выпукло-вогнутая форма образует изысканную волнистую линию, которая гармонирует с центральным порталом. Между первым и третьим этажами располагается роскошный высокий бельэтаж, под крышей размещаются мансарды. К замку ведёт широкая аллея, по бокам которой разбиты газоны и высажены ряды деревьев.

С тыльной стороны дворца располагается парк, который сохранил причудливую английскую планировку.

Университет

В наши дни в замке располагается главный корпус Вестфальского университета имени Вильгельма I.

Именно благодаря университету здание бывшей епископской резиденции уцелело и до сих пор радует глаз горожан и туристов. Замок, сгоревший в марте 1945 года, собирались снести, но этому воспротивились германские активисты.

К тому же это позволяло сохранить замок как памятник архитектуры.

В ходе генеральной реконструкции 1947-1954 годов внешний облик замка был сохранён в его историческом виде, но все внутренние помещения перепланировали. В настоящее время от прежних интерьеров практически ничего не осталось.

Любопытно, что университет и Schloss Münster связывает не только современная, но и куда более давняя история. Это учебное заведение в 1780 году открыл известный политический и общественный деятель Франц фон Фюрстенберг, который служил викарием Мюнстера и был личным представителем основателя замка архиепископа Кенигсегг-Ротенфельза.

В настоящее время изображение замка входит в логотип университета и является его визитной карточкой.

Парк и ботанический сад

Английский парк, расположенный рядом с дворцом, превращён в уникальный ботанический сад, который стал одной из популярных достопримечательностей Мюнстера. В нём сохранена прежняя планировка, но теперь здесь можно увидеть растения из разных уголков мира – от дубов и платанов до экзотической бамбуковой аллеи и южных хвойных кустарников.

В павильонах собраны тропические растения из Бразилии, Индии, Китая и Мексики. Под большинством растений установлены таблички с латинским и немецким описанием.

На аллеях есть скамейки для отдыхающих и скульптуры, по лужайкам разгуливают кролики и гуси. На краю парка располагается уютное кафе Schlossgarten.

История строительства

В конце XVII века практически все высшее общество Германии умилялось и восхищалось руинами старинных замков. Это и натолкнуло Вильгельма IX на идею возвести собственный замок, который бы внешне напоминал непреступную крепость, способную вынести длительную осаду и отразить любые атаки неприятеля, а внутри был бы приспособлен для уютного времяпрепровождения.

Разработку проекта он поручает известному в то время архитектору Генриху Кристофому Юссову, который для воплощения идеи в жизнь и с целью более детального ознакомления с английскими романтическими развалинами даже совершает поездку в Великобританию.

Как удалось выяснить историкам, первоначально, архитектор Юссов планировал возвести лишь полуразрушенную башню с небольшой пристройкой. Однако в итоге на холме парка Вильгельмшолль появился настоящий замок с «главенствующей» центральной башней, с галереей, с огромными воротами и с подъемными мостами.

Все строения были аккуратно сгруппированы вокруг внутреннего дворика и окружены широким рвом. Строительство велось с 1793-го по 1806-й год.

Вид на вход в апартаменты замка

Во время Второй Мировой войны замок Левенбург был частично разрушен, кстати, в результате бомбардировок пострадал и его великолепный сад.

Впоследствии, в послевоенное время в замке проводилась реставрация, впрочем, и сегодня не все работы еще закончены: главная башня восстанавливается до сих пор.

Многие историки сожалеют о том, что при проведении восстановительных работ был утрачен первоначальный вид замка: современные архитекторы в большей степени делают акцент на практичности сооружения, нежели в точности придерживаются первоначального плана.

Статуя льва во внутреннем дворе замка

Несмотря на то, что замок Левенбург претерпел ряд видоизменений, он является одним из самых привлекательных мест, куда ежегодно приезжают толпы туристов. Среди тенистых аллей парка, разбитого в английском стиле, кроме самого замка Левенсбург, можно увидеть искусственные греческие храмы, римский акведук, и даже посетить, так называемую, искусственную китайскую деревню!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий