Современная жизнь кибуц
Кибуцы сегодня посещает множество туристов, но и среди местных жителей многие проявляют интерес к подобным поселениям, даже если не имеют в планах переселяться в подобные общины и становиться их членами. Это можно пояснить тем, что поселения такого типа лишены городской суеты и пыли, и позволяют отдохнуть и телом, и душой.
Детские праздники кибутцев особенно популярны, как и детские сады — израильтяне уверяют, что в таких детских садах дети имеют возможность чаще бывать на природе и дышать свежим воздухом, и при этом достаточно активно развиваются. Однако если углубиться в вопрос устройства детских садов, то можно сделать вывод, что они вполне схожи с привычными нам учреждениями дошкольного уровня, созданными в СССР.
Но главная особенность поселений в других моментах. В кибуцы в Израиле условия проживания обычно следующие:
- получить определенные услуги возможно по номеру члена кибуца, которому соответствует индивидуальный счет для этого;
- прямого почтового сообщения с кибуцами нет, и почту забирают в подобные поселения передвижные почтовые «отделения»;
- кибуцы могут быть религиозными и нерелигиозными, и это важная деталь для тех, кто выбирает населенный пункт для проживания (для туристов это несущественно обычно);
- нет никакого строгого контроля за тем, что делает человек в своей жизни и с собственным домом, и управляющий аппарат не ограничивает свободу людей;
- нет необходимости отчитываться перед управленцами, а управление передано в руки общего собрания (принцип самоуправления).
Ранее в подобных населенных пунктах вовсе отсутствовал денежный оборот, однако со временем жители пришли к логичному выводу, что необходимо зарабатывать деньги извне вместо внутреннего товарооборота. Именно потому на сегодняшний день общедоступными остаются детские сады и праздники, а остальное требует денег и трудоустройства. Чтобы получить жилье и оказание определенных услуг, представители таких общин вынуждены работать, как и все остальные, на предприятиях и заводах, и платить соответствующие налоги на содержание каждого из жителей.
Ранее в кибуцах были популярны общие столовые, прачечные и другие заведения, однако на фоне того, что в поселениях начали ходить деньги, и появился денежный оборот, каждый стал стремиться питаться и стирать самостоятельно, потому подобные организации уже перестали быть актуальными. Это создает множество социальных проблем, связанных в основном с неприятием изменений пожилым населением, а также с неумением в общей массе населения заботиться о себе самостоятельно. Но с каждым годом поселения все более становятся цивилизованными и осовремениваются.
Таким образом возможно говорить, что на сегодня практически исчезла идеологическая составляющая. Появились разные слои населения и жители населенных пунктов пользуются достаточно активно благами цивилизации.
Для тех, кого интересуют кибуцы в Израиле — что это, и как они устроены, можно отметить, что это достаточно современные и красивые, но все еще необычные национальные поселения.
Интернет и сотовая связь
В государстве активно внедряются передовые технологии, поэтому остаться без связи здесь практически невозможно. В любом уголке острова отличное покрытие и качество сигнала сотовой связи и интернета. В каждом парке, магазине и точке общественного питания есть Wi-Fi.
Проводной интернет в Сингапуре предлагают несколько компаний:
- фирма StartHub занимается подключением через кабельный модем;
- Pacnet и Singte обеспечивают выход через ADSL.
Стоимость зависит от оператора и пакета услуг. В среднем она составляет от 30 до 130 SGD или 22,2-96 USD. Домашний проводной интернет гарантирует высокую передачу данных, уменьшает расходы на мобильный телефон, поэтому он есть практически у каждого местного жителя.
Сотовая связь в Сингапуре обеспечивается двумя основными операторами – StarHub и SingTel. Для регистрации номера необходим паспорт. Его нужно предъявить продавцу, который на месте активирует симку.
Большой популярностью среди населения пользуется оператор SingTel, который предоставляет качественные услуги связи по всей стране. У него можно приобрести пакет для бесплатных звонков в 12 стран мира, в числе которых Таиланд и Россия. Подключение услуги стоит примерно 11 SGD (8,15 USD), абонентская плата – 6 SGD (4,50 USD) в месяц. Актуальные цены можно уточнить на официальной странице компании .
Международный код государства – 65. Для вызова пожарных следует набирать 995, чтобы пригласить полицейских – 911. Пример номера телефона Сингапура – (65)11-09-452. Чтобы позвонить на остров из России, Украины или других стран СНГ, нужно набрать +65, затем код города и номер телефона.
Как попасть в кибуц в Израиле русскому?
Начиная с 1990 года в Израиле действует программа адаптации для репатриантов. Благодаря государственной инициативе агентство «Сохнут» предлагает вновь прибывшим в Израиль воспользоваться предложением «Первый дом на родине». Суть его состоит в том, чтобы обеспечить переселенцам максимально комфортное вхождение в общество.
Для русских, украинцев и других репатриантов из бывших стран СНГ участие в программе оборачивается возможностью не заботиться о жилье и быте в первое время после переезда, а посвятить себя изучению иврита. Такие условия предоставляет возвращенцу кибуц. Жить на его территории и пользоваться всеми благами коммуны можно первые полгода жизни в Израиле. В это время кибуц берет на себя все заботы о новом члене общества. По желанию переселенца время проживания в коммуне можно продлить еще на 6 месяцев.
Планируя переезд из России в Израиль, будущие граждане страны могут сами выбрать подходящий для проживания кибуц из списка, который предоставляет агентство «Сохнут». Он может располагаться, как на юге, так и на севере Израиля. Регион своего проживания в стране репатриант имеет возможность определить самостоятельно.
Участники программы могут воспользоваться следующими благами:
- Отдельная жилплощадь с мебелью и техникой;
- Прохождение курса иврита в ульпане;
- Детский сад, школа для детей;
- Бесплатное медицинское обслуживание;
- Магазины с дешевыми продуктами и столовые с недорогим питание;
- Экскурсии, праздничные и культурные мероприятия;
- Помощь в поиске работы.
Еще одним способом попасть в кибуц является туристическая поездка. Многие россияне интересуются жизнью на Ближнем Востоке, а кибуцы позволяют не только окунуться в атмосферу современного еврейского общества, но и предоставляют возможность заниматься популярным сегодня эко-туризмом или воспользоваться отдыхом на побережье Мертвого моря и спа-процедурами. Правда, такие визиты носят кратковременный характер, но дают возможность изучить внутреннее устройство коммуны.
Популярностью у россиян пользуются и обычные экскурсии, которые организуют многие кибуцы. Например, поселение Йотвата, расположенное на границе с Иорданией, на юге пустыни Арава. Эта коммуна сегодня представляет собой крупнейшую в стране молочную ферму, поставляющую на рынок 60% от общего объема продукции.
Во время экскурсии посетители могут:
- ознакомиться с внутренним устройством и работой фермы;
- Посетить местный зверинец с травоядными и хищными животными;
- Погулять по заповеднику;
- Увидеть развалины древнеримской крепости;
- Поучаствовать в мастер-классе по изготовлению мороженого.
Список общин
Хотя сейчас кибуцное движение переживает кризисные времена, однако многие общины смогли добиться больших успехов в финансовой деятельности. Поэтому каждому туристу или репатрианту, собирающемуся посетить страну или приехать в нее жить, будет интересно узнать про самые богатые кибуцы в Израиле, список которых приведен ниже:
- Сдот Ям (капитал 3,4 млрд шекелей) — владеет акциями производства мраморных плит;
- Хацерим (1,25 млрд шек.) — база водной промышленности страны, также владеет акциями завода «Нетафим» по производству систем капельного орошения;
- Мааган Михаэль (835 млн шек.) — центр водных технологий, имеет завод «Пальсан»;
- Йотвата — 700 млн шек;
- Изреэль (480 млн шек.);
- Рамат Йоханан (250) и др.
Многие кибуцы южного региона Израиля созданы практически на безжизненных землях пустыни Негев. Однако, благодаря упорному труду и энтузиазму работников, при использовании передовых технологий, эти территории теперь стали процветающими и имеют хозяйства с миллионными оборотами.
Основная стратегия их деятельности состоит в повышении урожайности сельскохозяйственных культур, причем все расходы на орошение и электроэнергию сокращаются за счет альтернативных методов. Здесь успешно выращивают клубнику, цитрусовые, финики, бананы и другие фрукты, а также цветы.
История[править | править код]
До создания государстваправить | править код
Молодёжь, прибывшая в Землю Израильскую со второй алиёй 1904—1914 годов, была воодушевлена как идеей национального возрождения еврейского народа на его исторической родине, так и социальными идеями, сочетавшими идеи европейского социализма с социально-этическими идеалами библейских пророков. Осуществление этих стремлений (которые в новое время проповедовали Ф. Оппенгеймер, Н. Сыркин и другие) казалось простым ещё и потому, что в Палестине периода турецкого владычества фактически ещё не сложилось общество, которое следовало бы перестраивать, так что вновь возникающее можно было строить на основе идеологии репатриантов. Эта идеология испытала сильное влияние взглядов А. Гордона, видевшего в продуктивном, в первую очередь, сельскохозяйственном труде залог возрождения еврейского народа. Однако реализация этих стремлений натолкнулась на отсутствие земельных участков, пригодных для сельскохозяйственного использования, климатические и природные трудности, скудость средств, враждебность турецкой администрации и соседей-арабов[источник не указан 4068 дней], а также на недоброжелательное отношение чиновников барона Э. Дж. Ротшильда[источник не указан 1900 дней]. Чтобы преодолеть эти тяжёлые условия, необходимо было создать новый образ жизни, а для выполнения идеологических задач требовалось коренным образом изменить структуру экономической деятельности. Кибуц, основанный на принципе коллективного владения имуществом и средствами производства, равенства в работе, потреблении и социальных услугах, на отказе от наёмного труда, был ответом как на экономические и политические препятствия, так и на идеологические запросы поселенцев, главными выразителями которых стали И. Трумпельдор и Маня Шохат.
Первое основанное на коллективных началах сельскохозяйственное поселение, квуца Дгания, было создано в 1909 году. К концу 1-й мировой войны в стране уже было восемь сельскохозяйственных коммун, в которых состояло, в общей сложности, 250—300 человек.
Панорамный вид кибуца Баркай в районе Вади Ара
С установлением британской власти в подмандатной Палестине () и началом третьей репатриации в Израиль кибуцное движение стало интенсивно развиваться. Многочисленные активисты заселения, прибывшие из России и Польши, включались в существующие или организовывались в новые сельскохозяйственные, а также рабочие коммуны, крупнейшей из которых была Гдуд ха-‘авода.
Наряду с небольшими, в начале 1920-х годов были основаны и крупные сельскохозяйственные коммуны: Бет-Альфа, Гева (1921), Дгания-Бет (1920), Кирьят-‘Анавим, Тель-Иосеф (1921), Хефци-Ба (1922), Эйн-Харод, Ягур и другие. За годы британского правления в Земле Израильской число сельхозкоммун и коллективно купленного жилья, возросло до 176, а их население в конце мандатного периода насчитывало 47,4 тыс. человек (около 23 тыс. членов).
После создания государстваправить | править код
С 1948 года основание новых кибуцев несколько замедлилось. Основной людской резерв общин — активисты заселения из Европы — был уничтожен во время 2-й мировой войны. Волна репатриантов, хлынувшая в Эрец-Исраэль после 1948 года, состояла главным образом из евреев Азии и Африки и европейских евреев, переживших Холокост, которые не были склонны к жизни в коммунах, и, обращаясь к сельскому хозяйству, предпочитали им создававшиеся в то время многочисленные мошавы (сельскохозяйственная община, действующая на кооперативных началах).
Тем не менее, число кибуцев продолжало расти за счёт молодёжной алии из Европы и Америки, а также притока уроженцев страны.
По переписи 1983 года в Израиле насчитывалось 267 кибуцев, в которых жили около 116 тыс. человек — 69 тыс. трудоспособных членов и 47 тыс. детей и стариков. В еврейском населении Израиля жители кибуцев составляли в указанном году около 3 процентов (до основания государства — 7 процентов).
Трудовая деятельность в Израиле
Как не странно, но высокооплачиваемой работой является строительство.
К востребованным вакансиям для иностранных оформленных специалистов относят медицинских работников из Российской Федерации. Уточним, что для работы в данной отрасли необходимо получить разрешение.
Также ценятся представители IT-специальностей. Стопроцентная компьютеризация повышает спрос на опытных и ответственных работников. Инженерные специальности и преподаватели входят в список.
Есть ряд основных требований. Для получения желаемой должности кандидат должен иметь достойный опыт работы, квалификацию, знать иврит и английский язык.
Есть спрос на работников в сфере услуг и сельскохозяйственной деятельности. Единственный вопрос – официальное трудоустройство, которое редко предоставляют в сезонных форматах работы.
Отзыв о работе
Аркадий, врач-терапевт:
«Пришлось уехать сюда в девяносто первом году, тогда сразу начал работать по своей специальности – врачом. Сейчас тружусь на полторы ставки, зарплата получается в среднем от сорока до сорока пяти тысяч в месяц (приблизительно 740 тысяч русских рублей). Конечно, так не сразу было, изначально не все шло хорошо и гладко. Только сейчас могу позволить больше, чем обычно. Ответственность у врачей здесь огромная, и требования к ним, поэтому и медицина на достойном уровне».
Что касается бизнеса, то обилие мелкого предпринимательства в стране позволяет сформировать из налогов на него 60% бюджета.
Популярными направлениями являются: аутсорсинг (веб-менеджеры, бухгалтера и IT-специалисты). Сфера общественного питания – это не исключение.
Вита Мрыхина несколько лет назад приехала жить в кибуц Ягур.
Почему Вы решили начать жизнь в Израиле именно в кибуце?
Решила начать с кибуца, так как репатриировалась одна и у меня не было знакомых в Израиле. На мой взгляд, кибуц — лучшее решение для одиночки с точки зрения помощи и защиты, да и в деньгах тогда была существенная экономия, жилье субсидированное и продукты в кибуцном магазине намного дешевле.
Как Вас встретили и какими были первые впечатления от кибуца?
Пока ехали из аэропорта в такси, водитель безуспешно пытался дозвониться мадриху и сообщить, что мы едем. Удалось дозвониться только руководителю программы. Так что мадрих нас не встретил, встретили участники программы, которые приехали раньше нас на полгода. В комнате было не убрано, правда в холодильнике была еда на вечер и утро. Следующие 2 дня выдраивала жилье. Но окружающие красоты, чудесная природа и приветливые жители сгладили негатив первого дня.
Как проходила адаптация, устройство на работу, учёба в ульпане?
Первые полгода практически не работала, только разовые подработки на мероприятиях и метапелет (уход за больными и пожилыми людьми – Прим. автора) у подопечной. Через полгода кончилась корзина и я пошла работать сначала в местную прачечную, потом в кибуцный детский садик. На протяжении всего периода жизни в кибуце училась в ульпане. Преподаватели очень хорошие, носители языка. Ульпан посещала с удовольствием. Также нас возили на субсидированные экскурсии: 4 или 5 экскурсий всего – Иерусалим, Тель-Авив, Эйлат и на Север.
Какие воспоминания остались о кибуце и кибуцниках?
В кибуце очень понравились природа и безопасность, помощь от Программы и постепенная адаптация в новой для меня стране. Но вместе с тем ограниченное пространство, одни и те же люди, скучновато. Но жизнь в кибуце меня подготовила к городу. Насчет людей: мне очень понравились кибуцники, было интересно с ними праздновать Рош-а-Шана, Суккот, Песах. А по поводу личных границ, у израильтян их в принципе особо нет: начинают расспрашивать буквально обо всем, о личном. Но это особенности менталитета, и в принципе я отношусь к этому нормально. О жизни в кибуце вспоминаю с теплотой, даже ездила туда несколько раз прогуляться. Это был интересный опыт.
Роль в истории Израиля[править | править код]
Разветвлённая сеть кибуцев в разных районах страны до и после возникновения Государства Израиль сыграла важную роль в решении одной из главных задач сионистского движения — создания класса еврейских земледельцев, способных обеспечить еврейское население необходимыми сельскохозяйственными продуктами. В относительно короткий срок новые поселенцы, лишь часть которых прошла подготовку на учебных фермах (хаввот хахшара), организованных группами активистов заселения за границей, создали в Земле Израильской высокопродуктивное сельское хозяйство, не уступающее по уровню хозяйствам развитых стран с многовековой земледельческой традицией.
Сельскохозяйственные поселения создавались на крайне скромные средства Всемирной сионистской организации. Первые годы поселенцы были вынуждены жить в палатках или бараках и довольствоваться скудным рационом. Тяжёлые условия жизни усугублялись болезнями, в первую очередь малярией. Во многих местах поселенцам часто угрожала опасность вооружённых нападений соседей-арабов. Однако сплочённость коммун, целеустремленность их членов, планомерная организация трудовой деятельности способствовали тому, что такие бедствия причиняли им менее серьёзный и менее длительный ущерб, чем сельским поселениям других видов (например, мошавам).
Когда вследствие арабских беспорядков (1936—1939) и наложенных британской администрацией ограничений на приобретение земли возникла необходимость создать в короткое время значительное число поселений в районах, где до тех пор не было еврейского населения, кибуцное движение было наиболее активным в сооружении быстровозводимых пунктов типа хома у-мигдал (стена и башня). В 1936—47 гг. были созданы 118 способных к самообороне поселений, в большинстве кибуцев. Кибуцное движение основало и большинство первых сельскохозяйственных поселений в Негеве, к планомерному заселению которого приступили лишь в 1943 году.
Все взрослые члены кибуцев числились в отрядах Хаганы с самого её возникновения; кибуцы служили как её базами, так и прибежищем для нелегальных репатриантов, в перевозке которых в подмандатную Палестину кибуцное движение принимало активное участие. Части Палмаха были расквартированы в кибуцах, где они тренировались и несли охранную службу, одновременно помогая членам кибуцев в сельскохозяйственной работе. После провозглашения государства вдоль границы и в стратегических пунктах были созданы кибуцы, ставшие форпостами обороны страны и препятствием для проникновения террористов.
Значительно число членов кибуцев в командном составе Армии обороны Израиля.
Кошерные продукты и кибуцы
Если вы являетесь ценителем кошерных продуктов, то продукция кибуцев вам тоже отлично подойдет, поскольку работа евреев, как и представителей других национальностей, в субботу в таких хозяйствах строго запрещена. Большинство руководителей кибуцев, то есть людей, занимающих руководящие должности, являются именно этническими евреями.
Зато в период сбора урожая в кибуцах, выращивающих, в частности, авокадо, непосредственно на полях работают исключительно тайцы. Именно тайцы составляют большинство сотрудников (непосредственно работающих рук), то есть людей, трудящихся прямо на плантациях в сельском хозяйстве Израиля. Такие работники кибуцев абсолютно легально обеспечиваются бесплатным жильем, заработной платой в 2000 долларов в месяц и целым мешком риса на год, что для тайцев как для представителей восточного народа тоже является важным фактором при выборе своего места работы вдали от дома.
Сегодня в Израиле насчитывается почти триста кибуцев, являющихся практически автономным миниатюрным городком с собственной инфраструктурой, хозяйством и системой получения образования, оказания первой медицинской помощи. В кибуце детям не надо ходить в общеобразовательную государственную школу
Там (в кибуце) имеются свои образовательные центры и учреждения, специализацией которых являются сельское хозяйство, изобретательство, экология, что важно именно для жизни в кибуце
В кибуцах не на словах, а реально существует прямая демократия, когда еженедельно их жители могут собираться для обсуждения наиболее важных общественных, организационных, прочих вопросов, волнующих их, проводя прямые голосования по каждому из обсуждаемых вопросов, согласовывая каждый проект, которые планируется реализовывать общими усилиями жителей кибуца. Такой подход позволяет реализовываться многим талантам местных жителей, включая инженерно-технические, организационно-управленческие, прочие.
Несмотря на все имеющиеся привилегии существования именно в кибуце, молодое поколение израильтян всё меньше и меньше хочет связывать свою жизнь с кибуцем. Поскольку новое поколение считает такой принцип организации общества явно устаревшим, архаичным, предрекая скорое исчезновение кибуцев как способа организации даже небольшой части общества, численность которой редко превышает 400 человек. Молодежь в Израиле тоже всячески стремится переехать из сельской местности в большие города. Еще одной причиной для такого положения дел является тот факт, что зарплаты в кибуцах, несмотря на все существующие там, казалось бы, привилегии, оказываются немного ниже средних по Израилю. Несмотря на это, большая часть продукции, выращиваемой в тех же самых кибуцах, идет именно на экспорт.
Даже в условиях гиперинфляции, существовавшей в Израиле в 80-х годах, как и кризиса 90-х годов, кибуцы раз за разом выбирались из этих неурядиц, оказываясь в выигрыше. Пока количество кибуцев в Израиле не уменьшается, что доказывает, подтверждает высокую экономическую эффективность такого способа существования небольшой части израильского общества. Для понимания общей ситуации достаточно отметить, что жители всех израильских кибуцев вместе составляют только 1,5 процента от общего населения Израиля. В то же самое время этому количеству людей (1,5 процентам) удается содержать, поддерживать, обеспечивать 50 процентов от всего общего объема сельского хозяйства во всем Израиле. К этим весомым аргументам можно еще добавить примерно 6,5 процента от промышленности Израиля, продукция которой оказывается наиболее востребованной именно в общинах кибуцев.
Главным же секретом исторической живучести кибуцев, которая уже перевалила за сотню лет, является удивительное единение общества, единство самих членов кибуцев именно ради сохранения своих хозяйств
Важной тут, безусловно, остается и помощь государства
История Пурима
Евреи отмечают Пурим в память о событиях, по преданию происшедших в древней Персии в 355 году до нашей эры во времена правления царя Ахашвероша. Этого царя мы хорошо знаем из истории Древней Греции под именем Ксеркс, или Артаксеркс.
Во времена Ахашвероша в огромном персидском царстве, в котором царила относительная веротерпимость, жили в том числе евреи, исповедовавшие монотеистическую религию (веру в единого Бога). Все шло хорошо, пока царедворец Аман, обидевшись на уважаемого при дворе еврея Мордехая не замыслил уничтожить всех последователей иудаизма. Дело в том, что Мордехай (который был приближен ко двору за то, что в свое время спас царю жизнь) отказался поклониться тщеславному Аману. Мордехай вовсе не был гордецом, скорее наоборот: будучи богобоязненным, он не мог кланяться никому, кроме Бога. Однако злой Аман затаил обиду и оклеветал перед царем всех евреев.
Ахашверош поверил навету и отдал приказ уничтожить все еврейское население своего царства. Царь даже также кинул жребий, когда должна была начаться резня. Выпало на 13 число месяца адар (конец февраля — начало марта). («Пурим» на иврите означает жребий, отсюда название праздника).
Узнав о страшном жребии, Мордехай уговорил свою племянницу Эстер принять участие в смотринах претенденток на освободившееся место царицы. Мордехай надеялся, что его племянница сумеет переубедить Ахашвероша, и тот отменит кровавый приказ. Эстер, которая была хороша собой, приглянулась царю и стала одной из его жен.
Надо сказать, Ахашверош был довольно суровым властителем: место жены освободилось после того, как он изгнал свою предыдущую супругу — знатную Астинь (Вашти) из древнего уважаемого рода. Царица провинилась, отказавшись танцевать обнаженной во время царского пира.
Юная Эстер сначала колебалась, когда Мордехай потребовал от нее подвига во имя спасения своего народа, но затем решилась. Рискуя не только быть изгнанной, но и лишиться жизни, она явилась перед царем незваной, что по тем временам было неслыханным поступком. Однако красота, роскошный наряд и благоухание девушки (помогли драгоценные благовония) так поразили Ахашвероша, что он согласился принять участие в пире, который устроила для него Эстер. Во время пира молодая царица призналась, что она еврейка и попросила у царя милости и заступничества.
Ахашверош поверил своей жене, велел казнить Амана на виселице, приготовленной для Мордехая, но резню отменить не смог. Царский приказ, скрепленный жребием, отменить не мог даже тот, кто его отдал. Однако в виде особой милости царь разрешил евреям вооружиться и дать отпор погромщикам. В жестоком бою, который произошел 13 адара, как можно догадаться, евреи одержали убедительную победу, иначе праздновать было бы нечего.
Законы кибуцев
Главными идейными вдохновителями создания сообществ стали И. Трумпельдор и Маня Шохат, которые считали такое движение ответом на все экономические и политические проблемы, сложившиеся из-за недостатка земель в стране, подходящих для заселения.
Жизнь в кибуцах Израиля проходит по определенным правилам, с соблюдением установленных законов:
- коллективный труд на благо сообщества с целью интенсификации и увеличения производства;
- принципы самоуправления в распределении работ и времени;
- равные условия жизни для всех (коммунизм);
- права всех жителей равны;
- каждый член сообщества несет ответственность по отношению к другим;
- все сферы хозяйства и общинная жизнь подчиняются четкой дисциплине;
- каждый работник кибуца свободен в своих религиозных, политических и партийных убеждениях;
- женщины имеют право открывать новые сферы труда;
- дети воспитываются и питаются в общине до совершеннолетнего возраста;
- пожилые работники имеют обеспечение по старости;
- при выполнении домашней работы (стирка, приготовление еды, уборка и т.д.) женщины и мужчины наделены равными правами;
- каждый член кибуца может участвовать в решении производственных проблем и повышении своей квалификации.
Первые репатрианты и члены кибуцев считались пионерами национального движения переселенцев, которое ставило целью равенство и социальную справедливость. Покупка земель для организации кооперативных товариществ проходила при содействии организаций «Еврейское колонизационное общество» и «Еврейский национальный фонд».
Сельская жизнь
Израильтяне, проживающие в сельской местности, в основном живут в кибуцах или мошавах . Кибуц – это коллективное сообщество , жители которого работают на благо общества. Хотя многие кибуцы были приватизированы, жители обычно живут общинами. Кибуцы по большей части самодостаточны и имеют свои школы. Большинство кибуцев занимается сельским хозяйством, хотя некоторые перешли на промышленное производство.
Мошав также является коллективным сообществом, но земля делится между жителями, каждый из которых получает равную сумму и должен выращивать свою продукцию. Сообщество поддерживается коллективным налогом, который одинаков для всех жителей, в результате чего хорошие фермеры живут лучше, чем плохие.
Мошава другой тип сельской земледельческой общины в Израиле, но в отличие от кибуцев или мошавы, вся земля находится в частной собственности. Мошав shitufi другого типа кооперативного села в Израиле, где вся продукция и услуги обрабатываются коллективно, в то время как решения потреблений остаются обязанность отдельных домохозяйств.
Коммунальные поселения – это сельские или пригородные города, где все население организовано в кооператив и может наложить вето на продажу любого дома или собственности нежелательному покупателю, обычно работают за пределами города и должны платить только небольшой налог на недвижимость для поддержания жизни города. и его общественные объекты. Большинство домов – это дома на одну семью , хотя в некоторых есть квартиры . Из-за тщательного отбора при продаже недвижимости большинство жителей коммунального поселения разделяют единую идеологию, религиозные взгляды, желаемый образ жизни, а некоторые принимают только молодые пары с детьми. Другие израильтяне, проживающие в сельской местности, живут в домах и небольших общинах, основанных Еврейским национальным фондом и расположенных в Негеве .
Что такое кибуц и каково его происхождение
Кибуцы общественные организации сельскохозяйственного назначения, расположенные в Израиле. Они возникли в 1909 году, будучи Деганией первым кибуцом, расположенным на нынешней территории этой страны, которая в то время принадлежала Сирии Османской империи. Собственно, если следовать критериям, которые характеризуют кибуц, Дегания лучше подходит под описание квуца, похожего сообщества, но меньшего по размеру.
Эта первая община была создана двенадцатью евреями русского происхождения, бежавшими от революции, которая начиналась в этой стране. Так эти десять мужчин и две женщины основали Деганию, первый из многих кибуцев. Идея организации этого типа была идеей социалистического сионизма, разработанной украинским мыслителем Дов Бер Борожовым.
Помимо идей Борожова, великим пропагандистом трудового сионизма, который в итоге кристаллизовался в кибуце, был Аарон Дэвид Гордон. Этот идеолог черпал свое направление мысли в основном из Льва Толстого. Основная идея состоит в том, что свобода народа зависит от его способности поддерживать себя. Это руководство подразумевает контроль над сельским хозяйством.
Таким образом, основу каждого кибуца составляет работа на земле, принадлежащей коммунальной ферме, чего евреи не могли делать в Европе, поскольку в большинстве стран сельскохозяйственная деятельность была запрещена. ОБЪЯВЛЕНИЕ. Гордон пришел к выводу, что для создания собственного еврейского государства требуется контроль над землей. Так кибуцы положили начало созданию государства Израиль.
Также была ситуация, когда большинство евреев были заняты в сфере услуг, некоторые работали в промышленности, и очень немногие имели работу, связанную с основной деятельностью, такой как сельское хозяйство. Борожов знал, что эту тенденцию необходимо обратить вспять, чтобы получить контроль над землей и добиться победы социалистической революции. Следовательно, сельское хозяйство вызвало у этих авторов такой интерес.
Как возникали и развивались кибуцы
Наиболее передовыми идеями начала ХХ века считались учения социалистического и даже коммунистического толка. В еврейской среде они совмещались с сионизмом, и в первых потоках переселенцев в обетованную землю было очень много носителей новых социальных теорий. Нужно сказать, что, применяя их на практике, израильтяне сумели добиться прекрасных результатов, заметно отличающихся от достижений других стран, которые встали на путь перестройки общества, основанный на той же идеологии.
В 1909 году переселенцами из Российской империи была основана первая в Израиле сельскохозяйственная община – кибуц. Поселение, которое тогда и назвать так было невозможно, вошло в историю как Дания.
Забегая вперед, скажем, что этот кибуц до сих пор процветает.
Тогда же на землях, с точки зрения агрономов совершенно непригодных для сельского хозяйства, группа молодежи решила организовать поселение и заняться выращиванием пшеницы. Но главным была организация этого общества.
В кибуце изначально отсутствовала частная собственность на средства производства, труд являлся общественным, решения принимались всем коллективом, доходы делились поровну, а точнее, поступали в общественное управление и распределялись по принципу равноправия.
Фактически это коммунистические принципы, но в сочетании с идеологией сионизма они дали прекрасные результаты. Пустыня зацвела, а ее жители смогли обеспечить себе достойный уровень жизни.
Коммуна со своими правилами – вот что такое кибуц в Израиле. Изначально такие поселения были только сельскохозяйственными, но потом правила изменились.
В первой половине ХХ века количество кибуцев стало стремительно расти. В подмандатную Великобритании Палестину массово иммигрировали евреи с территории бывшей Российской империи и из Польши. Британские власти ограничивали приток евреев, и нелегалы находили прибежища в этих коммунах. К окончанию британского мандата на Палестину кибуцев в Израиле было 176.
Жизнь в кибуцах в то время была небогатой. Бедные необработанные земли давали небольшой урожай. Кроме того, жителям постоянно приходилось защищаться от жителей арабских поселений. До сих пор почти все члены кибуцев входят в отряды самообороны, и в офицерском составе израильской армии выходцы из кибуцев занимают доминирующее положение.
С провозглашением независимости еврейского государства в 1948 году интенсивность создания кибуцев существенно снизилась. Причиной этого было уничтожение фашистами огромного количества потенциальных репатриантов на территории Восточной Европы.
Основные переселенцы в это время переселялись в Израиль из Азии и Африки. Переезжали и пережившие холокост евреи Европы. Но никто из них не желал жить по принципам коммуны. В настоящее время в Израиле насчитывается всего лишь около трехсот кибуцев.