Крестовоздвиженский собор
Адрес: Тутаев, Крестовоздвиженская ул., 47А
В самой древней части города, на левом берегу реки Волги, находится памятник церковной архитектуры XVII века — Крестовоздвиженский собор. Первые постройки будущего каменного храма появились еще в 1658 году, но строительство затянулось на долгие 40 лет, так как средств постоянно не хватало. Местным жителям пришлось просить денег у царя Алексея Михайловича, который прислушался к горожанам и пожертвовал 100 рублей.
Собор находится внутри крепостных валов городища, воздвигнутых еще основателем города — князем Романом Васильевичем. Архитектура храма смотрится достаточно просто и скромно, по сравнению с другими церквями того времени, но шатровая колокольня Крестовоздвиженского собора довольно своеобразна: ее уникальность заключается в необычном и широком декоративном поясе между нижним и более верхними ярусами.
Храм расписывали ярославские мастера под руководством знаменитого костромского иконописца Гурия Никитина, его называют последним художником Древней Руси. Фрески никогда не поновлялись, поэтому можно увидеть их в оригинале. Из-за повышенной влажности в храме и времени, они все больше разрушаются и скоро бесследно исчезнут, если не начнутся реставрационные работы.
Архитектура
Храм расположен на участке, обнесённом кирпичной оградой, и имеет отдельно стоящую колокольню. Шатровая, отдельно стоящая колокольня и ограда со святыми воротами воздвигнуты вместе с храмом.
Пятиглавый четырёхстолпный двухъярусный храм обнесен обширной галереей и имеет два богато декорированных крыльца. Храм стоит на подклете, в котором расположена зимняя церковь Богородицы Одигитрии. Храм имеет два придела — северный, освященный в честь Петра и Павла и южный, Бориса и Глеба. Храм окружен обширной галереей. Галерея покоится на сводчатых арках, в глубине которых окна нижнего храма. В прошлом нижняя аркада была открытой в настоящее время — остеклена. Центральная часть храма освещается через окна, расположенные над окружающей храм галереей и световые барабаны. Небольшие окна имеются и между центральной частью и галерей. Приделы располагаются на галерее, имеют маленькие главки на глухих барабанах. С южной (обращенной к центру города) и западной стороны храм имеет крыльца, ведущие на галерею. Оба крыльца расположены не по центру, а смещены влево. Стены северного придела укреплены контрфорсами. Алтарная часть имеет два яруса тройных полукруглых абсид.
Строителям храма удалось найти правильные соотношения и соразмерность его основных частей. Силуэт мощных арок, несущих галерею повторен в изящных и богато орнаментированных окнах галереи, которая является основным зрительным центром композиции. Далее он находит свой отклик в полукружьях ярко расписанных ложных закомар.
Храм богато декорирован фигурной кладкой, рельефным декором, изразцом и росписями. В декоративной отделке данного типа храмов впервые богато украшена не только галерея, но и верхняя часть основного храмового здания.
Основной декоративный элемент галереи — изящная аркада окон, простенки которых заполнены пучками полуколонн. Аркаду дополняет пояс из глубоких ширинок, центры которых украшены изразцами. Рисунок ширинок повторяется в декоративном оформлении крылец. Декор верхней части основного здания храма составляет обрамление окон и пучки полуколонок, заполняющие простенки. Под кровлей здания расположен ярко расписанный пояс, включающий ложные закомары, расписанные библейскими сюжетами и их обрамление с декоративной росписью,
LiveInternetLiveInternet
Казанская церковь — уникальный архитектурный ансамбль, состоящий из храма и колокольни, возвышающейся, словно маяк, на вершине волжского обрыва. Поражает гениальность архитектурного решения, создающего ощущение изящества, легкости, простоты в сочетании с массивностью и внушительностью сооружения. Вознесенная на мощный подклет, церковь, кажется, поднялась из вод Волги-матушки на середину крутого спуска и застыла, поражая чарующей красотой и необъяснимо притягательной силой любого человека, чувствующего себя здесь как бы под покровительством Богоматери и Всемилостивого Спаса, чей образ (15 век) находиться как раз напротив, на другом берегу Волги в Воскресенском соборе.
Глубоко почитаем до сих пор романовцами погребенный в часовне под колокольней Блаженный Онуфрий, юродивый Христа ради, живший в 17 веке, прославившийся как провидец и избавитель от болезней. Как и в далекие времена, каким-то особым свойством обладает этот кусочек земли русской, подставивший свои ладони чудо-храму, притягивающему сердца и души людские, дающему им очищение и умиротворение. Храм имеет ступенчатый силуэт. Нижняя (теплая) церковь занимает подклет. Это Казанская.
Над ней возвышается храм Преображения Господня с трапезной и открытой галереей, где мастерами местной школы были выполнены фрески, часть которых еще сохранилась. На круче, укрепленной огромными валунами, стоит Казанская без малого два с половиной века. А камне те неподъемные. Выгружали их возле строящейся церкви все проходящие мимо суда, лодки, плоты. Всем миром возводили храм. Наверное, поэтому не властны над ним ни время, не ледяные торосы, ни весенние разливы, ни годы безверия и забвения.
И нам, ныне живущим, тоже всем миром надлежит восстановить эту святыню. Уникальный Казанский храм нуждается в материальной поддержке, чтобы восстановить то, что создано гением народным и что оказалось порушенным. На пожертвования, силами местных умельцев, буквально за последний год восстановлена и стала пригодной для богослужений нижняя церковь с входом со стороны Волги. В храме регулярно проводятся службы священниками Тутаевского благочинного округа, а также ежегодные крестные ходы с чудотворным списком Казанской-Ярославской иконы Божией Матери. Появилась уверенность, что церковь будет восстановлена. А для этого нужны средства.
Иконы и убранство
В соборе сохранилось множество древних икон и образцов деревянной скульптуры. Позолоченный иконостас собора выполнен в XVIII веке, но отличается от иконостасов этой эпохи отсутствием излишней пышности, свойственной стилю барокко.
Одна из наиболее почитаемых икон собора — огромный трехметровый поясной образ Спаса Всемилостивого, созданный, по преданию Дионисием Глушицким.
На южной стене храма находится выдающаяся икона «Оранта».
Деревянное скульптурное распятие выполнено в условной, отчасти геометрической манере.
Надпрестольная сень и резной киот со скульптурным изображением Николы Можайского, созданные в 1554 году представляют собой уникальный образец русской деревянной пластики. Основания сени выполнены плоской резьбой в виде шестикрылых серафимов, створки киота в виде сквозной решетки со стилизованными цветами. Фигура Николая несколько архаична, но не лишена динамики. Интересны скульптурные изображения львов в подножьях ктиторских мест.
О чем просят перед образом
Христиане молятся перед изображением пресвятого Господа, благословляющего людей и держащего в руке Евангелие, уже несколько веков подряд. Спас Всемилостивый — одна из главных храмовых икон. Перед святыней читают молитвы, поют церковные гимны, проводят богослужения. Христиане прославляют Господа, благодарят его за жизнь, просят о милости, заступничестве и спасении.
Святейшему образу Всемилостивого Бога молятся люди с болезнями ног, рук и суставов. Считается, что молитвы именно к этой иконе помогают верующим выздороветь. Во многих храмах есть пресвятой образ Спасителя Всемилостивого, около которого люди столетиями молились и получали от Бога исцеление своих недугов.
Православные христиане России считают святыню своим божественным щитом от неприятелей. Во времена нападения врагов верующие молились перед пресвятым образом Господа и получали небесную защиту. Икону Спаса Всемилостивого несли на руках в бой с неприятелем, и каждый раз побеждали в сражении.
Святыня помогает одолеть не только видимого, но и невидимого врага. Молитвы святейшему образу защищают верующих от дьявольских козней, спасают от клеветы, несправедливого обвинения. Пресвятому Господу молятся невинно осужденные, несправедливо обиженные и оклеветанные люди. Святыня помогает и при душевных расстройствах.
Святейшему Спасителю, благословляющему христиан, молятся в момент скорби или искушения. Господь помогает людям обрести душевный покой, смириться с его Божьей волей, порой кажущейся слишком жестокой. На самом деле, Бог специально посылает христианам испытания, чтобы верующие через страдания очистили душу от греха.
Молитвы святейшей иконе Спаса Всемилостивого помогают укрепить веру в Христа, прожить жизнь в согласии с заповедями Божьими. Молясь святыне, люди просят Спасителя наставить их на путь праведный, уберечь от грехопадения, дать силы вынести все испытания. Пресвятого Бога молят о прощении за грехи. Верующие уповают на милость Господа и надеются, что после смерти Христос примет их душу в свое Небесное Царство.
Икона, под которой пролезают
«Пролезать» – это слово может показаться кому-то совсем неуместным и даже грубым, когда речь идет о святынях. Но используется оно неспроста, его можно заменить словом «проползать», но тогда от взгляда ускользнет тот факт, что действие «проползать» осуществляется верующим на коленях и с молитвой на устах. Именно поэтому одна из церквей Воскресенского собора прославилась как церковь в Тутаеве, где пролезают под иконой.
В киоте под иконой сделан небольшой лаз – специальное окошко, в которое и нужно проползать верующим.
Обычай существует уже не первое столетие и за это время на полу сквозь лаз пролегли отметины от колен прихожан.
Молитва, читаемая перед образом Спаса:
Кто такой Тутаев?
Памятник Илье Тутаеву в парке советского периода. Илья Павлович Тутаев, в честь которого переименован город в 1918 году — это погибший двадцатилетний красноармеец. В июле 1918 г. в Ярославле произошло востание против большевиков. Из Романова-Борисоглебска на пароходе «Товарищ Крестьянин» отправился на помощь революционерам отряд красноармейев, среди них был и Илья Тутаев. По дороге ими было решено проверить дачу ярославского городского головы. Находвшиеся в доме открыли перестрелку, в ходе которой двое солдат были ранены, а Тутаев убит. Красноармейцы обратились в бегство, к своему пароходу.
Кто был в усадьбе Зацепиных до сих пор точно не известно, предположительно, офицер Никита Зацепин и его жена. По легенде, отец погибшего просил не переименовывать город в Тутаев, не позорить его и дать спокойно дожить.
Немного истории
По преданию церковь была основана неким жителем Романова Герасимом Трифоновым, которому явилась Богородица и повелела доставить на это место свою чудотворную икону. В строительстве принимали участие все жители города. Камни для ее фундамента доставлялись проходящими торговыми судами.
Икона Казанской Божьей матери, в честь которой возведена церковь, была вывезена в Ярославль еще в Смутное время, когда Романов был сожжен польскими интервентами. Никакими усилиями вернуть ее назад не удалось. Выставленная ныне здесь икона — копия с оригинала, сделанная в 1609 г. по повелению патриарха Гермогена. Но это нисколько не мешает искреннему почитанию реликвии верующими.
История
Город Романов-Борисоглебск Ярославской области (с 1918 года – Тутаев) включает в себя некогда самостоятельные города, раскинувшиеся на противоположных берегах Волги и объединенные в 1822 году. На правом берегу – Борисоглебск, бывшая Борисоглебская слобода, на левом – городок Романов. На Борисоглебской стороне возвышается один из самых величественных храмов 2-й половины XVII века – Воскресенский собор, возведенный в традициях ярославского храмового зодчества.
Воскресенский храм строился с 1652 по 1678 год на месте обветшавшего деревянного храма Бориса и Глеба, по которому и называлась слобода.
Сооружение Воскресенского собора происходило в начальный период раскола, причем соседний с Борисоглебской слободой Романов был одним из центров старообрядчества.
После строительства собора в слободе были разобраны некоторые ветхие церкви слободы, убранство которых было перенесено в собор. Поэтому там имеются предметы более древние, чем само строение. В XVIII веке был перестроен верх колокольни, в результате чего она стала несколько ниже.
Храм не закрывался при советской власти, в основном сохранилось внутреннее убранство, иконостас, росписи.
Несколько фактов о Тутаеве
- Город на правом берегу Волги — Борисоглебск был основан в XIII веке ярославцами, бежавшими от татаро-монгольского разорения. Город на левом берегу Романов был также основан в XIII веке углицким князем Романом.
- В 1822 году города Романов и Борисоглебск по указу Александра I были объединены в один — город Романов-Борисоглебск. В 1918 году переименован в Тутаев.
- Город, расположенный на двух берегах Волги, никогда не имел моста. Сейчас осуществляется паромная переправа.
- Знаменитый уроженец Романовского уезда — адмирал Федор Ушаков.
- Художник Борис Кустодиев был вдохновлен местными пейзажами, несколько раз он возращался сюда на этюды. Картины, где можно увидеть Тутаев — «Гулянье на Волге» (1909 год), «Купание» (1912), «Провинция» (1919 год) и другие.
- В Тутаеве снято большое количество фильмов и сериалов: «Березка», «МосГаз», «Доктор Живаго», «Подкидной», «Последний уик-энд», «Нежный возраст» и другие.
- На территории Романово-Борисоглебского уезда была выведена романовская порода овец.
- Ежегодно в городе проходит фестиваль под названием «Романовская овца — золотое руно России».
- Население Тутаева — около 40 тыс. человек.
- Расстояние от Тутаева до Ярославля — 37 км, до Рыбинска — 48 км, до Мышкина — 89 км, до Углича — 100 км, до Москвы — 300 км.
Взгляд напротив: вера, красота и покой
Казанская церковь
Под глубоким впечатлением увиденного путешественник выходит из храма на берег Волги — и перед ним открывается не менее впечатляющая картина, созданная в соавторстве природой и человеком. Над крутым, заросшим густой зеленью противоположным речным берегом поднимается красно-белая Казанская церковь с шатровой колокольней — вид, ставший визитной карточкой Тутаева и запечатленный на фотообложках множества путеводителей по городу, а также в картинах замечательного русского художника Бориса Кустодиева.
Этот храм, почти у самого уреза воды, построен на груде специально привезенных сюда камней, укрепивших берег. Задолго до его появления на берегу стояла часовня Николая-чудотворца. Интересную историю доносит до нас летописное «Сказание о чудотворной иконе Божией Матери Ярославской Казанской и основании Ярославского Казанского монастыря». В конце XVI века в город из-под Казани привезли иконописное изображение Богородицы. Храм в ее честь должен был появиться именно в Романове, о том вели речь доставивший икону местный житель Герасим и священнослужители.
Но дальше была Смута, и икону перевезли в Ярославль, где, собственно, этот обет и исполнили, а романовцам позже вернули список. Только тогда горожане поставили на волжском берегу две деревянные церкви, Преображенскую и Рождества Богородицы с приделом Казанской иконы, а также основали монастырь, просуществовавший до середины XVIII века.
А трогательная своей бесхитростной красотой Казанско-Покровская церковь с отдельно стоящей свечой колокольни появилась в 1758 г. Она выстроена в смешанных московско-ярославских традициях, а не в ставшем модным елизаветинском барокко — с белоснежным членением лопатками и карнизами алых стен, аркатурой барабанов пятиглавия, килевидными кокошниками окон, галереей, трапезной, «ползучим» крыльцом, чья кровля разве что и отдает дань европейским веяниям. Храм — двухэтажный, с нижней, теплой Рождественской церковью, и верхней, летней, Преображенской. Казанский придел устроен в нижней церкви, а всего здесь пять престолов: в дополнение к перечисленным оставшиеся два посвящены Макарию Унженскому и Николаю Чудотворцу.
Казанская церковь и колокольня
В советские годы верующих отсюда выгнали, храм закрыли и использовали под мастерские, а затем — под пивоваренный завод. Его вернули церкви в 1997 году, а через пять лет возродился старый обычай носить Казанскую икону крестным ходом из Ярославского Казанского монастыря в Романов.
Казанская церковь над Волгой
Казанско-Преображенская церковь внутри
Казанская она по главному престолу нижнего этажа, Преображенская — по посвящению верхнего, летнего храма. Всего же престолов в храме пять.
В теплом храме, располагающемся в подклете, иконостаса в настоящий момент нет. Центральный проем восточной стены перекрыт царскими вратами современной работы, диаконские врата слева и справа от него — просто открытые арки. Иконы развешены непосредственно по стенам или поставлены на аналоях справа и слева от царских врат.
Стены выбеленные, лишь в отдельных местах покрытые росписями. В этом храме сейчас проходят регулярные богослужения. Он приземистый, слабо освещенный естественным светом — три небольших окна южной стены и совсем уж маленькие окна притвора, — с низкой трапезной и цилиндрическим сводом.
Вход в нижний этаж — скромный портал с лесенкой, ведущей прямо на волжский берег. Над крыльцом металлический козырек, над ним — в стенной нише-киоте — Казанская икона Божией Матери.
Вторым ярусом над Казанской церковью поднимается Преображенская. С севера ее объем охвачен галереей, некогда открытой, а в наше время застекленной. Галерея сохранила остатки старинной стенописи. Переход из основного объема в трапезную — три арочных проема в западной стене четверика, центральный — значительно шире и выше боковых.
В простенках висят иконы. В трапезной, как и на галерее, фрагментарно сохранились остатки оригинальных настен ных росписей. Трапезная второго этажа также перекрыта цилиндрическим сводом.
Над росписью Крестовоздвиженского храма трудился легендарный Гурий Никитин
Итак, на левом берегу Волги благоверный князь Роман Владимирович закладывает Крестовоздвиженскую церковь и организует сооружение земляных валов с деревянными укреплениями по ним. Храм восстанавливал Роман Васильевич, и тоже в дереве. В эпоху Ивана Грозного, по царскому велению и за счет государевой казны, на месте деревянного храма возвели каменный. Тогда еще не было ни колокольни, ни поздних пристроек. Кровлю впоследствии из позакомарной переделали в более простую, четырехскатную, и покрытие над апсидами объединили по одной плоскости. Существующий ныне собор закончен в XVII веке, в эпоху расцвета ярославского зодчества и, вместе с тем, экономики края.
Крестовоздвиженский собор
Здесь очень много типичных для ярославской храмовой архитектуры примечательных деталей, хотя начинали строительство московские зодчие, трудившиеся до 1652 года. Конструктивно Крестовоздвиженский собор – крестово-купольный четырехстолпный храм с двумя приделами, окруженный галереей. Над белоснежным четвериком поднимаются пять серебряных глав, высота которых вместе с золочеными крестами сопоставима с размерами основного куба. С севера и востока к нему примыкают приделы, посвященные Введению во храм Пресвятой Богородицы – северный, теплый – и Смоленской иконе Богоматери – южный. В 1658 г. у храма имелся только один, южный придел; северный вырос в 1670-х. Над приделами возвышаются высокие, изящные шатры, а с восточной стороны храм до половины высоты завершают пять полукруглых апсид, подчеркивая целостность сооружения. Северо-западный угол Крестовоздвиженского собора замыкает шатровая колокольня. Внутренняя поверхность стен щедро расписана, но роспись эта нуждается в реставрации.
Расписывали храм за время строительства дважды. Считается, что авторство отдельных фрагментов тех фресок принадлежит прославленному Гурию Никитину, костромскому изографу, работавшему в эту пору под руководством другого известного мастера, Василия Ильина (Запокровского), выходца из Ярославля. Первичную стенопись закончили в 1650-х, а спустя двадцать лет храм расписали заново, и выполняла эту работу артель под началом уже ставшего знаменитым Гурия Никитина. В XIX веке собор капитально отремонтировали; тогда же появились характерные для этого столетия портики с колоннами.
Крестовоздвиженский собор
История образования монастыря
Легендарную историю обретения Казанской иконы Богоматери девятилетней девочкой Матроной на казанском пепелище 1579 года знакома, пожалуй, всем. Этот обретенный образ практически сразу был признан чудотворным, и к нему устремились паломники из других городов.
Помогла исцелиться Богоматерь и находящемуся по делам в Казани купцу Герасиму Трифонову, который приобрел ее список и привез его в город Романов (ныне Тутаев) в 1588 году. Причем и приобретение списка, и доставка его в Романов были осуществлены, согласно преданиям, по воле самой Богородицы, увиденной Герасимом в сновидениях. Исполняя ее же волю, совместно с жителями Романова, Герасим сооружает деревянную Церковь во имя иконописного образа, где тот и пребывает до наступления Смутных времен.
Икона Казанской Богоматери
В начале 17 века, после взятия Романова польско-литовскими войсками, чудесная икона Богородицы Казанской попадает в захваченный поляками Ярославль. Одни считают, что ее переезд связан с неким литовским офицером, другие связывают это событие с православным Яковом Любским. Возможно, что это одно и то же лицо.Так или иначе, но икона, в конечном счете, попала к ярославскому старосте и была установлена в приходском Храме Похвалы Богоматери.
Во время мощного и последнего наступления польских войск на Ярославль Икона Казанской Богоматери была временно перенесена в тогда еще деревянную Церковь Рождества Христова около Волжской набережной. Защитники города верили, что именно Богоматерь помогла спасти город, ведь ни Ярославский Кремль, ни Спасо-Преображенский монастырь враги тогда взять не смогли.
Церковь Рождества Христова
После этих событий Пресвятая Богородица является в сновидениях дьякону Крестовоздвиженского храма Елеазару с волеизъявлением установить для ее образа церковь. Сооружение нового храма происходит в 1610 году на посадской территории недалеко от границы Земляного города. Туда переносится спасенная романовская икона, которая теперь называется Ярославская-Казанская. А в Романов отправляется ее список, который устанавливают взамен прежнего образа в местный Казанский храм.
А вокруг нововозведенной Казанской Церкви Ярославля стали селиться монахини из уничтоженной врагами Рождественской женской обители, находившейся ранее в районе нынешней Богоявленской площади. Более 70 монахинь начали строить кельи для проживания, хозяйственные здания и т.д. Таким образом, самопроизвольно произошло основание новой женской обители, ставшей преемницей Рождественского монастыря.
Настенная живопись
Храмовая роспись тутаевской святыни до сих пор до конца не изучена. Достоверно известно, что декором церкви занимались известные ярославские мастера того времени. На стенах храма можно увидеть ветхозаветные сюжеты, рассказывающие об Адаме и Еве, великом потопе, а также строительстве Вавилонской башни. Здесь же представлена фреска, посвященная Ионе с китом.
Храмовая роспись тутаевской святыни
Центральная часть собора украшена новозаветными сюжетами, перемежающимися библейскими афоризмами, а западная стена отображает Страшный суд. Все работы местных художников довольно реалистичны, персонажи хорошо проработаны, что выгодно отличает тутаевские фрески от других средневековых росписей.
Аптекарский огород и фруктовый сад
Пройдя через проездную башню, мы оказываемся на огромной монастырской территории. Справа за невысокой оградой — Аптекарский огород, где монахи выращивали лекарственные растения. За ним — фруктовый сад. Растениеводство было одним из видом монашеского послушания. В наши дни Аптекарский огород и сад воссозданы заново. Здесь произрастает более 70 видов лекарственных трав, плодовые и ягодные деревья и кустарники. Рядом с ними у крепостной стены находится детская площадка.
Аптекарский огород и монастырская башня. За ними виднеется колокольня церкви Смоленской иконы Божией Матери
Аптекарский огород
Аптекарский огород
Фруктовый сад
Колодец
После революции
После революции Казанская Преображенская церковь оставалась открытой еще почти полтора десятилетия. Закрыли храм лишь в 1931 году. С тех пор что только не размещалось в бывшем церковном здании!
Одно время помещение занимали лодочная и спасательная станции. Потом под сводами стали варить пиво! Также в разные годы в бывшем храме работали телеателье и магазин. А в середине 1960-х годов бывший храм передали в жилой фонд — в церкви обустроили квартиры, в колокольне установили дизельный генератор, вырабатывающий энергию для городской телефонной станции. Пол был залит толстым слоем бетона.
Площадь Ленина
На левобережной стороне Тутаева расположена древняя торговая площадь, которая еще в XVIII — начале XX века называлась Спасской. Когда-то на ее территории находилась каменная Спасская церковь, построенная в городе в XVIII веке. В 30-е годы прошлого века ее разобрали, а площадь переименовали в честь Владимира Ленина. Несмотря на множество событий, площади удалось сохранить облик начала XX века по сей день, что для городов Волги достаточно редкое явление.
Сейчас на площади Ленина расположены 3 исторических памятника федерального значения: дом Демидова, строгановские склады и пожарная каланча, являющаяся на протяжении последних 100 лет самым высоким сооружением на левом берегу Тутаева. Ее высота равняется 25 метрам. Все три этажа выстроены из камня, и лишь верхняя часть, возведенная в форме усеченной пирамиды, была сделана из дерева.
Строгановские склады появились в этом месте в конце XVII — начале XVIII веков. Здесь знаменитая на всю Российскую империю династия Строгановых хранила соль, которой торговала в Романово-Борисоглебске. Характерные черты прошлых веков позволили снять на площади фильм Леонида Гайдая «12 стульев».
Что посмотреть за один день в Тутаеве?
Если вы планируете однодневную поездку в город, советуем в первую очередь посетить следующие знаковые места:
- Воскресенский собор на Борисоглебской стороне.
- Экокомплекс «Борисоглебская сторона», находящийся рядом с Воскресенским собором.
- Источник Николая Чудотворца, вода которого обладает целебными свойствами.
- Казанскую Преображенскую церковь, расположенную на Романовской стороне.
- Покровский собор на левом берегу — самый древний в городе.
Что посмотреть в Тутаеве за 1 день? Разумеется, посетить все достопримечательности города Ярославской области за такой короткий срок вам не удастся, однако ознакомиться с наиболее важными из них вы обязательно успеете, их мы указали выше. При этом советуем обязательно заглянуть на закате уходящего дня в какой-нибудь уютный ресторанчик, чтобы попробовать местную кухню.
Тутаев – достопримечательности левобережья (город Романов)
Казанская-Преображенская церковь
Церковь Казанской иконы Божьей матери является центром левобережной панорамы города. Ее величественные стены из красного кирпича Вы увидите на высоком склоне левого берега Волги. Словно маяк на крутом берегу, она притягивает взор любого человека.
Храмовый комплекс состоит из нижней зимней церкви и летней – на втором уровне постройки. Колокольня стоит немного выше и, таким образом, создается впечатление, будто этот ансамбль поднялся из вод Волги и застыл на высоком склоне, поражая всех своей красотой. Гениальные зодчие создали мощный величественный ансамбль, который в то же время выглядит легким и удивительно простым.
Вид с теплохода открывается просто восхитительный, недаром жители называют храм Красным солнышком. А полное его название — церковь Казанской иконы Божьей матери и Спаса Преображения.
На месте каменного строения в древние века стояла деревянная церковь Преображения. Каменный храм был возведен в 1758 году, причем строился он на деньги селян, а камни для его фундамента привозили суда, проходящие мимо Тутаева.
Интересна история Казанской иконы – она была привезена в 1588 году уроженцем Романова Герасимом Трифоновым. Согласно легенде, явившаяся Герасиму Богородица повелела привести икону с берегов Волги из села Тетюши, которое расположено недалеко от Казани. Этим и объясняется такое сложное название храма — Казанская-Преображенская.
В Смутное время город Романов был сожжен польскими интервентами, но икона Казанской Богоматери была своевременно увезена в Ярославль. Возвратить ее в Тутаев до сих пор не удалось и в храме находится ее копия.
Казанская церковь является символом города Тутаева.
Покровская церковь
Невысокий белокаменный храм был возведен в середине XVII века. В церкви сохранилась очень редкая чудотворная икона Богородицы «Прибавление ума». Этой иконе молятся на предмет усиления интеллектуальных способностей и особо популярна она у студентов в период сессии.
Церковь Троицы
Архитектурный ансамбль возведен по типу «корабля» — на одной оси расположены колокольня, приземистая теплая церковь, затем — более высокий одноглавый летний храм и алтарь.
Спасо-Архангельская церковь
Храм был возведен в середине XVIII века на средства прихожан. В то время Спасо-Архангельская церковь была самой богатой, ее приход составлял более 1200 человек и, в основном, это были купцы-староверы.
Двухэтажное церковное здание с пятью главами отличается стройностью и компактностью. Пристроенная с запада колокольня чуть выше, чем возвышающиеся над куполами кресты. Когда-то звон колоколов раздавался по всей округе.
Церковь Вознесения Господня (Леонтиевская)
Храм построен в конце XVIII века в южной части города. Также церковь Вознесения Господня называют Леонтиевской, поскольку значительно раньше здесь находился храм в честь святого Леонтия Ростовского и таким же именем назывался луг, на котором он располагался.
Церковь Вознесения Господня двухэтажная. Здесь находятся особо чтимая икона Прасковьи, именуемая «Пятница», икона Святого Леонтия ростовского чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.
Крестовоздвиженский собор
Это один из самых древних храмов города. Первоначально здесь, на левом берегу Волги, в северо-восточной части крепости, стоял деревянный собор. В середине XVII века ярославские мастера возвели каменную церковь, которая до объединения Романова и Борисоглебска была главным храмом города Романова.
Строение не имеет подклета и является одним из самых ранних образцов ярославских храмов, характерных для середины XVII века.
Фестиваль «Романовская овца – золотое руно России»
Кроме храмов, в левобережной части Тутаева, имеются и другие достопримечательности. Так, рядом с Крестовоздвиженской церковью находится Дом-усадьба дворян Зацепиных, где разместился музей города Тутаева. Во дворе расположена овчарня с овцами романовской породы. Каждый год в июле месяце в Тутаеве проходит фестиваль «Романовская овца – золотое руно России», во время которого выбирается мисс-овца.
Улица Ушакова
Обратите внимание на улицу Ушакова, самую красивую в Тутаеве. Здесь сохранились дома богатых купцов XIX века, в том числе дом Илларионовых – один из старейших в городе и дом Апаховых с оригинальным фасадом
Обрусевший немец Классен заботился о своих работниках как о родных
До революции в городе было 12 церквей: две на Борисоглебской стороне и десять — на Романовской.
Спасо-Архангельский храм
Население города составляло восемь с половиной тысяч человек. Работали 12 предприятий, из которых выделялась «Романовская льняная мануфактура» (впоследствии ее именовали «Рольмой» и «Тульмой») Егора Классена. Немец из Петербурга, он переехал сюда и сумел создать первоклассное предприятие, давшее рабочие места 2600 жителям города. Классен отличался не только немецкой педантичностью, когда лично проверял качество работы. Он заботился о своих работниках — построил школу, больницу, приют, жилье, а в магазине при фабрике продавал продукты по заниженным (!) ценам, и некоторые работники втихаря ими спекулировали. Любопытно, что в больнице Классена был единственный доступный простым горожанам ватерклозет…
Памятник Классену
Заболев, Классен лечился за границей, а умирая, завещал похоронить себя в городе, с которым связал свою судьбу — на похороны пришли чуть ли не все горожане. Ни антинемецкие настроения в Первую мировую, ни лихие ветры революции не коснулись памяти Егора Егоровича, а не так давно решением руководства возрожденной «Тульмы» Классену поставлен памятник в городском парке. Семья его после 1917 года из города уехала и растворилась на российских просторах.
Парк «СССР»
Адрес: Тутаев, Юбилейная площадь.
Парк советского периода расположен в центральной части города, на правом берегу Волги. Открытие парковой зоны произошло в 2008 году, и со временем она стала популярна не только у местных жителей, но и у туристов, прибывших в город на круизах. Дело в том, что в парке СССР собрано большое количество скульптур советской пионерии и прочих предметов из 1960-х годов, которыми в былые годы любили украшать пионерлагеря.
Изюминкой парка являются бюсты Ильи Тутаева, Владимира Маяковского и Михаила Калинина. Кроме того, здесь находятся модели советских автомобилей, выпускавшихся с 1940 по 1980 годы. Посмотреть на эти достопримечательности Тутаева и посетить парк можно абсолютно бесплатно.