Как в Узбекистане принимают гостей (3 факта о традициях)

Обычаи

Свадьба в Узбекистане — это праздник, который отличается особым размахом и множеством традиционных ритуалов, складывавшихся на протяжении долгих веков. Где бы ни происходила свадьба: в небольшом кишлаке или столице, она всегда празднуется несколько дней, каждый из которых наполнен определенными традиционными обрядами. Все они должны выполняться неукоснительно.

Когда жених приезжает за невестой в ее дом, его также угощают пловом. После этого в мечети или прямо в доме будущей жены молодые проходят религиозный обряд «никох», во время которого имам читает молитвы, а жених и невеста дают друг другу клятвы верности и уважения. На церемонии обязательно присутствуют гости.

Крайне важным обычаем является проведение свадебной церемонии в Узбекистане, даже если сватовство и помолвка молодых произошли на территории другой страны. В среднем число приглашенных на торжество обычно составляет около 250-350 человек, среди которых не только близкие родственники и друзья, но и соседи, коллеги по работе и даже случайные знакомые. Это объясняется тем, что узбеки крайне гостеприимны и стремятся поделиться своей радостью со всеми окружающими. Стол буквально ломится от различных угощений, а торжество проходит в атмосфере всеобщего веселья, песен и танцев

Для того чтобы сохранить память о столь важном дне на современную свадьбу в Узбекистане обязательно приглашают профессионального фотографа

Головной убор (тюбетейка)

Одним из наиболее популярных и повсеместно распространенных видов народно-прикладного искусства Узбекистана всегда была тюбетейка -твердая или мягкая шапочка на подкладке. Тюбетейка стала неотъемлемой частью узбекского национального костюма, вошла в жизнь и традиции узбекского народа. Тюбетейка (от тюркского ‘тюбе’-верх, вершина)является национальным головным убором не только узбеков, но и других центрально-азиатских народов. Тюбетейки различаются по типам: мужские, женские, детские, для стариков. Женщины пожилого возраста этот головной убор не носят. Детские тюбетейки (кулохча, калпакча, дуппи, кулупуш)отличаются разнообразием и красочностью тканей, пышностью кисточек и шариков, вышивок, блесток и обилием амулетов. Наиболее распространенные формы узбекских тюбетеек — четырехгранные, слегка конусообразные. Тюбетейки изготавливали из двух или нескольких слоев ткани, простегиваемых и укрепляемых шелковой или хлопчатобумажной нитью. Готовая тюбетейка вышивалась шелковой нитью, золотой или серебряной канителью. Искусством вышивания тюбетеек издавна владели в основном женщины. К наиболее часто встречающимся мотивам, украшающим тюбетейки, относятся цветочный мотив, миндалевидный мотив ‘бодом’ — символ жизни и плодородия. Распространенным в орнаменте тюбетеек является узор ‘илонизи’ (след змеи), выполняющий роль оберега. Не менее популярными были геометрические узоры. Тюбетейки, созданные в различных районах, отличаются формой, орнаментом и цветовым решением.

Наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки. Дуппи — самый распространенный вид тюбетеек г.Чуста — характеризуется черным фоном и белым узором в виде четырехстручков перца — ‘калампир’; околыш вышит расположенными в рядарочками. Существует три вида дуппи — округлая, четырехгранно-округлая и колпак, вытянутый вверх. Чустские дуппи (черный фон и вышитый белый узор) отличаются ‘крутостью’ орнамента (полный миндаль с коротким и резко согнутым усиком) и значительной высотой околыша. Другие разновидности тюбетеек Ферганской долины — ‘Сандали’, ‘Акка икки сум’,’Чимбой’, ‘Суркачекма’ и др., отличаются простотой своих мотивов. Самаркандские тюбетейки выполнены в технике ‘пилтадузи’. Существуют идругие разновидности тюбетеек — ургутская тюбетейка ‘калпок’, бухарская золотошвейная тюбетейка, шахрисабзская тюбетейка ‘гилам дуппи’,китабская и шахрисабзская тюбетейки ‘санама’ и ‘чизма’, ‘тахъя’,’тайха’, ‘чумакли’, ‘куш’ — мужские и женские хорезмские тюбетейки.Самым распространенным орнаментом на тюбетейках были перцевидный узор(символ чистоты и отрешенности от всего земного), кресты, пучки перьев, мотив соловья, птицы (символ высшей мудрости), ветки розы (символ мира и красоты), надписи священным арабским шрифтом и др.

Этого места нет на Google-картах

По западным отрогам Зеравшанского горного хребта пролегает кратчайший путь, соединяющий древние города Самарканд и Шахрисабз. На высоте 1650 метров над уровнем моря эта дорога настолько узка, извилиста и во многих местах опасна, что движение по ней автобусов и минивэнов запрещено. Но вместе с тем это одна из самых красивых дорог Узбекистана.

При ясной погоде с нее открываются фантастические виды на лежащий окрест горный массив. Но в середине ноября значительная часть пути покрыта таким густым туманом, что приближающуюся машину можно заметить только по дальнему свету фар или пронзительному сигналу, когда она находится уже в паре метров от тебя.

Материалы по теме

  • «Я плакала всю дорогу»Синяки, 20-килограммовое платье и новая мать: как выдают замуж осетинских девушек4 декабря 2020
  • «У нас девушке в приданое покупают спальню»Согласие отца, разбитые тарелки и роскошный пир: грузинские свадьбы глазами невест4 августа 2020

На расстоянии примерно 80 километров южнее Самарканда, в стороне от дороги через хлопковые поля можно увидеть множество беспорядочно разбросанных глинобитных строений. Это кишлак Чукур. Его не найдешь на Google-картах: есть другое место с таким же названием севернее Самарканда, а этого нет. Хотя он не так уж и мал — около тысячи домов, а это уже несколько тысяч человек (семьи в сельских районах страны многочисленны).

Сколько лет он стоит на этом месте, не знают даже местные жители. Один из них, весьма уважаемый в этих местах фотограф по имени Садек, на минуту задумался, а потом, махнув рукой в сторону старой мечети, сказал: «Она еще при моем прадеде была. А до него, говорят, уже 500 лет стояла. Выходит — кишлаку лет 700, не меньше». Для Узбекистана это не так уж и много — ведь история Самарканда и Шахрисабза насчитывает более 2700 лет.

Хашар

Узбекский народ славится не только гостеприимством, но и готовностью к взаимопомощи. В горе и в радости люди стараются держаться вместе и охотно помогают друг другу. Можно привести множество примеров традиционной взаимовыручки.

Для каждой узбекской семьи очень важным событием является строительство нового собственного дома. Разумеется, для этого приглашаются опытные специалисты. Но наступает момент, когда нужно быстро выполнить определённый объём работ и для этого требуется одновременно много рабочих рук. На помощь строящимся приходят многие: родственники, друзья, соседи, знакомые… Это вступают в силу традиции хашара. Так называют совместную работу в пользу одного или нескольких лиц.

Когда людей оповещают о хашаре, никто, как правило, не отказывается. Заранее обсуждается, какой вид работы и за какое время надо выполнить. Сообща выполняется, затем довольно большой объём работ, который заканчивается общим же обедом или ужином.

Хашар часто организуется и тогда, когда нужно помочь одиноким старикам, больным или инвалидам — например, в ремонте дома или посадке огорода.

В работе принимают участие представители многих национальностей. Узбекский дом строят не только узбеки — корейцы, русские, таджики, татары тоже участвуют. А если корейцу или русскому потребуется помощь, то узбеки тоже охотно придут на хашар!

Свадьба в Ташкенте: узбекские обычаи от начала и до конца торжества

Восточная нация всегда отличалась широким масштабом празднества. И когда дело доходит до свадьбы, гуляние точно не обходится одним днем. Только вот торжество не ограничивается банальной росписью в ЗАГСе и посиделками за праздничным столом. Перед заключением брака обязательно происходит помолвка – фатиха-туй, на которой мать невесты получает дары от родителей жениха. Это чаще всего деньги, баранина, национальные вкусности и дорогие ткани. Узбекская свадьба просто пропитана интереснейшими традициями и обычаями. С чего же начинается церемония бракосочетания и как организовать современную свадьбу на Востоке?

Утренний плов

Привычное нам свадебное утро представляет собой сборы жениха и невесты, встречу с родственниками и небольшой фуршет. Узбекская свадьба же начинается с утреннего плова, который стряпают в семьях жениха и невесты. Между прочим, мероприятие обязательно проводится рано утром и на него допускаются только особы мужского пола. Иногда приготовлениями занимается только семья жениха, отправляя часть потчевания к дому невесты вместе с поздравлениями. Сегодня данная узбекская традиция на свадьбе поддерживается несколько в ином формате и угощение пловом организовывается в кафе или чайхане в Ташкенте и других городах, освобождая хозяев от лишних хлопот.

Церемония или официальная часть

После утреннего плова жених в сопровождении близких родственников спешит к дому невесты. Девушка, облаченная в свадебный наряд с закрытым фатой лицом, ожидает возлюбленного в отдельной комнате вместе со священнослужителем – имамом. Далее молодым необходимо совершить несколько обычаев:

  • Медовое угощение, во время которого жених отведает немного меда и даст попробовать его невесте со своих рук. Такое действие является символом сладкой жизни. В завершении обряда молодым необходимо увидеть друг друга в зеркале, в которое ранее никто не смотрел.
  • Подарки для невесты, которыми щедро одаривает жених. Возлюбленная может получить в дар браслеты и часы с руки ее мужчины. Главное условие – жених сам обязан одеть их на руки невесте.
  • Расстилание скатерти для трапез – дастархана, является завершающим обрядом перед заключением брака. На нее выкладывают лепешки и сладости, призывая к дому жениха с невестой богатую жизнь.

Выкуп невесты

Да, не удивляйтесь, этот обычай принято проводить именно после основного гуляния свадьбы. Как проходит выкуп невесты? Жених с невестой приходят в специально отведенную для них комнату, где молодую уже ожидает подруга или близкая родственница – янга. Она переодевает девушку, готовя ее к первой ночи с супругом. Именно янга требует выкуп за первую брачную ночь и только после этого молодожены могут остаться наедине.

Келин салом или приветствие невесты

Следующее утро или по иной версии, спустя три дня, начинается с еще одной традиции узбекской свадьбы – приемом в новую семью, Келин салом. Родители и родственники жениха собираются во дворе, где одаривают молодую жену дорогими подарками. Невестка обязана низко поклониться каждому. Именно после этого обычая девушка становится полноправным членом новой семьи.

Сурхандарьинская область

Зачем ехать

Сурхандарья – направление для целеустремленного путешественника. Один из моих самых любимых узбекских регионов не радует туристической инфраструктурой. Тут плохие дороги, очень неважные гостиницы, зато невероятно красивые, красные на разломах горы, очень гостеприимные люди, невероятная коллекция буддистских артефактов в археологическом музее Термеза. В Сурхандарью едут не в последнюю очередь ради этнографических опытов: национальная борьба, конные состязания, многолюдные свадьбы, где вы, если повезет, будете почетным гостем. Именно в этом отдаленном регионе находится одно из лучших в стране винодельческих хозяйств.

Специалитеты региона

Тандыр гушт – баранина, приготовленная в тандыре, закрытом казаном, без доступа воздуха. Для маринования мяса используется арча, местный можжевельник. Иногда тушу готовят целиком, но чаще – частями, используя ноги и лопатки.

Чупонча – быстро обжаренная в казане баранина, как правило, молодая. Это одно из первых блюд, которое готовят пастухи после разделки туши.

Где жить

Мини-гостиница AdmiralТермез +998 76 221 15 15

Небольшая гостиница на 12 номеров, находящаяся в порту Термеза и управляющаяся теми же владельцами.

Marvarid Resort TermezТермез +998 90 644 55 50

Курортный отель в современном стиле на берегу водохранилища. В летнее время работает открытый бассейн.

Где пробовать вино

«Султон Шарбати»+998 94 627 28 88

В окрестностях Денау, где работал в советское время один из крупнейших винзаводов, Алтынсайский, находятся лучшие в Сурхандарье виноградники. Завод пришел в упадок, часть его купила семья Султоновых – в 2006 году было образовано предприятие «Султон Шарбати». Икром Султонов – потомственный винодел. Его отец Зокерджон работал на этом же заводе, а учился в Одессе, в шестидесятых. У хозяйства большие амбиции и множество планов: и винный погреб, и двухэтажная гостиница с рестораном, и туристический центр в горах. Пока же о массовом приеме туристов речь не идет – условия не позволяют. Но настойчивому путешественнику открываются все двери!

Особенности национального менталитета

Обычаи в Узбекистане традиционно передаются из поколения в поколение. Почитание старших и проявляемое к ним уважение заставляет современных жителей страны поддерживать менталитет и придерживаться древнейших традиций, которые иногда кажутся очень необычными.

Решают проблемы всем миром

Еще одна узбекская традиция, которая с давних пор законодательно закреплена – необычная форма принятия решений. В каждом городе общиной выбирается особый комитет, зависящий от высших органов власти. Комитет помогает людям решать их проблемы и принимать решения. Например, помогает детям поступать в школы и университеты, дает семьям, желающим развестись, время на раздумья и возможность изменить свое решение. Принято благодарить за помощь трудом: например, кормить соседей утренним пловом, если те помогали в строительстве дома.

Еще недавно были многоженцами

Известно, у некоторых восточных народов разрешено многоженство, так было и в Узбекистане до недавнего времени. Помимо официальной регистрации брака в стране существует религиозное венчание в храме, называемое Никох. Раньше данные два события не связывались, и узбекские мужчины официально регистрировали брак с одной женой, а потом проводили обряд венчания с другой, тем самым оказываясь женатыми сразу на двух женщинах. Теперь никох и регистрация брака неразрывно связаны, узбекский закон не позволяет больше жить с женщиной, если мужчина зарегистрировал брак, но не провел по традиции обряд венчания.

Женятся по воле родителей

Узбекские народы проявляют большое уважение к старшему поколению и его выбору, поэтому издавна сложилась традиция подбора невесты или жениха родителями. Старшие члены семьи еще с детства договариваются о свадьбе двух молодых, которые зачастую даже не знают друг друга. Но в редких случаях девушка может отказаться стать женой мужчины, даже если жених был подобран ее родителями.

Платят калым за невесту

Калым – своеобразный выкуп за невесту. Перед любой узбекской свадьбой родители молодоженов договариваются о сумме, которую заплатит или потратит на молодую семью каждый из супругов. Иногда обсуждают денежную сумму, иногда покупку квартиры или дома. Сумма выкупа бывает различной, зависит от благосостояния каждой семьи и района проживания пары. Традиция отдавать за узбекских невест калым идет из глубокой древности. В некоторых регионах калым гораздо больше со стороны жениха, который может отдать за свою невесту до нескольких тысяч долларов. В других же регионах выкуп платит семья невесты, отдавая вместе с дочерью большое приданое.

Все начинается с приветствия

С древних времен у народов Средней Азии сложилась традиция – встречаясь, мусульмане должны обязательно приветствовать друг друга, даже если они не являются друзьями и даже в том случае, если между ними враждебные отношения. Отвечать на каждое приветствие считалось признаком хорошего тона. А кто кого должен был приветствовать первым? Оказывается, лица, едущие на коне, должны были приветствовать идущих пешком, лица, занимающие на социальной лестнице более высокую позицию, должны были первыми приветствовать лиц, стоящих ниже, господа должны были приветствовать своих слуг, а младшие – старших. Ну а если одновременно несколько человек изъявили желание поприветствовать одного человека, то этот человек должен был ответить на их приветствия так, чтобы было отчетливо видно, что его приветствие относится ко всем сразу. С кем же не следовало здороваться и при каких обстоятельствах? Согласно предписаниям не следовало здороваться, например, в тех случаях, если кто-либо был занят молитвой или чтением Корана, если человек был занят едой или находился в отхожем месте и т.д. И строго-настрого было запрещено отвечать на приветствия и тем более отпускать приветствия невоспитанным, бесчестным и жестоким людям.

Традиции празднования

Стоит отметить, что большинство традиций отмечания светских праздников Узбекистана практически ничем не отличаются от российских. Более того, некоторые праздничные даты сами по себе являются аналогами торжеств из советского прошлого. Единственным, но зато очень ярким отличием является Навруз и, конечно же, религиозные праздники, в основе которых лежат традиции тысячелетней давности.

Навруз

Этот праздник, включенный в список нематериального наследия человечества ЮНЕСКО, восходит своими корнями к древнейшим временам. Первыми его начали праздновать зороастрийцы. Вследствие этого после исламизации Средней Азии Навруз оказался под запретом. Сегодня, после обретения Узбекистаном независимости, он является одним из всенародно любимых.

Согласно поверью, все дела, которые выполнит человек на протяжении празднования (а оно продолжается почти 2 недели), будут выполняться весь год. Такая трактовка правила «как встретишь Новый год, так его и проведешь» заставляет задуматься о многом — например, избавляться от долгов, налаживать отношения и забывать обиды.

Праздничный стол в Навруз — это несколько обязательных блюд, которые символизируют счастье и достаток в новом году. Традиционно готовят сумаляк — одну из разновидностей халвы из пророщенных зерен пшеницы и муки, в которую часто добавляют пряности. Блюдо имеет глубокое символическое значение: ведь проросшие зерна считаются воплощением жизни и достатка.

Центральное место на столе занимает знаменитый узбекский плов, для приготовления которого используется лучшая баранина, а также пирожки кок-самса (с побегами первых весенних трав) и халиса (блюдо из яровой пшеницы и мяса, напоминающее кашу).

Традиционно Навруз широко отмечается народными гуляньями, а в столице — Ташкенте — масштабные празднества проходят в Узэкспоцентре. Их посещает президент Узбекистана, который обращается с речью к народу.

Рамадан (Ураза-байрам)

Один из самых важных религиозных событий в Узбекистане — месяц Рамадан (Рамазан в узбекской транскрипции). Фактически это пост, который обязывает воздерживаться от еды и прочих удовольствий до заката солнца, тем самым символизируя духовное укрепление и аскезу верующего человека.

Торжественная же часть празднуется в последний день месяца Рамадан и в этом очень схоже с христианской Пасхой. Точно так же в этот день готовятся лучшие блюда, а сам праздник отличается масштабом.

В этот день обязательно делаются пожертвования для малоимущих (для этого в городах устанавливаются специальные кабинки). Таким образом, укореняется традиция взаимопомощи, которая должна быть частью жизни каждого правоверного мусульманина. Также традиционно в этот день происходит посещение кладбищ и поминовение усопших.

Незыблемой традицией является поздравление родных и близких сразу после молитвы, угощение пловом и знаменитыми узбекскими сладостями. Праздничный стол накрывается как можно более пышно, центральное место на нем занимают мясные блюда из лучшей баранины.

Курбан-хаит (Курбан-байрам)

Отмечается в честь окончания Пророком хаджа в Мекку через 70 дней после окончания месяца Рамадан. При этом сам Курбан-байрам отмечается в течение трех дней, а торжествам предшествует декада строгого поста.

Обязательной традицией Курбан-байрама считается жертвоприношение. Согласно канонам ислама, в качестве жертвенного животного может выступать коза или овца: после умерщвления туша разделывается на 3 части. Из первой готовятся праздничные блюда, вторая отдается малоимущим, а третья оставляется в знак почитания Аллаха.

Особые традиции Курбан-байрама касаются молодоженов: гости, приходя в дом, где недавно была свадьба, оценивают молодую жену по богатству накрытого ею стола. Домочадцы обязательно обмениваются подарками и подают милостыню нуждающимся.

Из праздничных блюд в этот день на столе плов, традиционные пирожки, вкуснейший шашлык, сытный лагман, знаменитые и в России манты, а также бешбармак (тщательно измельченное отварное мясо с домашней лапшой) и чучвара (узбекский аналог пельменей).

Поедание плова

Узбекская кухня тяжелая и жирная. Основным ингредиентом является мясо, обычно очень крупные куски. К этому подают вкусный хлеб и макароны. Вегетарианцам там тяжело, но как сказал один путешественник: «Спасибо русским, благодаря которым за столом узбека появились салаты из свежих и вареных овощей». Это кухня путешествующих людей, поэтому она должна была давать энергию на многие часы.

Национальное блюдо Узбекистана – плов. Это больше, чем еда, это объект поклонения и часть национальной культуры. «Ты родился – у тебя есть плов, ты женился – у тебя есть плов, ты умер – у тебя есть плов», – шутят местные. Рис, овощи, много мяса, неповторимые узбекские специи, а вкус пикантно разбавлен изюмом. Его подают как на семейные обеды, так и на торжества. Плов можно попробовать везде, но в каждом городе есть свой путь к этому блюду. В ресторане «Центр Плова» это блюдо подается с добавлением вареных яиц и кусочков конской колбасы.

Необычным для многих иностранцев является поедание утреннего плова. На праздничный завтрак приглашают мужчин со стороны невесты – аксакалов, родственников, коллег, а также жениха и его друзей – в день свадебной церемонии. Готовят его тоже мужчины. Казан устанавливают на улице на открытом огне. Ранний завтрак (5-6 утра) проходит в дружественной и приятной обстановке. Потом все расходятся и встречаются уже на свадьбе.

Местные жители едят плов руками. Он сервируется таким образом, чтобы было удобно взять с общего блюда кусочек мяса и зачерпнуть им рис, положит в рот и заесть долькой чеснока. За семейным столом подают одно большое блюдо, из которого едят все, что подчеркивает единение родных людей. В ресторанах посетителям подают вилки. Но тот, кто хочет проникнуться традициями Узбекистана, может ощутить вкус через руки. Давным-давно, когда не было салфеток, руки после плова вытирали собственным халатом. Считалось, чем жирнее одежда, тем богаче человек, потому что бедняки обычно ели плов без мяса.

Правила поведения узбеков

Узбекские обычаи требуют от представителей народности особого поведения и соблюдения традиций. Аналогично с другими мусульманами, узбеки соблюдают пост, полностью отказываясь от спиртного, сигарет и пищи до захода солнца. В семейных отношениях существует строгая иерархическая система подчинения старшим по возрасту представителям семьи. Каждый день в Узбекистане по традиции пять раз произносят молитву «намаз».

Не говорят «нет»

Узбеки и другие народы восточной части мира, очень вежливы и добры по отношению к окружающим. Они никогда не говорят «нет» и соглашаются на любое предложение или просьбу. Единственное омрачающее общение – отсутствие точных временных рамок в ответе. Узбекские граждане не будут спешить помочь вам, даже в случае согласия. Агрессия здесь также не в почете, поэтому каждого сердитого человека пытаются всячески задобрить и задарить обещаниями.

Сажают женщин за отдельный стол

Традиция сажать женщин за другой стол до сих пор остается в сельских узбекских поселениях. В древние века семейный дом делился на две части: женскую и мужскую, оттуда и пошли обычаи принятия пищи за разными столами и деления обязанностей на женские и мужские. Вопреки таким традициям, к женщинам в семье относятся с особым уважением и почтением, как к матери, и как к супруге. Но все равно требуют от нее выполнения домашних обязательств, даже если она приносит деньги в семью или занимается научной деятельностью совместно с мужем.

Одежда

Своеобразие одежды местных народов издавна определялось климатическими, бытовыми условиями и родоплеменными традициями. Еще в19 в. одежда (халаты, платья, рубахи) продолжали сохранять черты архаичности: широкая, длинная, цельнокроеная, она свободно ниспадала, скрывая формы человеческого тела. Одежда отличалась единообразием: зимняя и летняя, мужская, женская и детская, она была близка по форме икрою. Традиционный национальный мужской костюм состоит из теплого стеганого халата — чапана, подвязанного платком или платками, головного убора тюбетейки, а также сапог, выполненных из тонкой кожи. Мужчины носили рубахи прямого покроя, нижний и верхний халаты. Халат мог быть легким или теплым, стеганным на вате. По бокам халата имелись разрезы для удобства при ходьбе и сидении на полу. Халат — чапан обычно подвязывался платком или платками. Праздничный национальный костюм отличается от повседневного красотой и богатством используемых тканей, вышивок и т. д. Женский национальный костюм состоит из халата, функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар -широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана. Праздничный женский костюм отличается от повседневного добротностью и красотой тканей, из которых он выполняется. Детская одежда повторяла формы одежды взрослых. Наряду с общими чертами, одежда каждого района или племени имела своеобразие, выражающееся в используемой ткани, форме кроя и т.д.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий