Ивановская область – родина российского текстиля и лаковой миниатюры

Вышивка и строчка

 
Одним из старинных промыслов, распространенных
в Ивановском крае, является строчевышивальный.
Он сыграл важную роль в социально-экономическом
развитии и эстетическом формировании
южных и восточных регионов области. По
мнению специалистов, специфическая техника
строчевой вышивки впервые в нашем крае
зародилась в Холуе (ныне – поселок Южского
р-на Ивановской обл.). В XIX в. практически
сразу же это ремесло распространилось
в селах Верхнем и Нижнем Ландехе, в посаде
Пучеж. Холуйские женщины виртуозно вышивали
по полотну, батисту и другим тканям. Поначалу
художественная вышивка обеспечивала
только бытовые нужды крестьян, изделия
не продавались. Однако в годы спада основного
холуйского промысла – иконописи (см.) вышивальщицы
стали торговать своими изделиями для
пополнения семейных средств. В селе появились
свои организаторы строчевышивального
дела, «хозяйки», получавшие крупные заказы
из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода,
Баку. К концу XIX в. в холуйском женском
училище был даже организован класс рисования
для того, чтобы разнообразить местные
узоры.

Широко была распространена
вышивка в Пучеже и окрестных 
селах. Здесь она также известна
с XVIII в. и поначалу не носила характера
промысла. Вышивальщицы обслуживали только
нужды своих семей. На рубеже XIX-XX в. с мастерицами
стали работать скупщики, которые заказывали
им приданое для невест из богатых семей,
которое и перепродавали с большой выгодой
для себя. Пучежские изделия пользовались
большим спросом в Москве, Петербурге,
Нижнем Новгороде. В ряду различных техник
вышивки, которыми владели пучежские мастерицы,
наибольшим спросом пользовались мелкая
белая строчка и тонкая белая гладь с ажурными
вырезами (т. наз. «английская»). Оплата
труда здешних вышивальщиц у скупщиков
была низкой. Заработок опытной строчеи
составлял за неделю от 85 копеек до 1 руб.
25 коп. Несмотря на это, вышивка давала
постоянный доход многим семьям пучежской
округи. Поэтому в 1912 г. в строчевом промысле
уезда было занято 3 тыс. взрослых женщин
и 1800 девочек.

 Искусство народной 
строчки и вышивки, создававшееся 
в разных уголках Ивановской 
земли отличалось своим изяществом,
богатыми орнаментальными мотивами 
и различными способами изготовления.
Сельские рукодельницы сохранили 
тайны своего мастерства и 
донесли до современников, любителей 
вышивки вековые традиции промысла.                                                                      
В настоящее время строчевышивальный 
промысел  представлен предприятиями Шуи,
Иванова, Пучежа и Пестяков. Предприятия
достаточно успешны и достойно представляют
регион на российском и международном
рынках. В изделии Шуйских вышивальщиц
ходит королева Испании.

Холуй

Холуйская лаковая миниатюра зародилась в селе Холуй Ивановской области. Миниатюры исполняют на папье-маше с использованием специальных темперных красок.

Темпера была основным материалом для самостоятельной живописи еще 5-7 веков назад, а история использования этих красок насчитывает более трех тысяч лет. Например, темперными красками были выполнены росписи саркофагов египетских фараонов, так же их широко использовали византийские художники и русские мастера (вплоть до конца XVII века). Темпера используется и в монументальной живописи, т.к. она водостойкая, а многообразие приемов и фактурность позволяют мастерам работать в различных техниках, будь то письмо тонким слоем или густое пастозное письмо.

Темпера присутствует в традиционной технике иконописи. Ее наносят по левкасу (грунт с добавлением льняного масла) на деревянную основу. Холуйские мастера (так же, как и мастера из Мстеры и Палеха) основывают свое творчество на технике древнерусских иконописцев. По мнению искусствоведов, первыми иконописцами в Холуе были монахи Троицкого монастыря, принадлежавшего Троице-Сергиевой лавре. Они обучали местных жителей, и к концу XVII века Холуй стал носителем традиций иконописи лавры СергиевогоПасада.

Главное отличие холуйских мастеров от их соседей из Мстеры и Палеха в том, что они обучались мастерству на покрытых лаком и окрашенных в черный цвет листах картона. Данное решение предложил искусствовед А.В. Бакушинский для экономии материалов, чтобы не портить предметы, планируемые для росписи.

В 1861 году в Холуе было открыто первое во Владимирской губернии художественное училище. Затем в 1882 году появились рисовальные классы, которые были преобразованы в иконописно-рисовальную школу. А в 1901 году появились иконописные мастерские.

После революции Холуйские мастерские были закрыты, и людям приходилось заниматься делами, далекими от художества. Но вопреки тому, в 1934 году, по примеру своих соседей, холуйские мастера объединились в артель и стали искать свой собственный стиль в лаковой миниатюре.

В 1959 году был создан Музей Холуйского искусства, сейчас он имеет статус Государственного музея.

С 1961 г. холуйская миниатюрная живопись стремительно развивалась. Она вышла на международный рынок. Первые заказы на лаковые миниатюры были из Лондона, затем из Германии, Франции, США, Бельгии и Италии.

Помимо миниатюр, мастера начинают изготавливать декоративные лаковые панно. Тиражи лаковых изделий насчитывают более 700 штук. Помимо традиционного черного фона, в работах все чаще начинают использовать насыщенный красный, зеленый и вишневый цвет. Сюжеты разнообразны: русский фольклор, былинные и сказочные мотивы, исторические, литературные, пейзажные песенные, сатирические и многие другие сюжеты, образы деятелей русской культуры. У каждого мастера есть индивидуальные отличия, своя манера исполнения сюжета. При этом сохранено единство стиля, а Холуй обрел статус мирового центра лаковой миниатюрной живописи.

В 1989 году образовалось Холуйское художественное училище миниатюрной живописи, которое и сейчас готовит мастеров для народных художественных промыслов.

В наши дни так же существует Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры, где на сегодняшний день трудится около 200 человек. Стиль и традиции тщательно сохраняются и контролируются художественным советом.

Успенский храм

Церковь в том виде, в котором есть сейчас, была воздвигнута в 18-м веке. Ранее здесь стояла деревянная святыня, которая пострадала от пожара, на ее месте воздвигли каменный храм. Спустя два века храм становится благочинским центром. 19-й век внес изменения в его убранство — появились две новые каменные часовни.

Автором современного строения является Казимир Гриневский — золотой медалист Высшего строительного училища в Санкт-Петербурге. По его эскизам храм был перестроен в 1859 году.

Эту местность в городе Гжель еще называют Кунай-колодец. До революции местные жители обнаружили здесь источник с водой, которая имеет целительную силу. Люди, которые искренне верили в это, приходили сюда за избавлением от болезней. Сюда также приводили детей, раздевали, окунали в воду, а потом наряжали во все новое. Старую одежду складывали возле источника. Потом сжигали. К Кунай-колодцу за исцелением едут и сейчас. Вода в источнике достаточно жесткая (много накипи), поэтому местные жители пьют ее редко, хотя вкус у жидкости приятный.

Мстёра

Поселение, расположенное во Владимирской области, обрело популярность в семнадцатом столетии. Известность Мстёре принесли умельца из Богоявленского монастыря. В обители создавали миниатюрные иконы. Позже священнослужители обучали навыкам промысла сельских обывателей.

С 1920 года на мстёрской лаковой миниатюре стали изображать бытовые сцены из жизни крестьян. Сменить направление деятельности ремесленники были вынуждены из-за запрета на иконы в результате Октябрьской революции.

К созданию шкатулок пришли не сразу, первоначально занимались росписью темперой изделий из дерева. Но они не пользовались большим спросом, а вот «коробочки», покрытые лаком, сметали с прилавков за несколько минут.

Умельцы из Мстёры придерживаются старообрядческих традиций иконописи. Они изображали на шкатулках персидские орнаменты, создавали узоры в голландском стиле. Мастера старались не использовать темный фон, по этому их продукция излучала свет и чистоту.

Экскурсии

Село, название которого давно стало одним из символов русского промыслового творчества, сохранило древний облик. В этом можно убедиться, съездив на экскурсию в Гжель. Сегодня здесь стоят небольшие домики, над ними возвышаются скромные церквушки.

Другие села, имеющие отношение к производству кухонной утвари, — Глебово, Трошково, Фенино, Речица, Турыгино, Ново-Харитоново. Добраться до этих легендарных мест несложно. Но лучше это сделать в рамках экскурсии по Гжели. Из столицы на дорогу уйдет примерно полтора часа. В пути гид расскажет интересные факты из истории народного промысла. Стоимость экскурсии по селу Гжель Раменского района зависит от туроператора, продолжительности, количества человек в группе.

Самостоятельно добраться до деревни, где расположен фарфоровый завод, можно на электричке, которая идет от Казанского вокзала. Время в пути – 2 часа 20 минут. Стоимость билета — примерно 150 рублей. До Гжельского фарфорового завода также идут автобусы от станции метро «Котельники».

Во время экскурсии по можно узнать много интересных нюансов о творческом процессе мастеров. А именно:

  • как изготовить фарфоровую массу;
  • как правильно высушить и обжечь изделия;
  • почему необходимо два или даже три обжига;
  • что представляет собой процесс глазуровки.

Во время экскурсии по главной и единственной достопримечательности Гжели можно не только увидеть своими глазами рождение фарфорового чуда, но и сделать кое-что своими руками. Обжигать и формовать, конечно, никто не позволит. Однако для экскурсантов организовывают интересные мастер-классы по росписи. Проводятся они под руководством опытного мастера. Экскурсия продолжается два часа.

В завершение можно посетить склад и фирменный магазин, где в продаже более тысячи изделий по заводским ценам.

Есть еще одна экскурсия в Гжель, которая предполагает посещение не только этого села, но и соседнего, в котором располагается один из старейших заводов по производству фарфоровых изделий. Деревня называется Турыгино. Предприятие, которое находится на его территории, – «Объединение Гжель». Посетители могут стать свидетелями творческого процесса – от создания наброска до росписи. На территории фабрики действует музей, в котором собрано около двух тысяч экспонатов. Здесь также проводятся мастер-классы.

Компания ООО “Русская Лаковая Миниатюра” основана в 2004 году

На протяжении всего времени, мы являемся производителями продукции народных художественных промыслов в категории лаковая миниатюрная живопись.

Распоряжение губернатора Ивановской области

Предприятие имеет собственные производственные цеха для изготовления изделий из папье-маше и последующей их передаче художникам-миниатюристам для нанесения живописи, темперными красками, в селе Холуй и Палехе.

Расположение предприятия (село Холуй) позволяет подключить к производственному процессу, в части нанесения живописи, художников села Холуй и Палеха, который расположен в близком (30км) соседстве с производством. Тем самым предлагая продукцию ручной работы высочайшего качества. 

Предприятие не занимается подделкой разных видов промысла, имеет отличную репутацию на рынке НХП и предлагает НАСТОЯЩУЮ лаковую миниатюру, которая будет радовать Вас долгие годы.

Палехские и Холуйские изделия с ручной миниатюрной росписью, традиционно занимают верхние строчки в рейтинге самых популярных российских подарков и сувениров.

У нас ВЫ можете приобрести, или придумать и заказать:

– эксклюзивные и VIP-подарки;

– юбилейные и памятные подарки для Ваших близких;

– представительские подарки и сувениры;

– оригинальные и недорогие сувениры для корпоративных событий и праздников.

 Собственная производственная база, соблюдение древних традиций, высокий потенциал высококвалифицированных специалистов и художников, позволяют выпускать: иконы, ларцы, шкатулки, настольные приборы, новогодние игрушки и многие другие изделия с лаковой миниатюрной росписью.

Каждое изделие имеет собственный идентификационный номер, защищено фирменным знаком и сопровождается сертификатом подлинности, заверенным печатью.

Качественная подарочная упаковка позволит Вам сделать вручение подарка торжественным и незабываемым.

 Основной задачей ООО “Русская Лаковая Миниатюра”  является – производство и распространение доступной и качественной продукции  изделий народных художественных промыслов с лаковой миниатюрной живописью.

Село Федоскино и сельцо Данилково

В зале №1 Музея народных художественных промыслов можно увидеть макет села Федоскино и деревни Данилково, выполненный А.Н.Мажаевым. Они разделены некогда судоходной рекой Уча. Сейчас, глядя на тоненькую нитку реки, больше похожую на ручеек, в это трудно поверить. В прошлом эти земли принадлежали знатному роду Вельяминовых. Один из них, по прозвищу «Аксак», что значит «Хромой», разделил свое имение между сыновьями Федосом и Данилом, отсюда и пошли названия: Федоскино и Данилково. Неподалеку от них находится деревня Аксаково.

В XVI веке в Федоскино была поставлена церковь Николая Чудотворца. В 1680 году её перестроили в камне, но в 1875 году она сгорела. На её месте по проекту знаменитого архитектора А.Н.Померанцева была возведена деревянная церковь на каменном фундаменте. В советские годы в ней размещалось зернохранилище, затем — музей при фабрике. В 1992 году она была передана верующим.

В Данилково в конце XVIII века была построена лакирная фабрика Коробова, перешедшая затем к Лукутиным.

В 2015 году деревня Данилково вошла в состав села Федоскино.

По теме: Достопримечательности села Федоскино: лаковая миниатюра и не только

Макет усадьбы Лукутиных в Данилково и церкви Николая Чудотворца в селе Федоскино в конце XIX века

Места здесь чрезвычайно живописны. Неподалеку расположены красивейшие усадьбы Марфино, Николо-Прозорово, Рождественно-Суворово… Неудивительно, что именно в этих краях возникли такие знаменитые народные промыслы, как федоскинская лаковая миниатюра и жостовская роспись. В 1930-х годах здесь был проложен канал Москва-Волга (ныне канал имени Москвы), низины затоплены водохранилищами.

По теме: Пасмурным днем на канале имени Москвы

Карта Московского уезда, 1849 год

Туристические возможности

Большое развитие Ивановской области получил паломнический туризм. Путешествующие по православным святыням любят заезжать в Николо-Шартомскую обитель в селе Введение и Свято-Николо-Тихоново Лухский обитель, расположенную неподалеку от поселка городского типа Лух. Много туристов также приезжают в Шую, чтобы побывать в старинном Воскресенском соборе и полюбоваться его огромной 106 м колокольней.

Николо-Шартомский мужской монастырь в с. Введенье

Подавляющее большинство путешественников приезжают в Ивановскую область на один день – в составе экскурсионных туров. Но в последнее время за счет жителей Москвы и Московской области стал активно развиваться автотуризм, и туристы стараются задержаться в ивановских городах и селах на 2-3 дня. В летнее время много путешественников совершают круизы по Волге. А зимой – приезжают покататься в расположенный под Плесом горнолыжный комплекс «Милая гора».

Для услуг туристов в области выстроено много отелей, гостевых домов, баз отдыха, санаториев, хостелов и турбаз. Конечно, большинство из них находятся в областном центре и Приволжском районе. Но гостиницы есть также в Кинешме и ее окрестностях, в Шуйском районе, в Палехе, в Заволжском и Гаврилово-Посадском районах – местах, наиболее посещаемых путешественниками.

Церковь Воскресения Христова в г. Плёс

Путешествие по городам и селам Ивановской области интересно и познавательно. Это – возможность прикоснуться к истокам уникальных художественных промыслов и увидеть знаменитые исторические памятники. К тому же, область входит в состав одного из экологически благоприятных регионов России. Здесь с успехом можно совмещать познавательный туризм и рыбалку, посещение народных фестивалей и отдых в лесном санатории.

← РОССИЯЕВРОПА →

Процесс производства федоскинской шкатулки

В зале №4 можно увидеть технологический процесс изготовления федоскинской шкатулки. Она делается из папье-маше. Сначала картон нарезается лентами, которые обмазывают клейстером и навивают на болванки, чтобы придать форму. Затем заготовку просушивают в сушильном шкафу. После этого изделия пропитывают растительным маслом и многократно сушат при температуре 85-90°С. Благодаря этому шкатулка приобретает твердость дерева.

Дальше при помощи столярных инструментов заготовке придают форму, грунтуют и шпаклюют её, втирая специальную красную глину, смешанную с голландской сажей и маслом. После этого её покрывают несколькими слоями копалового лака и полируют, постоянно просушивая.

Пройдет несколько месяцев, прежде чем шкатулка или иное изделие приобретет форму и будет передано художнику. Сначала художник копирует рисунок на бумагу. Далее рисунок копируется на заготовку шкатулки. После этого последовательно выполняются замалевок — общий набросок композиции, пропись или перемалёвка — детальная проработка рисунка, лессировка — моделирование изображения прозрачными красками и бликовка — изображение бликов на предметах светлыми красками.

Существует также оригинальная федоскинская техника «письмо по сквозному», когда перед росписью на всю поверхность изделия или его часть наносится перламутр, золотая или серебряная фольга. Они просвечивают через лессировочные краски, придавая изделию внутреннее свечение.

Для росписи используют масляные краски, что отличает федоскинскую школу от других русских школ лаковой миниатюры. Художники пишут тонкими беличьими и колонковыми кисточками. При выполнении тонких работ мастер может использовать тончайшую кисть буквально из двух-трех волосков. Нередко требуется использование лупы.

Изделия украшают также сканью, различными орнаментами и др. После этого шкатулку снова отправляют на лакировку и полировку. Отличительная особенность федоскинских шкатулок — глубокий черный цвет снаружи, ярко-красный внутри, глубокие краски рисунка с внутренним свечением.

В целом, на изготовление одной шкатулки, в зависимости от сложности, тратится от нескольких месяцев до года работы.

Технологический процесс изготовления федоскинской шкатулки

Основные этапы изготовления федоскинской шкатулки:

  1. Нарезка картона.
  2. Навивка картона.
  3. Проварка в льняном масле.
  4. Опиловка, шарнировка.
  5. Грунтовка, шпаклёвка.
  6. Покрытие чёрным лаком (сверху).
  7. Покрытие красным лаком (внутри).
  8. Алюминиевый порошок с переведенным рисунком.
  9. Припорох (копирование изображения на кальку).
  10. Замалёвок (общий набросок композиции).
  11. Перемалевок, бликовка (детальная проработка рисунка, моделирование изображения прозрачными красками, изображение бликов).
  12. Покрытие бесцветным лаком (5-6 раз).
  13. Полировка.

Рабочее место мастера заготовительного участка

Старинные города и поселения

Земли, входящие сегодня в состав Ивановской области, еще до прихода славянских племен заселяли финно-угорские народности. Именно от них сохранились звучные названия Палех, Пурих, Южа, Кохма, Вигчуга, Сезух, Люлех и Лух.

Музейно-выставочный комплекс “Присутственные места” в городе Плёс

Самый большой интерес для путешествеников представляет старинный волжский город Плес, упоминающийся в русских летописях с 1141 года. Плес, а также областной центр и поселок Палех являются составной частью «Золотого кольца» России. С 2010 года Плес включен в государственный список исторических российских поселений. Он известен старинными храмами и интересными музеями, исторической набережной и тесно связан с российскими знаменитостями – художником-пейзажистом И.И. Левитаном и певцом Ф.И. Шаляпиным.

Главный город области славится архитектурными памятниками XVII-XIX веков, музыкальными фестивалями и неплохими отелями. Иваново стоит на пересечении 57° с.ш. и 41° в.д. Городов, которые расположены на стыке целочисленных меридиана и параллели, в России всего два.

Свято-Введенский женский монастырь в Иваново

В 170 км от областного центра раскинулся небольшой городок Юрьевец. Его основали в начале XIII века как крепость на Волге. От старых построек до наших дней дошел Белый город, появившийся здесь в 60-е годы XVII века. Кроме того, в городе можно увидеть несколько православных храмов, возведенных в первой половине XIX века. Больше всего поражает архитектурное чудо – церковь Георгия Победоносца в пятиярусной колокольне.

Еще ближе к Иваново расположен Гаврилов Посад, который был основан в XIII веке, а статус города получил при Екатерине II. Место это всегда было удобным для торговли, и поэтому в городе работает несколько предприятий легкой промышленности. Здесь интересно побывать на конном заводе, где занимаются разведением владимирских тяжеловозов, а также осмотреть Ильинское подворье и богатую коллекцию местного краеведческого музея.

Троицко-Успенский собор в Кинешме

На правом берегу Волги лежит второй по размерам областной город – Кинешма. Первые упоминания об этом поселении относят к началу XV века. В городе сохранилось немало гражданских построек, возведенных в конце XIX – начале XX века.

Здесь также открыто 10 музеев, наибольшей популярностью среди которых пользуются музей «Кинешемского валенка» с самым большим валенком в мире, необычный ресторан-музей «Русская изба», а также музей «Советский автопром». Маршруты паломнических туров проходят по хорошо сохранившимся храмам и часовням Кинешмы. Самой древней из них является Крестовоздвиженская часовня, которую построили в честь победы над польско-литовскими войсками в 1609 году.

Воскресенский собор в городе Шуя

Город Шуя известен с первой половины XVI века и находится в 30 км от областного центра. Раскопки, проведенные здесь, показали, что поселения людей существовали возле Шуи еще в X веке, когда через территорию современной Ивановской области пролегал большой Волжский торговый путь. В Шуе родился известный российский поэт – Константин Бальмонт.

К другой литературной достопримечательности Ивановской области нужно ехать в село Ново-Талицы. Здесь находится родина Марины Цветаевой, и расположен мемориальный музей знаменитой поэтессы.

Холуй

Слобода была дарована Ивановской области князем Дмитрием Пожарским в честь освобождения Москвы от польских захватчиков. Предки современных умельцев писали иконы для Троице-Сергиевой лавры. В обители существовала традиция, всем паломниками на память дарили миниатюрные образы «Видения Богоматери преподобному Сергию».

Их созданием занимались живописцы из мастерских при монастыре и сельские художники, проживающие в Холуйской слободе. К середине девятнадцатого столетия здесь расписывали до двух миллионов икон.

После Октябрьской революции местные умельца, как и живописцы Палеха, стали заниматься декорированием шкатулок, ларцов, пудрениц. Сюжеты изображений были разнообразными: природа, архитектура, история, фольклор.

Со временем холуйские художники обрели собственный неповторимый стиль: объемный и лаконичный рисунок, крупные планы, минимум мелких элементов. Для оформления миниатюр брали сусальное золото с небольшим добавлением смолы с вишни.

История лаковой миниатюры в России

В нашей стране интерес к промыслу зародился во времена правления Петра Первого. Император постоянно путешествовал по загранице и периодически привозил оттуда интересные идеи. Впервые лаковая миниатюра была применена при оформлении покоев в Коломенском дворце.

Также ремесленники привлекались к декорированию Монплезира, расположенного в Петергофе. Например, «китайский кабинет» оформили с помощью лаковых панно в количестве девяноста четырех штук.

Благодаря налаженным торговым связям со Страной восходящего солнца в России появились табакерки из папье-маше, декорированные затейливой росписью в виде галантных сцен. Познакомившись с работой крупных мануфактур в Европе, император закупил партию лакированной мебели и привез в страну.

Также он пригласил с собой несколько местных умельцев. В 1757 году была организована первая Академия художеств, где обучали «лакирному делу». В это же время заработала фабрика на Урале, позже комбинаты появились в столице и многих провинциальных городках.

Начало массовому производству лакированной продукции положил купец Коробков, основавший в небольшом поселении Данилково (ныне Федоскино) комбинат по изготовлению козырьков для головных уборов военных (кивера). Он пригласил нескольких немецких мастеров и наладил бесперебойное производство лакированной продукции.

Первой разновидностью товара под «брендом» Коробкова стали недорогие табакерки. На них наклеивали бумажные гравюры, изображающие значимые для страны события.

После смерти основателя великого дела, управление фабрикой взял в свои руки его зять П. В. Лукутин. Он существенно увеличил объемы производства и добился высочайшего качества изделий. Начиная с 1829 года, лакированные товары из Данилково регулярно участвовали в зарубежных и местных выставках.

1830 – это период становления и творческих поисков лукутинских миниатюр, разработки инновационных технологий и вариантов декоративного оформления. При фабрике открыли рисовальную школу, лучших мастеров отправляли на обучение в Строгановское училище.

Федоскинская фабрика в 1980-2000-х годах

В конце 1970-х годов в Федоскине была организована молодежная творческая группа. Ослабли жесткие рамки, и художники получили большую свободу самовыражения. В это время появляются шкатулки новых, необычных форм, захватывающие сюжеты. Одновременно сохранялась преемственность: то было время самой тесной связи между фабрикой и училищем, где преподавали высококвалифицированные мастера. Придя на производство, молодые художники попадали к мастеру-наставнику, который передавал им свое мастерство, опыт и секреты. Работы этого времени отличаются необыкновенным внутренним светом.

90-е годы XX века были непростыми в истории фабрики. С одной стороны — рост популярности русского искусства во всем мире, интерес к народному творчеству. Художники получили возможность продавать свои произведения за границу. С другой стороны — тяжелая экономическая ситуация внутри страны, неплатежи. Тем не менее, мастера смогли пережить это время. Как и в прежние времена, кто-то трудился непосредственно на фабрике, другие работали на дому, сдавая на фабрику готовую продукцию.

В конце 1990-х годов я впервые попала с экскурсией на Федоскинскую фабрику. В мастерских было весьма пустынно. Выяснилось, что большинство заняты уборкой урожая — стояла ранняя осень. «Как соберут картошку, так придут на работу», — был лаконичный ответ одной из сотрудниц. Рядом с фабрикой были целые «развалы», где можно было купить авторские работы за весьма скромную цену.

Мастер с ученикамиПродукция молодежной творческой группыНеобычный дизайн шкатулокИзделия молодежной творческой группыОбразцы продукции Федоскинской фабрики 1980-2000-х годов

Многие изделия отличает особый, идущий изнутри свет. Такой эффект дает, в первую очередь, перламутр. Где-то вставлены лишь отдельные кусочки перламутра, а есть картины, полностью выполненные на раковине. Также используется металлическая фольга. К сожалению, фотография не способна передать это удивительное внутреннее свечение.

Шкатулка с росписью по раковинеМузыкантыШкатулка с пейзажемСказочный сюжетСказочный сюжетМоскваШкатулка с перламутромШкатулка с перламутромШкатулка с перламутромВосточные красавицыШкатулки

Памятники природы

Земли Ивановской области лежат на низменной, слегка всхолмленной равнине, где протекает много рек, а также есть масса небольших озер, оставшихся после последнего оледенения.

Церковь Воздвижения Креста Господня в городе Палех

На территории области находится Клязьминский республиканский заказник, в котором охраняется несколько видов животных, и в частности, бобры и выхухоль. Кроме него, туристы и местные жители любят бывать на больших и малых Асафовых островах, образованных Горьковским водохранилищем. Это удивительный по красоте природный уголок, где растут сосны и можжевельники. Песчаные берега, хорошая рыбалка и масса водоплавающих птиц сделали острова любимым местом отдыха тех, кто предпочитает проводить отпуск вдали от городов в палаточном лагере.

Еще одна природная достопримечательность области расположена в городе Родники. Здесь на площади 2,5 га создан великолепный ботанический сад, в котором собрана богатая коллекция растений со всего мира – более 270 видов деревьев и кустарников. При саде существует несколько дендрологических участков, и акклиматизированные растения успешно приживаются на улицах областных населенных пунктов.

Николо-Тихонов Лухский монастырь в с.Тимирязево

Артель бывших лукутинских мастеров в 1910-1945 годах

В 1902 году Николай Александрович Лукутин скончался. Производство перешло к его вдове, Любови Герасимовне. В это время продукция выпускалась под маркой «Фабрика наследников Лукутина», повторяя в основном старые сюжеты. Еще при Лукутине производство не давало никаких доходов, и потому в 1904 году Любовь Герасимовна закрыла его.

Оставшиеся без работы мастера были вынуждены искать себе новое пристанище. Кто-то ушел в соседнее Жостово, другие — в Осташково, расположенное в 10 км от Данилково, в одну из мастерских В.О.Вишнякова.

В 1910 году оставшиеся работники на деньги, выделенные Саввой Морозовым Московскому губернскому земству, создали «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутина». Большую помощь в этом им оказала сельская учительница Любовь Дмитриевна Державина.

Организатор Федоскинской артели Державина Любовь Дмитриевна

Первая партия продукции Федоскинской артели была отправлена в основанный Саввой Морозовым Кустарный музей (Торгово-промышленный музей кустарных изделий Московского губернского земства; Москва, Леонтьевский переулок, 7с1Б). В артели насчитывалось 14 мастеров и 9 учеников, которые выпускали около 160 наименований продукции, по качеству не уступавшие лукутинским и превосходящие вишняковские.

То было время возрождения национальных традиций, обращения к русскому народному творчеству, широкого распространения неорусского стиля. Вспомним, к примеру, абрамцевские мастерские в Подмосковье, Талашкино (Фленово) на Смоленской земле, Федоровский городок в Царском Селе. Изделия Федоскинской артели стали пользоваться большим спросом в Москве и Петербурге, поступали заказы и из-за границы. Федоскинские мастера копировали лучшие произведения из «Музея образцов» при Кустарном музее.

В 1913 году продукция артели получила Малую золотую медаль на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Киеве. Эту медаль даже стали штамповать на оборотной стороне продукции.

Свидетельство о присуждении Федоскинской артели Малой золотой медали на Всероссийской выставке 1913 года в Киеве

Тяжелый период для федоскинцев начался после революции. В новых политических и экономических реалиях их продукция не пользовалась спросом, новые власти несколько раз предпринимали попытки закрыть артель. Тем не менее, в 1923 году изделия из Федоскино были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве. Появились новые революционные сюжеты: коллективизация, индустриализация. Сохранялись и старые традиции.

Продукция Федоскинской артели 1930-40-х годовШкатулки 1930-х годовШкатулка, середина XX векаШкатулка «В семье», 1949 год

В 1931 году была создана Федоскинская профтехшкола, выпускники которой успешно работали не только в Федоскино, но и в Жостово, в других центрах народных промыслов. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже продукция Федоскинской трудовой артели живописцев получила Большую золотую медаль и Диплом за высокое качество изделий из папье-маше и за сохранение традиций русского народного искусства.

Витрина Федоскинского училища миниатюрной живописиМастера за работой, 1930-е годы

Из истории села

Первые поселения на этих землях появились в XIV веки. Известно, что в 1330 году Иван Калита завещал село своему сыну Ивану Красному. Позже этими землями владел Дмитрий Донской, а после него — Василий I. В XVII веке село Гжель вошло в состав Московского уезда.

В XVII столетии в деревне были построены две деревянные церкви. Одна из них действует и по сей день. Называется этот храм церковью Успения Пресвятой Богородицы. Второй давно разрушен. В начале XVIII века в Гжели построили каменный храм по проекту К. В. Гриневского.

С давних пор на Руси были известны залежи белой глины. Само слово «гжель» происходит от глагола «жечь», то есть обжигать глину. Гончарными ремеслами на территории подмосковных сел Раменского района занимались издавна. Первые упоминания об этом виде народного творчества встречаются в документах XIV века, затем в духовных грамотах московских князей и, наконец, в завещании самого Ивана Грозного.

В XVII веке царь Алексей Михайлович издал указ, согласно которому на гжельские земли следовало привести особую глину. Материал тогда использовался исключительно для изготовления аптекарских сосудов. В те времена этот промысел еще мало общего имел с искусством.

О гжельской глине писал в одном из своих трудов и Михаил Ломоносов. Об этом материале русский ученый сказал так: «Нигде не видал я ничего превосходнее». Стоит сказать, что 400 лет назад создание различных кухонных предметов, статуэток и даже картин из фарфора для жителей тех мест, где была обнаружены залежи глины, стало необходимостью. Для земледелия эти места не годились. На глине ничего не росло, а потому и пришлось местным жителям осваивать премудрости гончарного дела.

Керамический промысел приобрел огромное значение в XIX столетии. Сегодня здесь расположен завод, где и производят фарфоровую посуду. Называется главное предприятия Гжели «Синь России». В селе сегодня проживает всего тысяча человек. Расстояние от Москвы до Гжели – 43 км.

На территории села протекает река Гжелка, впадающая в Москву-реку. Помимо вышеназванного завода, здесь нет достопримечательностей. Слишком мало село Гжель. Из Москвы сюда, однако, нередко приезжают туристы. Процесс изготовления посуды довольно интересен. Об экскурсии в Гжель рассказано ниже.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий