Древний Ярославль: Как медвежий угол столицей России стал

Достопримечательности

Поток желающих познакомиться с древним городом вырос после 2005 года, когда его исторический центр стал охраняемым объектом Юнеско. Для городских властей это является лишним стимулом поддерживать туристические объекты в достойном виде, а также приумножать их. Например, к юбилею города был открыт монумент Тысячелетию Ярославля.

  • Волжская Набережная: одна из красивейших речных набережных в России. Излюбленное место прогулок горожан, где прекрасный ландшафт сочетается с замечательным оформлением и благоустройством (дорожки, клумбы, аллеи, беседки; площадь с фонтанами в месте слияния двух рек – на Стрелке).
  • Старая часть города: исторический центр с купеческими домами, каждый из которых уникален своей архитектурой.
  • Театр им. Федора Волкова.
  • Зоопарк: популярное место семейного отдыха, где в вольерах и на огороженной лесной территории обитает более 250 видов животных.
  • Планетарий имени Валентины Терешковой: досуговый и образовательный центр, где проводятся астрономически

Ярославль – прекрасный город для работы и жизни, с развитой инфраструктурой, достаточным количеством рабочих мест, динамичным рынком жилья и широкими возможностями для проведения досуга.

История

Город Ярославль может похвастаться богатой историей. Является старейшим поселением на Волге. Согласно историческим документам, основан Ярославом Мудрым – князем Ростовским. Точная дата основания селения неизвестна, историки утверждают, что событие произошло около 1010 нашей эры. На отлично защищенной территории заложили Ярославский кремль. Данная территория впоследствии получила статус его исторического центра.

Поселение сыграло важную роль во внутренней политике Руси, распространении христианства в Северо-Восточной части. Имея правильное расположение, город Ярославль в XII веке оказался одним из центров торговли, ремесла. Крупнейшие торговые партнеры: Псков, Новгород. Кроме того, ярославские купцы вели дела со странами Востока, Запада. Существуют упоминания населенного пункта в скандинавском фольклоре.

В 1238 разрушен монголо-татарами, захватившими Северо-Восточную Русь. Найдены массовые захоронения, подтверждающие описанные события. В 1463 присоединился к Московскому государству. Население города – многочисленное. Численность населения в Ярославле уступала лишь московской, псковской.

Ключевую роль поселение сыграло для Смуты. 1612 – оно получило статус временной столицы. На его территории располагалась не только администрация, но также органы государственной власти. Также образовалось многочисленное народное ополчение, освободившее впоследствии Москву от оккупантов.

В XVII веке начался рассвет архитектуры. Площадь города тогда занимала вторую позицию после московской. Центр населенного пункта, также – каменные строения, расположенные, являются одним из главных памятников российской архитектуры.

В 1777 населенный пункт сделали центром наместничества. Тогда число обитателей насчитывало около 15 тысяч.

Значительный ущерб нанесен в период Гражданской войны. Разрушено множество исторических памятников. Число жителей в городе сократилось до 70 тысяч. С окончательным утверждением советской власти демографическая ситуация постепенно налаживалась. Середина 1920-х – на территории проживает более 100 тысяч людей. Происходило активное развитие тяжелой промышленности.

Следующим несчастливым периодом истории Ярославля стала Великая отечественная война 1941-1945. Населенный пункт неоднократно подвергался бомбардировкам, разрушались архитектурные памятники, промышленные здания, жилые дома. Вследствие боевых действий погибло более 200 тысяч жителей Ярославской области. Промышленные мощности сыграли огромную роль. Например, шинный завод производил значительную часть шин. Автомобильный завод выпускал грузовые машины, корпуса снарядов.

Позже населенный пункт активно восстанавливался, сооружались новых объекты промышленности. 1980-е – численность города достигла рекордно отметки – 650 тысяч постоянных жителей. В сентябре 2010 торжественно отпраздновано тысячелетие. К торжественной дате отреставрированы выдающиеся памятники архитектуры – церковной, гражданской.

Градостроительная реформа

В эпоху классицизма город застраивался по регулярному плану, автором которого считается Иван Старов. (Более ранний план А. В. Квасова недостаточно учитывал историко-архитектурную специфику Ярославля). За центр застройки была выбрана приходская церковь Ильи Пророка (1650), расположенная в одном квартале от берега Волги.

Ильинский околоток был освобождён от ветхих хозяйственных построек. Перед храмом появилась типичная для русского классицизма полукруглая площадь, застроенная симметричными корпусами присутственных мест и дворцом наместника между ними (снесён, отдельные его черты повторяет нынешнее здание областной администрации). Современное название этой площади — Советская.

К центральной площади сходятся улицы-лучи: Угличская, Рождественская, Пробойная (специально «пробитая» сквозь хаотичную застройку древнерусского города), а также Плацпарадная площадь. Перспективу улиц замыкают значимые памятники более раннего времени: Плацпарадной площади — Успенский собор на Стрелке, Угличской улицы — Знаменская башня, Рождественской — Угличская башня, Пробойной — церкви Симеона Столпника (ныне не существующие). Стихийно сформировавшиеся градостроительные акценты XVII века, таким образом, оказываются гармонично вписанными в застройку современного города.

Регулярный план, наложенный на предшествующую застройку Ярославля

План губернского города Ярославля по состоянию на 1799 год

Радиальный план становится ясен, стоит окинуть центр города со звонницы Спасо-Преображенского монастыря. Застройка отличается симметрией и регулярностью. Новые элементы планировки согласованы с наследием допетровского времени. Градостроительная концепция выделяется чёткостью и ясностью, хотя план города не столь умозрительно рационален, как в случае с соседней Костромой (рассказывают, что при посещении города Екатерина II на вопрос, какой бы она хотела видеть Кострому, просто развернула свой веер).

Это интересно: Советская площадь Ярославля — рассказываем детально

Экономическое процветание Ярославля

Ярославль быстро отошёл от последствий Смуты. Он развился в крупный торговый и ремесленный центр. Если в 1614 году было около 900 населённых дворов, то к середине XVII века их было уже 2 тысячи и в них проживало 15 тысяч человек — больше тогда было только в Москве, по описи же 1678 года в городе насчитывалось уже 2936 дворов.

Во второй половине XVII века было около 1200 ремесленников более 100 специальностей 17 отраслей, особенно выделялось кожевенное производство. Производились металлические и глиняные изделия, шерстяные и льняные ткани. По прежнему была развита рыбная ловля. Почти четверть всей площади Земляного города занимала торговая территория — от Волги до церкви Спаса на Городу, также торговля велась около Спасского монастыря и в слободах.

Экономическое процветание содействовало культурному росту. XVII век стал для Ярославля веком храмового строительства — за столетие было построено 3 монастыря, 48 церквей, из них 35 каменных. Сложился своеобразный «ярославский» стиль (полихромные изразцы, фигурные кирпичи). Ярославские мастера приглашались для строительства в Москве и других городах. Храмы отличались размерами, богатым декором, мощными пятиглавиями, уникальными росписями.

Процветала иконопись и стенопись. В них широко распространяются бытовые и исторические сюжеты, часты житийные иконы. Местные иконописцы получают широкую известность, многие из них работали при царском дворе. В монастырях активно писались сказания о чудотворных иконах, особенно известно «Сказание о явлении и чудесах от иконы Толгской Богоматери».

В 1722 году купцом Гостиной сотни Максимом Семёновичем с сыновьями Иваном, Дмитрием и Гаврилой Затрапезными, и голландцем Иваном Тамесом началось строительство полотняной мануфактуры на правом берегу Которосли за Новофёдоровской слободой у Кавардаковского ручья — одной из самых первых и крупных в стране. В первые годы на 172 станах работали более 500 человек, через пять лет было уже 1406 рабочих (860 мужчин и 546 женщин). В 1723 году при мануфактуре построили шелкоткацкое предприятие — «лентовую фабрику».

Продукция Большой мануфактуры, выпускавшей льняные изделия, обладавшие сложным рисунком, прочностью и хорошей выработкой, пользовалась спросом на рынке. В 1765 году эту мануфактуру купил Савва Яковлевич Яковлев — при нём численность рабочих увеличилась до 9 тысяч человек, а изделия стали поставляться к императорскому двору.

Малая мануфактура была куплена купцом Г. Углечаниновым в конце XVIII века. При нём она имела 220 станков и развивала полотняное и шёлковое производство. Пряжа закупалась у местных жителей, шёлк привозили из Персии, хлопчато-бумажную пряжу — из Средней Азии, краски — из Астрахани и Кизляра.

В 1786 году в Ярославль из Ростова была перенесена кафедра Ростовской епархии (с тех пор это Ярославская и Ростовская епархия). Спасский монастырь, в связи с этим, был преобразован в Архиерейский дом. В 1788 году в библиотеке последнего настоятеля монастыря было найдено уникальное произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

В 1778 году был утверждён первый регулярный план застройки Ярославля. Улицы стали направляться от одной церкви или башни к другой. Центром планировки посада стала церковь Ильи Пророка, около неё была создана Ильинская площадь, на которой построены здания присутственных мест и дворец наместника (снесён по указу Павла I). За снесённые для перепланировки дома выплачивались средства из казны на строительство новых. Главный стиль строительства в этот период — классицизм. К концу XVIII века в городе было уже 334 каменных дома и 785 каменных лавок.

В конце века в Ярославле насчитывалось 180 фабрично-заводских предприятий.

В 1777 году в Ярославле основано училище для дворянских детей (дворянская гимназия) и народная школа при городской богадельне (городовая школа). Там преподавали закон Божий, историю, географию, грамматику, рисование, французский и немецкий языки. 22 сентября 1786 года открылось Главное народное училище для детей всех сословий (37 из 66 первых учеников были дворянами) и Дом призрения ближнего (воспитание сирот, забота об увечных и престарелых обоих полов и всех сословий, кроме крепостных), в котором обучались 56 мальчиков и 24 девочки.

В 1881—1887 и в 1897—1905 годах городским головой был Иван Александрович Вахромеев. При нём в Ярославле появился водопровод (1883), телефонная связь, электрическое освещение и трамвай (1900). Вахромеев прославился как предприниматель, коллекционер и меценат (ремонт в 1899—1902 годах церкви Ильи Пророка). Телеграфная линия с Москвой появилась в городе ещё в 1860 году.

Тринадцатый век

Краткая история города Ярославля не заканчивается образованием города и первыми набегами разорителей. В тринадцатом веке Всеволод Большое Гнездышко выделил Ростовское княжество, к которому относился Ярославль. С 1207 года он передал это княжество своему сыну Константину. Он начал укреплять вверенные ему земли, не оставив без внимания Ярославль. К этому времени город был уже окружен деревянной крепостью. А в 1215 году в граде появляется каменный храм Успения Богоматери. Это первое строение, выполненное не из дерева.

В тринадцатом веке населенный пункт был огромным. Об этом свидетельствуют летописи тех времен, в которых говорится о семнадцати церквях, расположенных на территории града. В этом же веке на ярославскую землю напал Хан Батый. Все, кто был в граде, погибли. Их тела несколько месяцев пролежали под открытым небом, так как похоронить убитых было некому. Сам Ярославль полностью уничтожен. Но постепенно люди стали возвращаться в эти места, началось мрачное время татаро-монгольского ига.

Ансамбль в Коровниках

Храм Иоанна Златоуста 1654 года по праву считается самым гармоничным и законченным памятником ярославской архитектурной школы. Небольшие размеры симметричного здания ярославские мастера компенсировали огромной высотой нарядных барабанов глав. Каждый элемент декора подчеркивает стремление ввысь. Церковь Владимирской иконы Богоматери похожа на Златоустовский собор: зодчие стремились к единству и гармонии ансамбля. Необыкновенной красоты колокольня «Ярославская свеча» воздвигнута на равном расстоянии от обоих храмов. Нижняя часть колокольни проста, зато удивительно красив ее ажурный шатер.

Еще более значительные перемены в старом Ярославле произошли в XVII веке.

В это время волею судеб Ярославль оказался на перекрестке важнейших торговых дорог – волжского пути в страны Востока и дороги в Архангельск, единственный тогда порт, через который осуществлялась торговля с Западной Европой. Здесь появились конторы иностранных купцов.

Да и свои купцы вели торговлю по всему Русскому государству. По всей стране и за ее пределами славились изделия ярославских ремесленников. Ярославль тогда был третьим торговым городом страны. Город значительно вырос тогда. По количеству населения он был на втором месте в стране, уступая лишь Москве.

Если старый Ярославль XVI века был почти полностью деревянным, то в XVII веке началось в городе большое каменное строительство. Вокруг кремля и Земляного города возводятся каменные оборонительные башни. До наших дней сохранились три башни того времени – Власьевская (Знаменская), Волжская (Арсенальная) и Угличская, кторая была общей у города и Спасо-Преобораженского монастыря.

Сам Спасо-Преображенский монастырь был обнесен новыми каменными стенами с башнями. Если не считать обращенный к Которосли южный фасад монастыря, искаженный позднейшими переделками, в остальном стены и башни монастыря выглядят так же, как в XVII веке.

А сколько каменных церквей было построено в Ярославле в XVII веке! Многие из них дошли до наших дней. Это  церкви Николы Надеина, Рождества Христова, Ильи Пророка, Николы Рубленого, Спаса на Городу, Михаила Архангела, Богоявления, Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи и др. Правда, тогда они стояли, окруженные деревянными домами.

Старый Ярославль в XVII веке был совсем другим. Узкие, кривые улочки утопали в грязи. В самом центре города, близ Фроловского моста, который был перекинут через ров, окружающий кремль, – было обширное болото. В этом болоте, случалось, тонули пьяные, там находили иногда мертвые тела. По немощеным, поросшим травой улицам Ярославля бродил скот.

Не сильно изменилась ситуация и в следующем, XVIII веке, только появились еще в центре старого Ярославля заводы, которые наполняли воздух миазмами, но невзыскательные предки наши мало внимания обращали на это неудобство.

В 1777 году Ярославль стал центром наместничества. Город получает утвержденный свыше регулярный план застройки. Согласно этому плану узкие, неправильные улочки, хаотично расположенные деревянные домишки сносились, и на их месте пробивали широкие, прямые улицы с двух- и трехэтажными каменными домами.

Центральной площадью по этому плану стала Ильинская площадь, созданная вокруг церкви Ильи Пророка. От этой площади лучами расходились улицы. План бережно учитывал все самое ценное в архитектуре старого Ярославля. Новые улицы располагались так, чтобы они заканчивались либо церковью, либо башней, либо еще каким-то интересным архитектурным сооружением. Такая планировка центральной части города сохранилась до наших дней. Благодаря ей, решением ЮНЕСКО исторический центр Ярославля был включен в список памятников всемирного культурного и природного наследия.

Первые здания, возведенные по регулярному плану, сохранились до наших дней. Это здания бывших присутственных мест на Ильинской площади. Между ними находился тогда дворец наместника. Он стоял здесь совсем недолго, и был разобран на кирпич для казарм. На этом месте позднее построили ничем не примечательное двухэтажное здание.

Ярославль

Федеральный округ:

ЦентральныйРегион: Ярославская областьТелефонный код: 4852Разница с Москвой: нетКоординаты: 57° 37’ 47″ (57° 37’ 79) северной широты; 39° 52’ 25″ (39° 52’ 42) восточной долготыЧисленность населения: 591 000Год основания: 1010

Фактической столицей России, конечно, является Москва, но вместе с тем никто не лишает, к примеру, Петербург права называться культурной столицей нашей страны, а Екатеринбург – столицей Урала, точно так же Новосибирск может свободно носить звание научной столицы, а Сочи становится «стольным градом» на летний период.

Именно поэтому неудивительно, что и у Золотого кольца России есть своя условная столица, которой является Ярославль, самый крупный город этого туристического маршрута и один из древнейших и красивейших городов Поволжья. Ярославль по праву был внесён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Новейшая история

Относительный упадок Рубленого города был предопределён принятым при Екатерине II решением сделать центром городской застройки площадь вокруг церкви Ильи Пророка в Земляном городе. Укрепления были окончательно срыты, овраг частично засыпан, а вдоль Волжской набережной из Земляного города в Рубленый перекинут мост.

Вид с Волги на Демидовский лицей и Рубленый город. Начало XX века.

Вид на Стрелку с теплохода, 2010 год.

Оказавшись на периферии нового экономического и административного центра, Рубленый город в XIX веке застраивался деревянными частными домами и амбарами. После революции студенты Демидовского лицея оказали ожесточённое сопротивление советским комиссарам. В ходе подавления большевиками Ярославского восстания 1918 года здание лицея было одной из главных мишеней артиллерии, а в 1932 году сильно повреждённое здание было решено и вовсе снести, чтобы построить на стрелке Дом советов. В 1937 году советские власти снесли и Успенский собор.

Великая Отечественная война поставила крест на планах современной застройки Рубленого города. Нового строительства не велось и после войны, за исключением пятиэтажной «хрущёвки», нарушившей своим знакомым силуэтом «спичечного коробка» старинный облик этой части города. Позднее на окраине Рубленого города был сооружён обязательный для советских городов комплекс «вечного огня», а в Медвежьем овраге устроили небольшой стадион «Юный спартаковец» и теннисные корты. Митрополичьи палаты как самое древнее из сохранившихся в кремле зданий отреставрировали: к нему было пристроено восстановленное по древнерусским аналогам деревянное крыльцо.

Церковь Николы. Рубленый город на фоне силуэта строящегося собора, 2009 год.

В конце XX века историческое сердце Ярославля, будучи лишено своих архитектурно-смысловых акцентов, представляло собой пустырь, стыдливо именовавшийся «историко-археологической зоной». Планомерных раскопок в этой зоне, впрочем, с 1950-х гг. тоже не проводилось. К 975-летию города со стороны Которосли была построена беседка, схожая формами с исторической «беседкой Некрасова» на Волжской набережной. Напротив Даманского острова была поставлена пристань флотилии юных моряков им. Ушакова. О том, что ярославцы стали забывать об исконном назначении этой территории, свидетельствовало то, что «кремлём» иногда стали называть обнесённый стеной Спасский монастырь.

В последние десятилетия предпринимались попытки возвращения Рубленому городу его прежнего значения в жизни горожан. От Стрелки к церкви Ильи Пророка была проложена аллея, на которой установили скульптурную группу по мотивам рублёвской ветхозаветной Троицы. Такое решение вызвало неоднозначную реакцию многих ярославцев, так как каменная скульптура под открытым небом чужда православной традиции. На средства местного предпринимателя Я. С. Якушева была восстановлена сторожка Успенского собора, которую приспособили под элитную одноместную гостиницу. Рядом с детской флотилией расположили плавучий ночной клуб с крутящимся дискотечным шаром на крыше.

Наконец, в 2004 году по инициативе мецената В. Тырышкина было принято решение о восстановлении Успенского собора, правда, в новых формах. В связи с предстоящим строительством в 2004—2006 гг. археологи изучали территорию, подлежащую застройке. Результаты были представлены на выставке «Тайны Успенского собора». Археологам не удалось опровергнуть гипотезу о том, что Ярославль возник с другой стороны Медведицкого оврага, где во время более ранних раскопок были сделаны самые древние находки на территории города. Не удалось и установить место нахождения первоначального Успенского собора.

В 2005 году территории Рубленого и Земляного городов были включены в список ЮНЕСКО Всемирного наследия.

Где можно отметить Новый год в Ярославле?

В Ярославле отдельную новогоднюю программу готовит для туристов каждый гостиничный комплекс, здесь все зависит от желания и бюджета гостей. Помимо праздничных застолий, вас ждут уличные гуляния, танцы, конкурсы и многое другое. Если вы устали от суеты, можете выбрать для себя и своей семьи один из сложившихся туристических маршрутов и осмотреть главные достопримечательности Ярославля. Зимний Ярославль с его заснеженными набережными, кафе и конными прогулками займет достойное место в памятном архиве ваших путешествий.

Городские пространства также готовятся к приему гостей и празднованию Нового года, подробности можно посмотреть на городских сайтах. На площадях планируют поставить более 30 елок, построить снежный лабиринт и горки, что обязательно понравится вашим детям. Главным местом новогодних празднований станет Советская площадь. Традиционно по своему маршруту будет ходить «Волшебный троллейбус».

Битва ярославцев с татарами на Туговой горе

Ярославль. Тугова гора. Старая открытка

Приоткроем еще несколько страницы историко-топонимического прошлого Ярославля. Гроза ордынского нашествия не обошла и северного Ярославского княжества. Город был сожжен, а первый ярославский князь Всеволод погиб в неудачной для русских битве на реке Сити. Однако Ярославль не смирился. В 1257 г. горожане подняли восстание. Согласно преданию, ярославцы во главе с князем Константином встретили татарский отряд за Которослью, на небольшой возвышенности, получившей впоследствии название Туговой горы. Хотя ярославцы бились храбро, и на сей раз силы оказались неравны.  Павшие русские воины были похоронены здесь же, на Туговой горе. Впоследствии народная молва стала связывать наименование горы именно с этим событием. Согласно легенде, на холм долго еще приходили женщины, чтобы «тужить» по павшим, оплакивать их. «Туда-печаль» якобы и стала основной названия. Думается все же, что данное предание – позднейший домысел. Летописи умалчивают о битве ярославцев с татарами, да и само княжение Константина в Ярославле устанавливается лишь косвенным путем. Более вероятно другое. Можно попробовать объяснить название Туговой горы через данные о погребальном обряде поволжских финских племен. Ивзестно, что у ряда этих племен умерших зимой не хоронили, а подвешивали на деревьях. Об этом нам известно, в частности, и из фолклорного мтаерила. В мордовской песне умирающая девушка просит родных: Не хороните меня, матушка, на кладбище, Похороните меня, матушка, около большой дороги, Около большой дороги, на старом дубе… (См. Шахматов А. Мардовский этнографический сборник. СПб., 1910, с. 193, 436, 448) Есть и иные свидетельства. Весной умерших снимали и закапывали тут же, под деревьями. Родственники должны были в течении трех дней плакать над могилой. Место же совершения этого обряда именовалось «горой плача». Известно, что на Туговой горе в течении долгого времени существовало кладбище. Возникает естественный вопрос: а не связано ли наименование горы с этим древним погребальным обрядом? Однако пока это не более чем предположение.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий