Агора в Афинах | Изучаем Грецию

Руины

Большинство зданий Древней Агоры были превращены в развалины. Одним из таких зданий был Одеон Агриппы, большой зал в центре Агоры, где проводились музыкальные спектакли. Крыша зала, с местами для тысячи зрителей, рухнула в 150 г. н.э., после чего он был перестроен в меньших масштабах, вмещая пятьсот человек. В 267 г. н.э. здание было уничтожено Герули. В пятом веке на его фундаменте был построен большой банный комплекс, известный как Дворец гигантов. Три из статуй тритона, украшавших вход в Одеон, а позже Дворец гигантов, сохранились до сих пор.

Еще одно здание древней Агоры, от которого можно видеть только основы, это Толон. Кольцевая структура, построена около 470 г. до н.э., которая была резиденцией администрации Афин. Рядом с Толон, у подножия холма был Боулеутерион — зал совета. В передней части этого здания был мраморный подиум с десятью бронзовыми статуями. На подиуме висели деревянные доски с объявлениями, информирующими людей об официальных решениях и другая информация. Рядом с Боулеутерионом был Метроон, святилище Реи, «матери богов». Официальные отчеты Афин хранились в этом здании.

С юга Агора была ограничена большим U-образным комплексом, в состав которого вошли Восточная, Средняя и Южная Стоа и Дикастерий (верховный суд). Комплекс более чем в два раза превышал размеры Стоа Аттала. Были и несколько других, в том числе Стоа Зевса и Королевская Стоа.

Нравится +2 Не нравится -0Вы уже голосовали

Коммерческий центр

Главным назначением афинской Агоры была торговля и банковские операции. В V—IV вв. до н. э. агора стала центром торговли полиса, известным своей твердой валютой и скрупулёзностью архонтов, которые следили за тем, чтобы торговля велась честно. По агоре также расхаживали и агораномы, представители рыночной полиции, ситофилаки, метрономы, прометреты. Отдельные части рынка, называвшиеся кругами, обозначались по продаваемым в них товарам. Торговля обычно шла от 9 часов до полудня. Товары выставлялись на столах в рядах из перегородок из досок или камыша под легкими навесами. После полудня все убиралось до следующего дня. Список товаров хотя и случайный, но достаточно полный, встречается в комедиях Аристофана.

Афины экспортировали вино, оливковое масло, мед, мрамор и такие товары, как керамику и обработанные металлы, а ввозили главным образом пшеницу. Так как в Аттике (области, где расположены Афины) не производилось столько продуктов, чтобы прокормить жителей, правила торговли на агоре были очень строгими. Банковскими операциями занимались трапезиты, сидящие за четырёхногими столами (трапезами) в стоях.

Что посмотреть в Керамике

Керамик — это район в Афинах, где находились керамические мастерские.

Район находился на самой окраине древних Афин, поэтому здесь же располагались главные ворота города — Дипилон, хорошо укрепленные. От главных ворот можно было напрямую добраться на агору и Акрополь.

От неподалеку от Дипилона находились еще одни ворота — священные, от них начиналась так называемая Священная дорога из Афин в Элефсин. Вдоль Священной дороги протекала река Эридан (сегодня это небольшой ручей).

Между Дипилоном и Священными воротами находился Помпейон — огромный двор, окруженный колоннадой, отсюда начиналось Панафинейское шествие.

Вот так это все выглядит на реконструкции, сделанной учеными:

Здесь же, за воротами, начиналось афинское кладбище, которое, как и район, называлось Керамиком.

Улица могил — это часть Священной дороги и самая красивая часть кладбища Керамик. Памятники, воздвигнутые в этом месте — настоящие произведения искусства, шедевры малых архитектурных форм.

Вдоль дороги располагались памятники наиболее уважаемых граждан и могилы воинов. Есть свидетельства, что здесь жи были похоронены Перикл и оратор Ликург, а надгробные речи произносил Демосфен.

Вот, например, могила Дионисия с надгробием в виде быка.

А вот могила воина, погибшего в 394 году до нашей эры. Барельеф на надгробии показывает всадника, пронзающего копьем врага.

Частные могилы — тоже образец тонкого вкуса древних афинян.

В общем, Керамик — место очень атмосферное. Здесь, как нигде, можно почувствовать дух древнегреческой столицы.

Кстати, здесь есть вполне живые и очень симпатичные духи места — средиземноморские черепахи. В конце марта, как нам объяснили смотрители, они как раз выходили из зимней спячки.

Многие надгробия стали частью музейной экспозиции Национального археологического музея и музея Керамик.

Что посмотреть

Сегодня территорию Агоры можно назвать храмовым комплексом: вершины холмов увенчаны колоннадами с типичными для древних культовых строений пирамидальными крышами, а площадки между ними усеяны символическими скульптурами, небольшими часовенками, перемежающимися с густой греческой растительностью. Многие храмы имеют вид исторических развалин, что не лишает их достоинств в силу достопочтенного возраста.

Особенно впечатляют монументальные постройки, сохранившие целостность до наших дней. Их стены покрыты резьбой, полной символизма греческой мифологии, а старинные технологии возведения высотных зданий заставляют восхищаться задумками и инженерными решениями мастеров того времени.

Агору в Афинах иначе называют Греческой, чтобы выделить ее значимость, по сравнению с Римской Агорой, появившейся гораздо позже и уступающей по размерам афинской.

При более подробном изучении площадь древней Агоры в Афинах достаточно хорошо и продуманно структурирована. Предназначение различных участков продиктовано насущными городскими нуждами – библиотека, огороженные территории для собраний и прочего. Старинные каменные изваяния настолько привычны в окружающем пейзаже, что прекрасно соседствуют с современными афинскими новостройками.

В настоящее время площади Агоры представляют собой исторический заповедник Афин в обрамлении зарослей местных представителей хвойных и кустарниковых форм. Широкие тропы в тени деревьев отлично подходят для продолжительных прогулок от постройки к постройке. Этому же способствуют вымощенные древними камнями мостовые, ступени широких лестниц, а каждый отломившийся от древней стены обломок так и просится остаться запечатленным на фотографии. Описание Агоры следует дополнить упоминанием о неизменных кипарисах, которые своими пиками соревнуются с колоннами и вершинами самых высоких агорских храмов.

Главная площадь Афин, весь ее облик свидетельствует о том, что это было наиболее популярное место в городе. Сюда устремлялись не только торговцы, но и политики, общественные деятели, творческие личности. Людской поток не иссякает и по сей день – множество туристов посещают уникальную греческую достопримечательность, чтобы приобщиться к истокам истории и культуры не только европейского, но и мирового значения.

Соседство крупного культового сооружения, которым является Акрополь, и Агоры как средоточия торговли, самоуправления, интеллекта и культуры, не случайно. Традиционно основные аспекты городской жизни в Греции концентрировались вокруг мест сакрального назначения. Место поклонения богам считалось самым главным в столь крупных городских поселениях, как Афины, которые в свое время являлись самостоятельным государством.

Археологические находки свидетельствуют о том, что первые поселения людей в данной местности встречались уже 4 тысячи лет назад.

Праздник на Агоре

Пересекала площадь Агору широкая улица под названием Панафинейская. Она располагалась по диагонали площади и была посыпана гравием. Именование центральной улицы связано с празднеством, которое отмечали в греческой столице в обязательном порядке.

Агора в Афинах, Греция (Richard Graves / flickr.com)

Во время этого праздника в жертву богам приносили домашний скот, от Дома процессий до Акрополя проходила праздничное шествие, участники которого несли одеяние для богини Афины к её статуе. Фриз Парфенона наглядно демонстрирует пышность данного праздника.

Архитекторы Древней Греции сумели предусмотреть и позаботиться также и о том, чтобы остальным гражданам Афин была предоставлена возможность наблюдать за торжественным шествием на площади Агоре.

Для этой цели были созданы специальные подмостки и ступени с выступами, благодаря умелому размещению которых можно было следить за проведением мероприятия. На самих же ступеньках фасадов могли разместиться сотни, а иногда и тысячи человек.

Наградив агору особой важностью, ей предоставили роль главного места верования и поклонения, и уступать своей значимостью она могла только Акрополю

Музей Древней Агоры

Музей в Стоа Аттала отображает разнообразный спектр объектов, которые были найдены во время раскопок. Статуи и памятники, украшавшие многочисленные храмы на агоре выставлены в колоннаде. Здесь можно увидеть объекты, которые дают большое понимание повседневной жизни Афин.

Есть предметы домашнего обихода, такие как монеты, игрушки, мобильные печи, кухонные и письменные принадлежности. Есть также экспонаты, иллюстрирующие демократический процесс в древних Афинах, например, выдержка из закона против тирании из 337 г. до н.э., бронзовые фигуры, используемые для голосования и остраки — глиняные черепки с написанным именем человека, которого считали опасным для демократии. Человек, чье имя было написано на большинстве острак во время голосования, изгонялся из города на десять лет.

Другие интересные предметы включают в себя небольшую бронзовую голову статуи богини Ники, датированную около 425 г. до н.э., однажды покрытую золотом и серебром; и Арибаллос — небольшая статуэтка-посудина для хранения масла 530 г. до н.э.

Описание

На северной стороне, ближе к центру площади находится Алтарь двенадцати богов, построенный в 522—521 годах до н. э. Алтарь считался центром Древних Афин и выполнял роль начальной точки отсчёта дорожных расстояний.

Самые важные здания были построены у подножия Колона Агорского у дороги, условно называемой Западной дорогой. Толос (470 до н. э.), круглый Пританей, служил местом для собраний 50 пританов Буле (Совета пятисот). Новый булевтерий (середина V века до н. э.), с расположенными амфитеатром местами, служил местом собраний для Буле, законодательного органа власти, разрабатывавшего законопроекты, выносимые на рассмотрение Экклесии (Народного собрания), и имел портик, где были установлены камни с высеченными на них законами. Метроон (начало II века до н. э.), здание с четырьмя комнатами и колоннадой на фасаде, служил святилищем Матери богов и хранилищем государственного архива. Монумент эпонимов (350 год до н. э.) был длинным постаментом для 10 бронзовых статуй героев-эпонимов афинских фил. Также в западной части агоры находятся остатки храма Аполлона Патрооса (Отчего, 325 год до н. э.) с четырьмя ионическими колоннами на фасаде, так называемый, потому что посвящен отцу Иона, родоначальнику ионян, племени, к которому относились афиняне. Здесь же целла небольшого храма Зевса Фратрия и Афины Фратрии (350 год до н. э.) и Царская стоя, местопребывание «архонта-басилея» (царя). Стоя Зевса Элефтерия (Освободителя, V век до н. э.), культ которого возник после битвы при Платеях в 479 году до н. э., когда греки изгнали персов, по фасаду украшена дорическими колоннами, а внутри — ионическими.

Над агорой на холме Колоне Агорском на западе возвышался храм Гефеста и Афины (середина V века до н. э.), известный как Тесейон.

В юго-западной части агоры найдены мраморные пограничные столбы (500 до н. э.), для обозначения входа на площадь. Рядом с одним из них находилась мастерская Симона, кожевника, согласно Диогену Лаэртскому у него часто бывал Сократ.

Дальше на юго-западе проходит долина, ведущая к холму Пниксу. Здесь находятся мастерские и жилые дома, так называемая «ремесленная область». Большое, так называемое «известняковое здание» предварительно определено как Десметерион, тюрьма, в которой был казнён Сократ.

В южной части агоры находятся Юго-западный фонтан (340—325 до н. э.), Эакион (начало V века до н. э., ранее определяемый как Гелиея), Южная стоя I (430—420 до н. э.), Южная стоя II (II век до н. э.), Юго-восточный фонтан (530—520 до н. э.) и Монетный двор (400 до н. э.). Византийская церковь Святых Апостолов построена около 1000 года н. э.

Во II веке до н. э. построена Средняя стоя, служившая местом торговли и разделившая площадь на две неравные части. В северной части около 15 года до н. э. Марк Випсаний Агриппа построил Одеон Агриппы, большой концертный зал. Позже был возведён фасад Одеона с колоннами в виде фигур гигантов и тритонов. К северу от Одеона находится дорический периптеральный храм Ареса, перенесённый из Палини в римский период.

Находящаяся в восточной части агоры Стоя Аттала (159—138 до н. э.) полностью восстановлена в качестве Музея агоры.

В северной части обнаружены руины Расписной стои (стои Пойкиле), получившей название из-за украшавших некогда её расписных деревянных панелей.

На северном склоне холма Ареопага, связанного с культом Ареса и хтонических божеств Эвменид, мстительниц за убийство, были найдены руины больших роскошных зданий IV—VI века, так называемых «философских школ», возможно неоплатонизма. У южного подножья найдены руины храмов и жилых домов древнего дема Коллита  (греч.) (рус. при раскопках Вильгельма Дёрпфельда и Германского археологического института в 1890-х годах.

Интересные факты

  • В музее Агоры есть экспонаты имеющие отношение к афинской демократии. Например, клеротерий – устройство использовали на выборах. Интересны и специальные часы – клепсидра. Механизм отсчитывал время выступлений. Сохранились таблички с именами афинян, которых изгнали из города.
  • Сохранился до наших дней Монумент эпонимов. Это такая древняя доска объявлений, на которой оповещали важные новости – принятые новые законы, судебные тяжбы, призыв на военную службу и другое.
  • К середине прошлого века основные раскопки на Агоре завершили. Сказать, что это место выглядело уныло – это ничего не сказать. Ни деревьев, ни кустарников не было, из голой земли торчали древние камни. Для исправления ситуации пригласили ландшафтного дизайнера из Америки Р. Гризуолда. Он составил план и приступил к работе. Были высажены деревья, причем именно такие, какие росли в древности – дубы, платаны, оливы, мирт, лавр. Склоны засадили местными субтропическими растениями.

Как добраться до Древней агоры

Второе по величине, значимости и, главное, интересности место в Афинах — это Древняя агора. Она расположена между Ареопагом и Рыночным холмом, доминантой которого является храм Гефеста.  Вместе с последним она образует довольно обширную территорию, обойти которую быстро никак не получится. Это центр общественной жизни древних Афин. Здесь располагался не только рынок, но и соборная площадь.

Чтобы посмотреть античную агору, нужно доехать до станции метро «Тисио», либо до метро «Монастираки» (эта станция чуть дальше) или прогуляться до площади Монастираки. Агора отсюда буквально в двух шагах так же, как и Римская агора, и Библиотека Адриана. Поэтому оптимально все три эти достопримечательности планировать на один день.

Если вы не любитель смотреть сразу и много, то можно разделить посещение Римской агоры и Библиотека Адриана — в один день, а Древнюю агору объединить с Керамиком. Именно такое распределение по дням я и советую в статье, как планировать осмотр Афин по дням.

Галерея Зевса Элевтерия — защитника свободы

Слева от Васи́лиос стоа сегодня можно увидеть останки другой галереи 430 г. до н.э. — галереи Зевса Элевтерия, защитника свободы и независимости, в которой, помимо художественных композиций и решений народного собрания, размещались щиты граждан, погибших за свободу Афин. Считается, что сюда часто «наведывались» Сократ и Диоген.

Галерея получила свое наименованию по ранее стоявшему здесь храму Зевса, который был разрушен персами. Перед храмом находилось святилище Отца богов и людей.

Интересно, что атрибутами Зевса Элевтерия были дуб, орел, скипетр и, конечно же, пучок молний и щит (эгида), выкованные для него Гефестом. Согласно басне древнегреческого поэта-баснописца Вавриоса (Бабрий, II в. н.э.) «Бочка Зевса», Зевс дал человеку бочку, с запечатанным в ней людским счастьем. Нетерпеливый от природы человек тут же открыл крышку, и счастье, вырвавшись из неё, унеслось на небо.

Литература

  • Афины // Православная богословская энциклопедия. — Петроград, 1900—1911.
  • Брунов, Николай Иванович. Памятники афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. — М., 1973.
  • Колобова, Ксения Михайловна. Древний город Афины и его памятники. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. — 373 с.
  • Маринович, Людмила Петровна; Кошеленко, Геннадий Андреевич. Судьба Парфенона. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 352 с. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-7859-0108-0.
  • Сидорова, Н. А. Афины. — 2-е изд.. — М., 1984.
  • Соколов, Г. И. Акрополь в Афинах. — М.: Просвещение, 1968. — 109 с.
  • Фармаковский, Борис Владимирович. Художественный идеал демократических Афин. — Пгр., 1918.
  • Boersma, J. S. Athenian building policy from 561/0 to 405/4 B.C.. — Groningen, 1970.
  • Travlos, J. Pictorial dictionary of ancient Athens. — New York, 1971.

Значение афинской Агоры в Древней Греции

В Древней Греции не только в Афинах, но и в других городах-государствах, так называемых полисах, важнейшие рыночные площади возникали неподалеку от религиозных языческих мест поклонения богам. В столице древней Эллады таким божественным центром был Акрополь. Он возвышался над городом, что позволяло обозревать весь город.

Вид на Акрополь в Афинах с площади Агора (Arian Zwegers / flickr.com)

Площадь Агора, ограничивающаяся холмами Ареопаг и Колон, располагалась по соседству с величественным Акрополем. Найденные керамические обломки в той местности говорят о том, что люди селились здесь около 4 тысячелетий назад.

Идея создания столь масштабной городской площади пришла к афинским правителям еще в VI столетии до н.э.

Данному стремлению способствовал установленный демократический режим на территории Древней Греции.

С момента принятия жизненно важных политических перемен намного больше внимания стало уделяться общественной жизни и спустя некоторое время запланированное строительство приобрело максимальные обороты и работы стремительно расширялись. Появившаяся древняя агора обозначила новый этап в общественной жизни эллинов.

Административный центр

В здании Толоса, построенном в виде ротонды, находилась резиденция афинского правительства. Многие председатели города ночевали в этом здании, чтобы всегда можно было найти кого-то из ответственных представителей власти. В Толосе, а затем в Метрооне хранились государственный архив и эталоны мер и весов. Поблизости размещались различные административные органы. Зал заседаний Совета Буле располагался на террасе, упиравшейся с северо-западной стороны от Толоса в склон скалы. Здесь, а затем в здании Булевтерий члены Совета пятисот проводили заседания, на которых занимались делами комитетов и готовили законы для Народного собрания.

Другой важной общественной постройкой была Царская стоя. Здесь находилась резиденция архонта Афин — одного из трех главных судей

Здесь он исполнял многие обязанности, связанные как с религией, так и с правовыми вопросами. Вероятнее всего, именно сюда следовало явиться Сократу, когда его обвинили в религиозном нечестии. Родовые законы Афин были высечены в камне на зданиях, находящихся напротив Царской стои. На камень, помещенный перед тем же самым зданием, вставали архонты (главные государственные чиновники), чтобы дать клятву своего ведомства.

Священная дорога Панафиней

Вся атмосфера Древней Агоры способствует духовному подъему и ощущению значимости и величия неувядающего в веках творения человека — в абсолютной гармонии с окружающим его миром и природной красотой.

Поэтому не удивляет тот факт, что по широкой грунтовой дороге археологической зоны во времена античности проходило торжественное шествие Панафиней, то есть Панафинейских игр — крупнейших религиозно-политических празднеств античных Афин, которые проводились в честь покровительницы города, богини Афины. Праздник этот был для всех афинян без исключения, независимо от пола, возраста и прав, будь то полноправные, либо пораженные в правах или неполноправные граждане, какими, к примеру, считались метеки/метойки, то есть переселенцы, чужестранцы. Отсюда и название игр — «Пан+афи́неа».

Завершалась эта процессия у Парфенона, куда на панафинейском корабле в виде специальной повозки доставляли для богини Афины пеплос (верхняя одежда без рукавов, выполненная из легкой ткани, со складками) шафранового цвета, расшитый молодыми девушками Аттики. Эта праздничная процессия так и называлась «Шествие пеплоса».

Что посмотреть в Древней агоре

На территории Древней агоры можно увидеть не только руины очень-очень древних сооружений, но и реконструкцию стои (галереи) Аталлы, в которой сейчас располагается музей агоры.

Здание музея видно еще на походе к агоре:

На этой пешеходной улочке много кафе, в который можно будет перевести дух после того как завершим осмотр агоры. А это вид за заборчиком. Здесь метро выходит на поверхность, а вдоль путей — живописные руины и граффити.

Стоя Аталлы II (царя Пергама) была построена во II веке до нашей эры.

Перед стоей раньше находилась соборная площадь: то самое место, где афиняне узнавали и обсуждали новости.

Длинная галерея (более ста метров в длину!) с двумя рядами колонн и многочисленными артефактами, найденными на раскопках здесь же.

В самом музее — тоже артефакты с раскопок.

Еще одно знаковое сооружение древней агоры — Одеон Агриппы. Его постройка датируется примерно 15 годом до нашей эры. Сейчас мы можем видеть лишь сохранившиеся руины открытой галереи со статуями Тритонов и Гигантов.


А этот рисунок дает возможность представить, как Одеон выглядел в начале первого тысячелетия.

Статуя императора Адриана.

Храм Гефеста — доминанта агоры и потому, что расположен выше всех остальных строений, и потому, что уж очень красив))). Он отлично сохранился и, наверное, легко составит конкуренцию Парфенону по красоте, древности и значимости.

Храм Гефеста (еще его называли Тесейон) начали строить в середине пятого века до нашей эры. Закончили строительство в 420 г. до н.э. Ученые предполагают, что Тесейон построил тот же архитектор, что проектировал храм посейдона на мысе Сунион.

Дорические колонны,

а на на метопах изображены подвиги Геракла и Тесея, внутри — битва с кентаврами.

Как храм Гефеста возвышается над Древней агорой, хорошо видно с Акрополя.

А вот такой вид на Акрополь открывается с Рыночного холма.

+ еще вид на Ликавит.

За храмом многочисленные артефакты агоры.

Водяные часы, у греков они назывались клепсидра (воровка воды). Спасибо табличкам, легко прошли бы мимо, а оказывается, тут такая интересная штука. Принцип действия этих часов схож с песочными часами, только в этом случае через маленькое отверстие стекала вода. А часы измерялись уровнем воды.

Вид на Агию Апостоли.


Церковь святых Апостолов — старейшая афинская церковь, датируется десятым веком.

Это единственное строение на агоре, которое никогда не разрушалось и сохранилось до нашего времени таким, каким было построено. В интерьере древностей нет (фрески самое раннее — семнадцатый век).

Оглянемся назад. Руины очень живописны, особенно, когда ты находишься в тени.

Ну, и еще один симпатичный общий план.

Расписание посещения Агоры

Режим работы: ежедневно. Предусмотрены выходные дни – это государственные и европейские праздники. Полный список представлен на официальном сайте Агоры.

Часы работы в высокий сезон: с раннего утра до 19:30, в понед. – с 11:00. В низкий сезон: до 15:00.

Если говорить об Агоре в Афинах кратко – это собрание истинных древних редкостей. Большинство из них навсегда утратили первоначальный вид, но впечатление о древнегреческих храмах и других городских сооружениях неизменно мощное и глубокое. Дух древности здесь запечатлен в каждом камне, колонне и ступени. Оказаться рядом с каменными свидетелями многовекового созидания и одновременно разрушения – удовольствие для путешественника и ценителя мировых достопримечательностей.

Литература

  • Брунов, Николай Иванович. Памятники афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. — М., 1973.
  • Колобова, Ксения Михайловна. Древний город Афины и его памятники. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. — 373 с.
  • Маринович, Людмила Петровна; Кошеленко, Геннадий Андреевич. Судьба Парфенона. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 352 с. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-7859-0108-0.
  • Сидорова, Н. А. Афины. — 2-е изд.. — М., 1984.
  • Соколов, Г. И. Акрополь в Афинах. — М.: Просвещение, 1968. — 109 с.
  • Фармаковский, Борис Владимирович. Художественный идеал демократических Афин. — Пгр., 1918.
  • Boersma, J. S. Athenian building policy from 561/0 to 405/4 B.C.. — Groningen, 1970.
  • Camp, J. M. The Athenian Agora: Excavations in the heart of classical Athens. — New York, 1986.
  • Judeich, W. Topographie von Athen. — München, 1905.
  • Travlos, J. Pictorial dictionary of ancient Athens. — New York, 1971.

Древнейший на площади: Храм Гефеста

Храм Гефеста — здание более старое, чем Парфенон (правда, всего на два года). Историки предполагают, что его строительство началось в 449 году до нашей эры Храм дорического ордена возвели во время правления Перикла, который был известен не только как талантливый политик, но и как предводитель войск, при котором Афинам удавалось оказывать должное сопротивление врагам.

Интересно, что Храм Гефеста в народе назывался «Тесейон». Некоторые историки и местные жители, даже в наше время, считают, что именно Тесею было посвящено это колоссальное здание. Предположение, конечно, весьма сомнительное, но именно с ним связана легенда с расположенной под зданием могилой победителя Минотавра. Правда, во время раскопок никаких захоронений не нашли. Еще одним аргументом в пользу почитания здесь Тесея говорят скульптуры, на которых он сражается с Гераклом.

Древняя Агора – Храм ГефестаДревняя Агора – Храм Гефеста

Храм Гефеста – строительство

Работы по строительству велись 34 года, вплоть до 415 года, что для такой архитектурной конструкции достаточно долго. Причина проста: когда началось строительство Парфенона, часть работников была переброшена туда. Это замедлило процесс возведения Храма Гефеста. Не осталось до наших дней и сведений о том, кто именно разработал проект. Некоторые историки указывают на Алкамена, таланту которого принадлежит храм Посейдона, однако документальных подтверждений тому нет.

Храм Гефеста – архитектура

Здание, посвященное богу-кузнецу, выглядело грандиозно: при длине в 31,7 метра и ширине 13,7 метра высота его колонн составляла 5,88 метров. А ведь над ними поднимается еще и весьма высокая сводчатая крыша. Интересно, что все колонны Храма Гефеста сохранились до наших дней — с учетом того, в каком состоянии дошли до современности постройки Акрополя, несомненно, радостно, что сегодня даже скульптурное убранство здесь частично сохранилось. Наиболее интересно выглядят изваяния на восточном фронтоне, рассказывающие обо всех девяти подвигах Геракла.

В основном же элементы оформления Храма Гефеста связаны с прославлением воинов, принимавших участие в Марафонской битве, в которой жители Афин одержали победу над войском персов. Согласно легендам, смертным помогали, помимо бога огня, Афина и Тесей, величие которых щедро отображено на фасадах здания.

Храм Гефеста – сегодня

В наши дни Храм Гефеста — одна из наиболее сохранившихся достопримечательностей Афин. И это не чудо. Дело в том, что в VII веке его, практически без серьезных изменений, переоборудовали в церковь св. Георгия. Христианским храмом древнее сооружение пробыло вплоть до XIX столетия. Так, в 1821 г. здесь было захоронено немало верующих, погибших во время борьбы за независимость. В 1834 году, когда страна уже обрела суверенитет, помещение использовалось для Национального Археологического музея.

Достопримечательности

Наиболее примечательными на Агоре являются:

  • храм Гефеста;
  • Стоа Аттала, или галерея-портик (реконструкция середины прошлого века);
  • концертный зал, вмещавший до тысячи посетителей;
  • библиотека Панеция;
  • статуи гигантов;
  • дом-фонтан;
  • алтарь 12 богов;
  • алтарь Зевса;
  • руины толоса и др.

Агора вмещает многие десятки достопримечательностей, каждая из которых заслуживает отдельного внимания, обладает своим «лицом», историей и может похвастать уникальными фактами. Это исторические памятники, церкви, храмы, архитектурные детали, отпавшие от первоначальных строений и ставшие образцами, наделенными археологической и исторической ценностью.

Храмы, алтари и боги-покровители

Всё было сделано для того, чтобы Агора стала главным местом поклонения, уступающим только Акрополю. В золотой век древних Афин религия затрагивала все стороны общественной жизни. Это означало, что в честь разных богов, считавшихся покровителями правительственных учреждений и исполнительных служб, на Агоре строились святилища. Среди подобных сооружений был известен храм Гефеста. Богиня Афина, как и Гефест, считалась покровительницей искусства и ремёсел. Изделия из металла и керамики, найденные во время археологических раскопок возле этого храма, указывают на то, что здесь поклонялись Гефесту, греческому богу огня и кузнечного ремесла. В VII веке н. э. этот хорошо сохранившийся храм был преобразован в греческий православный храм святого Георгия, но в наши дни он уже не используется таким образом.

Богом-покровителем агоры стал Зевс, который, как считалось, вдохновлял ораторов, ему посвятили алтарь, сделанный из ценного пантелийского мрамора и украшенный резьбой. Расположенный неподалёку храм Матери богов был окружён множеством памятников героям.

Путешественник Павсаний называл небольшой ионический храм — храмом Аполлона Отеческого. Аполлон был одним из покровителей государственного устройства, особенно различных братств, существовавших в Афинах.

На севере развалины меньшего по размеру храма, построенного из известняка в середине IV века до н. э. Здесь поклонялись Зевсу Фратрию и Афине Фратрии, главным божествам родовых религиозных братств. Членство в таких братствах было почти обязательным, чтобы считаться гражданином Афин. На другой стороне улицы можно разглядеть руины алтаря Двенадцати богов.

В расположенной рядом стое Зевса Освободителя главному греческому божеству воздавали почести как богу свободы и освобождения. Эта колоннада, или стоя, была излюбленным местом гуляний и встреч. Говорят, что известный философ Сократ встречался здесь со своими друзьями, где они могли присесть или пройтись, беседуя друг с другом. Много даров и пожертвований, украшавших эту стою, таких, как щиты воинов, погибших во время защиты Афин, имели непосредственное отношение к освобождению города от врагов и защите его свободы.

Храмов, статуй и памятников было очень много. Например, в честь бога Гермеса изваяния занимали целый портик, известный как стоя Гермеса. На изображениях Гермеса можно было увидеть символ плодородия и жизни. Там была также статуя Венеры Родительницы, богини плотской любви, а также Диониса. О том, что Агора «священна», говорил столб с чашей, в которой была «святая» вода для церемониального омовения, предназначенная для всех, кто приходил на Агору. Здесь побывал и апостол Павел, возмущённый изобилием капищ и жертвенников (Деян. 17:15—21).

Лучше всего на Агоре сохранилась стоя Аттала. Молодым человеком Аттал, пергамский царь (II век до н. э.), обучался в школах Афин, как и некоторые другие отпрыски царских семей Средиземноморья. Взойдя на престол, он подарил городу, ставшему его альма-матер, стою Аттала. В основном стоя Аттала служила изысканным местом для непринуждённых прогулок и бесед. С этажей и террас было удобно наблюдать за шествиями, к тому же она была популярным местом прогулок, что гарантировало ей успех как центра торговли. Вероятно, купцы арендовали лавки у государства, так что здание было ещё и источником доходов.

Восстановленная в первоначальном виде стоя Аттала является образцом геометричности форм. Её пропорциональность, приятное для глаз соотношение размеров колонн верхнего и нижнего ярусов, интересная игра света и тени, а также богатство и красота материалов, из которых она построена, делают стою Аттала уникальной. Здание не кажется однообразным благодаря использованию приёмов, особенное оживление вносят три разные вида капителей — дорические, ионические и египетские.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий