Храм Зевса Олимпийского в Афинах | Изучаем Грецию

Храм Зевса: описание

Ученые и археологи смогли точно восстановить параметры храма в Олимпии. Архитектура храма представляла собой следующее:

  • 6 колонн растянуты по ширине периметра;
  • 13 проходят по длине у основания;
  • Крыши и стены из мрамора;
  • Фундамент из ракушечника;
  • Метопы с подвигами Геракла;
  • Фронтоны со скульптурами и композициями;
  • Фигура Зевса за занавесом в центре.

Статуя Зевса в храме простиралась в высоту на 15 метров. Скульптура изображала бога, восседающего на внушительном троне. Такая композиция вызывала восхищение и трепет. Поэтому была включена в пресловутые 7 чудес света.

На территории туристического комплекса в наши дни работает археологический музей, часть экспозиций которого составлена из сохранившихся в храме скульптур и фрагментов. Благодаря скрупулезной работе историков прошлый облик храма и статуи Зевса реконструирован с большим количеством подробностей и деталей.

Археологам удалось выяснить, что основа статуи Зевса была сделана из деревянных щитов, которые закрывали пластины из слоновой кости. Одежда бога была инкрустирована золотом, а его глазами служили драгоценные камни.

Трон Зевса был обильно украшен золотым тиснением, драгоценностями и фигурами из камня. Правая рука Бога была занята миниатюрной скульптурой Ники, а в левой у него находился скипетр с орлом из золота.

Есть мнение, что для возведения статуи Зевса было потрачено 200 килограмм золота. Материалы, из которых была сделана величественная статуя, требовали особых условий и ухода. Поэтому храмовые жрецы регулярно мазали слоновую кость оливковым маслом, а также полировали другие детали статуи.

В Греции бытовала традиция, согласно которой каждый эллин был просто обязан узреть великую статую лично хоть раз в жизни. Так его жизнь считалась прожитой не напрасно.

Судьба статуи Зевса доподлинно не известна. Существует две версии ее дальнейшей участи:

  • Исходя из одной исторической версии можно сделать вывод, что храм и статуя были разрушены по эдикту Теодориха, предписывающему уничтожить на этой земле все языческие проявления;
  • Другая версия указывает на 475 год до нашей эры. Именно тогда статую якобы выставили в Константинополе, но затем она сгорела во время пожара во дворце.

Автором знаменитой скульптуры Зевса на троне считают художника и скульптора Фидия. Благодаря оставшейся после него картине ученые смогли точно восстановить облик статуи, а также узнали множество других данных, которые сопровождали историю достопримечательности.

Как добраться до храма Зевса?

На улице Кифису в Афинах находится стоянка автобусов, откуда они отправляются в Пиргос. Эти автобусы ездят по своим маршрутам с 7 утра и до 22 вечера. В Пиргосе придется сделать пересадку до Олимпии.

Еще до Олимпии можно добраться через Патры. Там также ездят автобусы с раннего утра и до позднего вечера. Те путешественники, которые планируют посетить Олимпию, сойдя с круизного лайнера, могут сделать это в порту Катаколон.

Легче всего доехать до храма Зевса на машине или экскурсионном автобусе. Так можно обойтись без лишних пересадок. Если выбор все же пал на общественный транспорт, то стоить помнить, что в праздники и выходные эти автобусы ходят намного реже.

Адрес: Archea Olimpia 270 65, Греция

Телефон: +30 2624 022517

Время работы: 8-20 (без выходных)

Эрехтейон – таинственная святыня Акрополя

К северу от Парфенона – монументальное здание храма, возведенное в V веке до нашей эры. Святилище породило множество легенд, которые указывают на то, что Эрехтейон играл важную роль в жизни Эллады.

Мифы и легенды Эрехтейона

Древнегреческие мифы рассказывают, что Кекропс – основатель и первый царь Афин, решил выбрать для процветающего города божественного покровителя с Олимпа.

За право обладания Аттикой поспорили между собой Афина Паллада и Посейдон. Посейдон – один из 12 олимпийских богов, повелитель морей и землетрясений, бурь и лошадей не хотел уступать первенство любимой дочери Зевса – Афине – богине мудрости, ремесел и войн.

Кекропс, решая спор, предложил выбрать покровителем того, кто преподнесет жителям Афин ценный подарок. Посейдон ударил по скале трезубцем, и появился источник соленой воды – путь к торговле.

Свой подарок показала Афина. На том месте, где воительница ударила копьем, сквозь толщу камней пробилось оливковое дерево, сплошь усыпанное плодами. Первенство в споре горожане отдали воинственной богине мудрости, ведь оливковое дерево приносило дрова, масло и пищу.

Посейдон в ярости послал потоп на равнину, чтобы наказать афинян. Кекропс построил на Акрополе величественный храм в честь Афины и назвал именем богини основанный город, а дочери царя стали первыми жрицами святилища.

Афина Паллада покровительствовала жителям города. Она подобрала и воспитала младенца, брошенного на произвол судьбы богиней Земли Геей. Мальчик, названный Эрехтеем, вырос и стал царем Афин. Под властной рукой молодого царя Афины процветали, а культ богини приобрел небывалое влияние. После смерти Эрехтея похоронили в храме Афины, позднее создали в честь царя святилище, именем которого назвали весь храм.

Город окружало море, и жители Афин почитали владыку морей – Посейдона. В храме богу отвели святилище, в центре которого – колодец-источник с соленой водой, подаренный жителям Посейдоном. Считается, что Афины сохранят покровительство грозного повелителя до тех пор, пока не иссякнет вода в колодце.

Из истории храма

Храм построили в 421-406 годах до нашей эры архитекторы Мнесиклом и Фидий. Когда строительство закончили, через два дня в храме вспыхнул пожар и уничтожил часть стен, которые восстанавливали 10 лет.

Во времена крестоносцев в святилище размещался дворец епископа. Османские правители превратили древний храм в гарем. Пришедшие в 1687 году в Афины венецианцы взорвали крышу и разрушили боковые стены северного портика. Упадок эллинской цивилизации окончательно уничтожил святилище.

Во время реставраций Эрехтейон бережно разобрали по камням и собрали заново. Несохранившиеся части заменили мраморными блоками, которые теперь выделяются белым цветом.

Жреческий храм

Храм Эрехтейон не предназначен для посещения обычными людьми. В центральном святилище, посвященном богине Афине, проводились главные религиозные таинства, связанные с поклонением Афине. Правом входить туда обладали только жрецы.

Внешний вид Эрехтейона необычен, не соответствует классическим афинским храмам. Сооружение объединяет несколько святилищ и, спускаясь на скалы, расположено на нескольких уровнях.

Сложность конструкции сделала святилище больше похожим на жилой дом с балконами, чем на религиозное сооружение. Ассиметричная планировка храма вызвана перепадом высоты почвы под ним.

Парфенон

История

Необходимость возведения Парфенона обусловлена тем, что захватчики разрушили предыдущую постройку в честь хранительницы города. Как только в государственной казне появилось достаточно денег, Перикл начал строительство одного из величайших храмов в 447 году до н.э.

Грандиозная конструкция возвышается на холме Акрополя, в высочайшей точке. Авторство Парфенона и его оформления принадлежит таким великим людям как Калликрат, Иктин и Фидий – эти имена прошли сквозь время и заняли особую нишу в рамках их профессий. Контролировал строительство сам Перикл, поэтому не стоит удивляться, что Парфенон смог частично пережить многочисленные войны и бесконечную смену правителей.

Освящение собора состоялось в 438 году, и было привязано к традиционным Панафинейским играм, однако завершающие штрихи накладывали еще 6 лет.

Архитектура

Святыня выстроена из мрамора, добываемого на горе Пентелкон. В момент освящения он был белым, но свойства материала таковы, что он со временем желтеет. По этой причине руины сегодня окрашены в золотистый цвет.

Внутреннее убранство разделялось на несколько частей. В центральной располагалось одно из величайших творений Фидия – статуя Афины Парфенос. Восточный квадрат предназначался для посетителей, а в западном разместился архив. Чуть позже сюда же была перенесена казна.

Уникальность архитектурного решения

Не секрет, что человеческий глаз воспринимает информацию в искаженном виде. Если смотреть на храм из любой точки Акрополя, будет казаться, что все линии идеально ровные, но на самом деле это не так. Чтобы придать постройке легкость и гармоничность, Иктин использовал сразу несколько «хитростей»:

  • Колонны с утолщением посередине;
  • Небольшой наклон всей колоннады в направлении к центру здания;
  • Колонны в углах толще всех остальных;
  • Пролеты между колоннами увеличиваются в направление к середине стены.

Кроме этого сооружение расположено не по центру вершины холма, а в юго-восточном углу, поэтому все его великолепие открывается прихожанам постепенно.

Скульптуры

Во времена расцвета Парфенон представлял не только религиозное, но и культурное достояние. Сложно представить, сколько скульпторов трудилось над созданием идеально гармоничных метолов и барельефов. Всем процессом руководил Фидий. Он разделил скульптуры по тематическому признаку, а каждая из них отражала моменты из сюжетов истории, мифов и легенд Эллады.

Разрушение Парфенона

Разрушение религиозного памятника началось к 298 году до н.э., вместе со стартом череды завоеваний Аттики различными народностями. Золотые части скульптур снимали, святыню освящали заново, но уже другим именем, на ее территории выстраивалась колокольня в честь Богоматери, здесь же чуть позже была возведена мечеть, а в 1687 году турки и вовсе решили использовать здание в качестве порохового склада. В результате такого чудовищного вандализма часть постройки пострадала от взрыва и нескольких пожаров.

Начало 20 века стало величайшим позором местных жителей, которые по частям растаскивали Парфенон на свои нужды. Лишь с обретением Греции независимости Парфенон вошел в список архитектурных сооружений, относящихся к историческому наследию. Восстановительные работы здесь ведутся постоянно, однако многие данные утрачены, поэтому былое величие храму уже не вернуть.

Церковь святого Элефретия

Здание возведено в византийскую эпоху и является олицетворением архитектурного направления того времени. В основании – крестообразная форма, дополненная куполом. Интерес представляет материал строительства – это остатки различных памятников. Таким образом, сами стены церкви святого Элефретия являются частью культурного наследия Греции.

В исторических источниках святыня встречается и под другими названиями. «Малая митрополия», выстроенная в честь Богородицы – исконное наименование, которое сохранялось за ней нескольких веков. Затем на территории здания организовали библиотеку, утраченную в результате восстания 1821 года. И на рубеже 19-20 веков сооружение получило название, с которым существует до сих пор.

Как добраться до храма Гефеста в Афинах

Древнее строение расположено на территории Афинской агоры, увидеть его вблизи можно только в случае наличия билета на данную территорию.

Имея личный автомобиль, доехать до места проще. В этом случае ориентируются на Афинскую агору, заключенную между улицами Adrianou, Apostolou Pavlou, Ag. Asomaton и Polignotou. Двигаясь из центра Афин через Athinas, до памятника можно добраться за пять минут.

Также доезжают до места на метро, при этом выходят на станциях зеленой ветки Монастираки или Тисио. Уже от них идут пешком по направлению к храму, пеший путь займет около 8–10 минут.

Автобусный маршрут № 227 довезет до остановки Αktaioy, при желании можно прогуляться от остановки The Saloniki Isap Station, до которой следуют автобусы № 25, № 26, № 27, № 35, № 227, № 500.

Такси Uber также функционирует в Афинах, вызвав машину, домчаться до места можно гораздо быстрее.

Что представляет собой мыс Сунион в наше время

Сейчас на мысе Сунион располагается музейная зона, попасть в которую можно за 8 евро, зимой с 9-30 до заката, а летом с 9-00 до заката. Считается, что лучше всего на благородные колонны храма Посейдона любоваться на закате, когда последние лучи солнца окрашивают их в необыкновенные цвета.

Около музейной зоны есть стоянка для автобусов и легковых машин и большое кафе с весьма высокими ценами.

Во времена классической Эллады на Сунионе было значительное поселение, крепость, два храма. В северной части мыса, в укромной бухте располагался порт.

так мыс выглядел в древности

Храм Афины Сунийской располагался на низком холме в 400 метрах к северо-востоку от храма Посейдона. Считается, что храм Афины ещё в римское время, примерно во 2-м веке нашей эры, был разобран и перенесён на афинскую агору. От него сохранились только основания колонн да остатки алтаря. Рядом находятся плохоразличимые остатки ещё более древнего храма. Считается, что он был посвящён Артемиде.

От городских сооружений сохранились в основном фундаменты. Можно увидеть, как пролегали улицы древнего поселения. Когда-то здесь стоял большой гарнизон, и кипела жизнь. Но во время нашего пребывания между фундаментов гуляли только ветер да жизнерадостная стайка пёстрых куропаток.

Кое-где сохранились остатки крепостной стены. Стена была только со стороны суши, поскольку со стороны моря мыс прекрасно защищён обрывистыми берегами.

Скалы, с одной из которых бросился несчастный Эгей, встают прямо из морских волн.

С северной стороны мыса, хорошо защищённые от морских волн, различимы остатки портовых сооружений. Сохранились остатки доков.

На самой высокой точке мыса стоят колонны храма Посейдона. Сохранилось 17 колонн. Выполненные из местного агрилезского мрамора, они, в отличие от колонн афинского акрополя, светло-серого цвета, но на фоне неба кажутся ярко-белыми. Смотрятся они прекрасно.

Храм Посейдона на вершине мыса Сунион имеет длинную историю. Первый храм на этом месте был построен ещё в 8 веке до н. э. Новый монументальный храм строился в начале 5 в до н.э., но был разрушен в 480 году до н.э., во время персидского нашествия. Греки победили персов и к 440 году до н.э. отстроили новый храм, колонны которого и сохранились до наших дней. Этот храм был действующим, по крайней мере, до 1 века н.э.

Он, по-видимому, не был разрушен. Просто греки приняли христианство, языческое святилище было заброшено и постепенно разрушалось от времени.

Тем не менее до сих пор одинокий храм на высоком мысу представляет собой величественную картину. И, безусловно, мыс Сунион заслуживает посещения.

— съём жилья у хозяев — Airbnb или Суточно.ру

— подбор готовых туров — Travelata Скидка на 300 руб. на туры от 20 000 руб. — по промокоду AF300putevye Скидка на 500 руб. на туры от 40 000 руб. — по промокоду AF500putevye

— оформление туристической страховки — Cherehapa

— заказ такси/трансфера — KiwiTaxi или intui.travel

— заказ экскурсий на русском языке — Tripster — экскурсии на английском — GetYourGuide

— универсальная сим-карта, одна для всех стран — Drimsim

— ж/д и автобусные билеты в Европе — Omio.com и Rail Europe

— прокат велосипедов, скутеров, квадро- и мотоциклов — BikesBooking

— в поездках пользуюсь картой Tinkoff Black

Гефест в древнегреческом мифе

Согласно мифу, Гефест был сыном громовержца Зевса и его ревнивой супруги Геры. Существует предание, что во время одной из многочисленных ссор божественных супругов, Гефест был сброшен с Олимпа, и упал на остров Лемнос, который образовался в результате мощного извержения вулкана. Несмотря на то, что Гефест был сыном бога и богини, при падении он сломал ногу, и впоследствии остался хромым. Если внимательно изучить все греческие мифы, рассказывающие о жизни богов, детально рассмотреть уцелевшие фрески и мозаики, можно сделать определенный вывод: все боги Олимпа проводили свое время в празднествах и торжествах. Когда этот «образ жизни» им наскучивал, они принимали непосредственное участие в жизни и судьбах людей и полубогов.

Вид на храм с запада

Лишь один из этих богов был вынужден постоянно трудиться. Это и был знаменитый Гефест, который согласно мифам был богом-кузнецом, покровителем огня и вулканов. По большей части Гефест делал великолепное оружие и надежные доспехи для греческого героя Ахиллеса. Того самого, которого поразили в единственно незащищенное место – «ахиллесову пяту». Вот такая непростая «жизнь» была у Гефеста, который вместо того, чтобы проводить время в торжествах, стоял у пышущего невыносимым жаром горна.

История создания

Начало строительства приходится на шестой век до нашей эры, а последние работы осуществлялись уже во втором веке нашей эры. Столь длительный период возведения святилища связывают, прежде всего, со свержением греческого политического режима и разными сложными историческими событиями. Специалисты выделяют такие периоды строительства, как:

  • начальный;

  • средний;

  • завершающий.

Первый проект храма Зевса Олимпийского был ориентирован на дорический стиль и разработан в соответствии с образцами подобных построек в Малой Азии. Фундамент заложил известный тиран-правитель Писистрат в 515 году до нашей эры. После кончины правителя Греция перешла под власть его сына по имени Гиппий, которого вскоре свергли с трона.

В стране быстро установился демократический режим, под влиянием которого изменилась концепция строительства. Для демократического общества настолько роскошный храм был неприемлем и воспринимался как символ тирании. Поэтому строительные работы было временно приостановлены.

Средний этап строительства начался в период эллинизма (174 год до нашей эры), когда царь Антиох IV Епифан приказал заново отстраивать храм. Проектом руководил талантливый архитектор из Рима Коссутиос. Он немного изменил старый проект и увеличил количество колонн до 105 штук. Однако строительство снова резко прекратилось из-за кончины Антиоха.

Завершающий этап возведения легендарного храма начался во время правления императора Адриана, когда он гостил в Афинах в 130 году. При этом мастера полностью сохранили проект Коссутия, оставив в конструкции святилища некоторые старые колонны.

Они были построены в разные века

Парфенон и Пантеон – два самых известных храма, построенных в древних Афинах и древнем Риме. Пантеон был построен во втором веке нашей эры, а Парфенон, который мы знаем сегодня, был построен гораздо раньше, около 447 года до н.э. Однако, как говорится, ни один из них не был построен за один день.

Пантеон – одна из наиболее хорошо сохранившихся на сегодняшний день руин Древнего Рима. Он был построен где-то между 126 и 128 гг. н.э. во время правления императора Адриана, который был императором с 117 по 138 гг. н.э. “Это было царствование, в основном отмеченное миром… в империи было много денег”, – говорит Роуз.

Экономически это было очень процветающее время, и вы видите, что это отражено в программе строительства. Пантеон в основном сделан из бетона, но внутри облицован мрамором, привезенным из Египта, Греции, Малой Азии и Северной Африки; эти международные материалы укрепляют Пантеон как символ масштабов Римской империи.

Парфенон, с другой стороны, был построен за 15 лет, говорит Роуз. Он был построен между 447 и 432 годами до н.э. во время Персидских войн, чтобы подчеркнуть победу греков над персами. В то время греки возглавляли (или контролировали, в зависимости от того, с кем вы говорите) Афины, которыми управлял полководец по имени Перикл. Афины имели доступ к казне, которая могла оплатить дополнительный конфликт вооружений, если персы вернутся.

Эта казна помогла финансировать строительство Парфенона. Богине Афине приписывалась заслуга в том, что она вела греков к победе, поэтому, если бы вы посетили это место в то время, вы бы нашли ее статую в главном зале храма (подробнее об этом далее).

Условия посещения Олимпии

Вход в туристическую часть Пелопоннеса Олимпию для туристов платный. Главное туристическое приключение начинается в археологическом музее. Затем красивая дорога среди кипарисов ведет к подножию горы, где и расположены руины храма.

Стоимость входа в Олимпию приравнивается примерно к 6 евро. Эту же сумму придется отдать за посещение музея. Цена комплексного билета равняется 9 евро.

В выходные дни комплекс работает с 8.30 утра и до 15 часов дня. Летний сезон длится с мая по октябрь. В этот период комплекс открыт с 8 и до 19 вечера. Зимой работа комплекса продолжается до 17 часов вечера.

У входа в Олимпию расположены фонтанчики с водой для питья. Осмотр достопримечательности может длиться до 4-х часов, поэтому необходимо взять с собой солнцезащитные средства. Иначе никто не сможет гарантировать безопасное пребывание на солнце в течение дня.

На территории комплекса работает кафе, где можно вкусно пообедать местной едой. Ежегодно эта достопримечательность принимает огромное количество туристов.

Храм Зевса в Олимпии – это совмещение архитектуры и скульптурного творчества. Его облик и стиль возвели в ранг классики. До сих пор, никому не удавалось повторить или превзойти его в изяществе или внешней гармонии. ЮНЕСКО внесло этот храм в свой известный список наследия за его величие и историческую значимость

Поездка к руинам и поход в местный музей помогут любому ощутить всю прелесть и важность данного места

Статуя Зевса

Неф святыни был украшен гигантской статуей Зевса, выполненной из слоновой кости. Монумент не сохранился, однако историкам и археологам удалось восстановить её облик по старинным документам. Считается, что статую создал в Олимпии легендарный мастер античного мира по имени Фидий.

Удивительная работа Фидия стала быстро известна за пределами Эллады и Афин. Скульптура находилась в самом центре. В руках сидящего громовержца можно было увидеть миниатюрные скульптуры:

  • богини Ники;

  • скипетра.

Ника символизировала победу божества, а скипетр был традиционным символом всевластия Зевса. Отдельно стоит отметить высокий уровень мастерства, с которым были выполнены все детали статуи. На лице громовержца была высечена каждая морщинка, а в венах, казалось, вот-вот начнет бурлить кровь.

В качестве материала скульптором использовалась не только слоновая кость, но и элементы из дерева и золота. Сочетание благородных пород дерева, золота и белой слоновой кости придавали монументу особую красоту.

Строительство Храма Эрехтейона

Существуют документы, четко определяющие временной отрезок, во время которого строился Храм Эрехтейона. Его возведение началось практически сразу после смерти великого Перикла в 421 году до нашей эры. Величественное здание на Акрополе было полностью построено к 406 году до нашей эры. Как известно из древнейшей истории, именно тогда начался, так называемый, период упадка, некогда могущественных и влиятельных, Афин.

Как уже говорилось выше, Храм Эрехтейона был построен на месте, где в далекие времена поспорили между собой Посейдон и прекрасная Афина. В отстроенном храме находился алтарь повелителя водной стихии, есть описания, согласно которым можно сделать вывод: на одной из внутренних стен находилась гигантская трещина, оставленная трезубцем Посейдона, а кроме этого, в Эрехтейоне жрецы могли видеть колодец с морской водой. Этот колодец построили на месте, где из-под земли бил соленый ключ, который показал афинянам Посейдон. Прямо перед храмом росло оливковое дерево, то самое, которым и удивила царя Кекропа и афинян Афина Паллада. По преданиям, еще до начала строительства храма, в 480 году до нашей эры дерево сожгли, однако оно чудесным образом вновь появилось и украшало собой вход в Храм.

Вид на портик кариатида

Интересно и то, что архитектор, имя которого неизвестно, разработал план Храма Эрехтейона, построенного в ионическом стиле, таким образом, что место, где ударил трезубцем Посейдон, находилось под открытым небом. Согласно мифу, боги запретили накрывать это место.

Стоит отметить, что неизвестному архитектору и многочисленным строителям, задействованным в возведении Храма Эрехтейона, пришлось приложить массу усилий, чтобы здание было устойчивым. Дело все в том, что храм является многоуровневым, этот факт не говорит о гениальности архитектора, а скорее всего, является доказательством того, что у древних греков не было технологий, позволяющих сравнивать скалистую местность.

Храм Эрехтейона отличался от множества других храмов не только тем, что в него имели доступ только жрецы, но и тем, что имел два входа. Один из них вел в святилище Афины, где и возвышалась ее гигантская статуя (по свидетельствам очевидцев того далекого времени, выполненная из дерева), а второй, к святилищам Эрехтея и Посейдона. Удивительно и то, что Эрехтейон построен на «священном» месте. До начала работ здесь возвышались святилища и другие храмы, которые со временем разрушались или их попросту уничтожали грабители.

Кариатиды

Легенды о Посейдоне

Согласно мифологии, Зевс с помощью братьев Аида и Посейдона убил своего отца, который самостоятельно повелевал всеми стихиями. После его смерти власть над морями и реками досталась Посейдону. Стоит отметить, что греки не представляли своей жизни без моря. По нему проходили многочисленные торговые пути, в нем рыбаки ловили рыбу, а ныряльщики добывали раковины и жемчуг.

Не удивительно, что после великого Зевса Посейдон был главным Богом древних греков. Перед выходом в море каждый рыбак и мореплаватель приносил дары Посейдону и просил его благосклонности. Иначе великий покровитель мог рассвирепеть и разбить вдребезги судно. Бог Посейдон был очень щедр, но и справедливо карал непочтительных.

Чтобы выказать свое благоговение, греки построили святилище Посейдона, а позднее, когда оно разрушилось, воздвигли прекрасный храм. Они верили, что это принесет благосклонность могучего божества. Ведь даже обладая огромным могуществом, боги отличались наличием человеческих эмоций и страстей

Они радовались подношениям и злились за невнимание, любили и свирепствовали. Поэтому алтари и храмы, где можно было задобрить бога, стали обязательными во времена античности

История строительства храма Гефеста

Храм Гефеста многократно упоминается в трудах античных летописцев. Работа с документами показала, что построен он был при правлении царя Перикла. Период его царствования считается золотым в истории Греции. Мудрый царь умел словами вдохновить народ. Как великий полководец он завоевывал земли с наименьшим кровопролитием, а также легко отражал атаки неприятеля.

Перикл отдал приказ о строительстве храма Гефеста, работы продолжались около 35 лет с 450 г. до н.э. Строительство сильно затянулось, современники отмечали, что за такой срок можно было соорудить несколько храмов. Причиной задержки стала переброска рабочих на строительство Парфенона.

История не сохранила имя архитектора, который спроектировал столь величественное сооружение, но ученые предполагают, что Храм Гефеста, как и храм Посейдона, проектировал Алкамен – знаменитый архитектор того времени.

Древние летописи сохранили описание храма Гефеста во всей красе. Указано, что кроме самого здания был разбит прекрасный сад, в котором под тенью деревьев рождались творения великих философов.

К VII в. н.э. могущество Греции давно кануло в лету и храм стоял в запустении. Пока еще крепкое здание облюбовали православные священники. Здание получило вторую жизнь в образе храма Св. Георгия. При баварском правителе Оттоне христиане оставили помещение и к нему вновь вернулось прежнее название. Сегодня храм Гефеста – крупнейший музей под открытым небом.

История и мифы

Во все времена этот высокий мыс, самая южная точка Аттики, имел стратегическое значение. С глубокой древности здесь была крепость, контролировавшая проход к Афинам со стороны моря.

Для жителей Аттики это место было священным, поскольку на мысу, как и на афинском акрополе, соседствовали храмы Посейдона и Афины. От храма Афины остался только фундамент, а сохранившиеся до наших дней колонны храма Посейдона удивительно гармонируют с местом.

Во времена античности храм Посейдона на высоком мысу был своеобразным маяком. Увидев его, афинские мореплаватели радовались, что практически достигли дома. В порту Суниона можно было отдохнуть и подремонтировать корабль перед прибытием в афинский порт Пирей.

Мыс Сунион был хорошо известен в древней Элладе. Гомер упоминал его в Одиссее. О Сунионе и храме Посейдона повествовали отец истории Геродот, трагики Софокл и Еврипид, комедиограф Аристофан, историки Страбон и Павсаний.

С Сунионом связана красивая и печальная легенда. Давным-давно, за тысячу лет до нашей эры правил в Афинах царь Эгей. Сын его, Тесей, отправился на Крит, дабы сразиться с чудовищным Минотавром, получеловеком-полубыком, пожиравшим юношей и девушек. Этих молодых людей в качестве дани отправляли на Крит афиняне. Тесей обещал отцу, что если погибнет, то над возвращающимся кораблём будет чёрный парус. Если же он победит Минотавра, то поднимет белый парус.

Как известно, Тесей победил. Но буря унесла белый парус, и пришлось возвращаться под чёрным.

Эгей, ждавший возвращения сына с Крита на самой южной точке Аттики, мысе Сунион, увидел корабль под чёрным парусом. Не смог он перенести горя и бросился с обрыва в море, которое и зовётся с тех пор Эгейским.

Из известных людей нового времени на развалинах храма отметился лорд Байрон, нацарапавший на камне своё имя. Байрон вообще любил оставлять свой автограф в местах, где был, не считая это чем-то предосудительным.

Сейчас мыс утратил своё стратегическое значение. Нет там ни сколько-нибудь значительного поселения, ни порта. Сейчас это туристический объект, который посещает множество туристов.

Устройство Парфенона в афинском Акрополе

Для постройки Парфенона был выбран мрамор особого качества – пентелийский. Будучи белым при добыче, он впоследствии, под действием лучей солнца, принимал различные оттенки, благодаря содержанию в нём железа. На северной стороне мрамор приобрёл пепельно-серый оттенок. Южная сторона, получая более интенсивное освещение, стала желтоватая с золотистым оттенком. Храм представляет собой прямоугольное сооружение, обрамлённое со всех сторон колоннами: со стороны главных фасадов – по восемь, со стороны боковых – по семнадцать, учитывая угловые колонны.

Главными архитекторами Парфенона называют Иктина и Калликрата. При строительстве Парфенона впервые был опробован в полной мере новый архитектурный приём, открытый Иктином, – это курватура (от лат. – кривизна). Наблюдателю только кажется, что храм состоит из правильных геометрических форм и линий, в действительности же, данное сооружение практически не имеет прямых линий. Курватура – это тщательно рассчитанная кривизна, которая вносит оптические коррективы в некоторые неизбежные погрешности нашего зрения. Поразительно, насколько детально и скрупулёзно всё было продумано!

Все ряды цоколя разной высоты, но разница настолько мала, что её можно ощутить при подъёме, а визуально все три ступени равны. Первая ступень, лежащая на скале, ниже всех, а верхняя – самая высокая. Если бы ступени были одинаковыми, то зрительно казалось бы, что верхнюю сдавила тяжесть здания. При этом каждая ступень слегка выпуклая, а стилобат, то есть верхняя поверхность ступенчатого цоколя, слегка повышается к центру. А если бы все поверхности были строго горизонтальными, то при взгляде от кромки они казались бы вогнутыми. Вот ещё пример зрительного обмана – все колонны нам только кажутся одинаковыми, стоящими параллельно друг другу и перпендикулярно основанию. На самом деле, это не так – у каждой колонны есть свой градус угла наклона внутрь здания. Угловые колонны больше в диаметре, хотя и выглядят как все, и имеют наименьший угол наклона. Благодаря этому наклону колонны составляют единое целое и вместе несут тяжесть всех карнизов и фронтонов. Возможно, за этим стоит и такой замысел – мысленно продолжив оси колонн вверх в небо над храмом, легко можно представить пирамиду, устремлённую ввысь.

Самым главным украшением Парфенона была, разумеется, огромная статуя самой богини Афины Парфенос работы Фидия. Она, к сожалению, не сохранилась, и познакомиться с ней мы можем, читая восторженные отзывы из далёкого прошлого. Эта величественная фигура находилась внутри храма и поражала своей красотой. Остов статуи (около 12 метров) был деревянный, открытые части тела выполнены из слоновой кости, одежда и украшения, шлем были золотые. По свидетельствам древних историков, золота для создания всех необходимых деталей потребовалось более тонны. Левую руку Афина положила на щит, находящийся у её ног, а в правой – у неё статуя богини победы Ники, выполненная в рост человека. Статуя Афины была расположена таким образом, чтобы через специальные отверстия в крыше на неё попадали солнечные лучи. Утверждают, что, сверкая в полумраке, эта фигура производила неизгладимое впечатление. В национальном музее Афин находится статуя Афина Варвакион, выполненная из мрамора, считающаяся достаточно точной копией Афины Парфенос.

Парфенон, как и другие сооружения афинского Акрополя, испытал многое – из него вывозили украшения при завоеваниях, переделывали в церковь, принимая христианство, а, будучи под властью Османской империи, создали в нём мечеть. В турецко-венецианской войне Парфенон был разрушен, это было в 1687 году. Памятником античного наследия Парфенон был признан в 1834 году. Началась постепенная реставрация всего афинского Акрополя. Сейчас афинский Акрополь – одна из главных достопримечательностей Греции, его можно посетить самостоятельно или в рамках экскурсионного тура.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий