Религия в жизни современной Германии

Влияние религии на повседневную жизнь граждан Германии

Современный мир способствует развитию облачных коммуникаций, что приводит к стиранию различий между расами и вероисповедованием, приоритетной становится сама личность человека, а не его религиозная принадлежность к той или иной конфессии. Большая часть населения страны причисляет себя к представителям определенной религии, но в обычной жизни религиозные аспекты не доминируют над общепринятыми социумными нормами. В государственных школах страны проводятся уроки религии, их ведут представители католической и лютеранской церкви. Если родители несовершеннолетнего ученика или он сам принадлежит в другой конфессии, либо не исповедует никакую религию, то посещения таких занятий не обязательно, их заменяют на уроки этики. Однако в стране есть религиозные праздники, такие как 31 октября – День Реформации, его предложили ввести на землях Ганновера, Любека, Гамбурга и Бремена. Такой вопрос был поднят в связи с неравным количеством праздничных дней, чем в католических землях.

Традиционно, воскресные дни считаются днями посещения церкви и по воскресеньям трудно найти в стране работающие магазины, даже те, кто не посещает церковь, проводит этот день в кругу семьи и своих друзей.

Литература

  • Германцы, племя // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Энциклопедия «Народы и религии мира». — Москва, 1998 год.
  • История зарубежной литературы. — М., 1987.
  • Зайдениц Ш., Баркоу Б. Эти странные немцы = The Xenophobic Guide to the Germans. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2001. — 72 с. — ISBN 5-85044-302-9.
  • Немцы // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3.
  • Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Томан И.Б. Праздничные встречи. Христианские праздники в немецких традициях, литературе и искусстве. М., 2006

История

В 1933 году почти 60 миллионов жителей Германии принадлежали либо к католической церкви (20 миллионов членов), либо к протестантской церкви (40 миллионов членов). Многие христиане изначально были привлечены к поддержке нацизма из-за акцента на «позитивном христианстве», отмеченном в статье 24 Национал-социалистической программы 1920 года . Однако две различные протестантские фракции возникли, когда немецкие христиане разделились по политическим мотивам. « Немецкие христиане » ( Deutsche Christen ) вышли из Немецкой евангелической церкви, строго придерживаясь националистических и расовых учений нацистов и в конечном итоге подчиняясь авторитету фюрера. Второй фракцией была «Исповедующая церковь», которая выступала против «немецких христиан» и присягала «Богу и писанию, а не мирскому фюреру». Исповедующая церковь предприняла действия, чтобы противодействовать объединению НС всех немецких людей в единую протестантскую церковь (немецких христиан) с целью «деиудаизации» христианства. Якоб Вильгельм Хауэр основал Движение за немецкую веру в ответ на нацистское правительство, которое намерено внушить детям христианство и попытаться объявить вне закона всякую критику веры. Хауэр был критиком традиционного христианства, но был вынужден создать Движение за немецкую веру, чтобы сохранить свободу совести. Такие группы, как Движение за немецкую веру, возникли из-за отсутствия консенсуса в немецкой протестантской церкви. Исповедующая церковь думала и опасалась, что теология, которой учил Карл Барт, была слишком поляризующей, заставляя молодых немцев отходить от традиционного протестантизма и присоединяться к более радикальным группам, таким как Движение за немецкую веру.

Вероисповедание в Германии – личное дело каждого

Вероисповедание в Германии имеет географический признак. Христианские церкви католиков и евангелистов, поровну делящие две трети верующих на западе Германии, уступают атеизму на востоке Германии. Вероисповедание в Германии меняется и по направлению с юга, традиционно относящего себя к католицизму, на север – где большинство получают евангелисты-протестанты. Вероисповедание в Германии остальных жителей достаточно пестрое: иудеи, православные, баптисты и мусульмане – среди них большинство иммигрантов, имеющих вид на жительство, бывших жителей Турции и арабских стран.

Вера в Германии сейчас находится в стадии испытаний и потрясений. Несмотря на большое количество церквей, жители Германии посещают их от случая к случаю, особенно в больших городах. Многие религиозные обряды становятся необязательными или превращаются в народные обычаи. Впрочем, это повсеместный процесс, имеющий место не только в Германии. Во многом на вероисповедание в Германии оказывает влияние экономика, точнее, финансы. Дело в том, что регистрационные документы жителя Германии включают в себя пункт религиозной принадлежности. Указавшие религию, выплачивают часть подоходного налога на нужды церкви, для содержания благотворительных учреждений и на социальные программы. Многие жители, отказываясь от религиозной принадлежности, тем самым лишают церкви доходов.

При
абсолютной доминанте в местной немецкой
среде лютеранства, течения евангельских
христиан, в том числе баптистов, мы не
исключаем принадлежности части немецкой
общины региона к католической церкви.
Нам не удалось выявить соответствующие
опубликованные и архивные документы.
Поэтому пока основным источником
информации по этому сюжету являются
«свидетели века» – уроженцы и жители
региона в рассматриваемый период.

Нами
собран блок предметной информации в
Лельчицком районе, где, как отмечалось,
и в досоветский период, и в 20-30-е гг. в
немецкой среде сильные позиции занимало
баптистское течение. Полученные данные
свидетельствуют, что часть немцев в
этом микрорегионе были католиками.

Так,
А.Ф.Рихтер при опросе в 2002 г. отметил,
что немцы в д. Средние Печи были католиками,
собирались отдельно в специальном доме
и молились там. Признавали они и
православие. Праздновали как католические,
так и православные праздники. При общении
в октябре 2004 г. он изложил другую версию:
«Былі
праваслаўныя».
Кладбище
было совместное, отличий в похоронах
не было. «Так
як і ў нас…».
Данная путаница, очевидно, связана не
только с особенностями памяти, но и с
размытостью этнической самоидентификации
респондента. С его слов, он – сын немца
и полячки, сам – «поляк».

По
информации других местных старожилов,
немцы д. Ветвица были католиками, ходили
молиться в костел в Лельчицы. Аналогичная
ситуация подается и применительно к д.
Дубницкое. При этом респондент добавляет,
что немцы и поляки праздновали католические
праздники, остальное население –
православные.

Смешанное
восприятие и понимание религиозной
жизни довоенных немцев предстает в
воспоминаниях жителей д. Дубравки. С
одной стороны, немцы были католиками,
посещали костел в Лельчицах. И вместе
с тем, отмечается, что при крещении
взрослые немцы «бросались в воду». В
доме у Гинса собирались и молились.

Аналогичны
свидетельства и других местных жителей.С
их слов, в д. Дубравки немцы принимали
крещение следующим образом. Бросали
друг друга в озеро и кто больше находился
под водой, тот был более достойным. Немцы
собирались отдельно от остального
населения в специально отведенном для
молитв доме и молились там. Божественные
песни сопровождались звуками гармони.
И вместе с тем респонденты заявляют,
что по вероисповеданию эти немцы были
католиками.
Анализируя данные материалы необходимо
отметить искусственное смешение
респондентами в единый религиозный
анклав местных немцев – евангельских
христиан и католиков.

Религия Германии: история и современность

Вопрос о том, какая религия в Германии, является очень значимым для истории немецкого государства, а также перспектив его социального развития в будущем

Религиозные процессы оказывают значительное прямое и косвенное влияние на жизнь европейского общества, потому этой сфере должно быть уделено должное внимание

Дохристианская Германия

Начнем с истоков. Религия древней Германии, как и все национальные культы европейских народностей, в давние времена была представлена язычеством. В данном случае речь идет о нордическом типе религиозности, по мифологии и практике схожим со скандинавскими аутентичными традициями.

Глава древнегерманского пантеона — Вотан, отец богов. Он и его свита, члены которой именуются асами, обитают в высшем из девяти миров — Асгарде. А мистериальным местом их пребывания на земле являются Священные Рощи.

Языческие племена германских земель в значительной степени зависели от власти жреческого сословия. Хотя их права и привилегии от общины к общине несколько менялись, в целом, жрецы сосредотачивали в своих руках судебную власть, заведовали общественными жертвоприношениями и занимались прорицаниями.

К X веку языческие традиции в германских племенах пришли к окончательному упадку в связи с распространением христианства.

Христианизация Германии

Религия Германии начала меняться с IV века вместе с активной проповеднической деятельностью церковных миссионеров — ирландцев и англосаксов.

Первоначально земли немецких племен восприняли арианскую версию христианства, однако с течением времени, под нажимом светских властей, политических процессов на международной арене и деятельности католических проповедников, население Германии все больше проникается духом ортодоксии. Переломным моментом в этом отношении является миссия святого Бонифация, в VIII веке сумевшего реорганизовать религиозную жизнь многих племен Германии и сплотить их под юрисдикцией единой митрополии, располагавшейся в Кельне. Личная приверженность Бонифация Римской церкви и преданность папскому престолу определила на многие века вперед религиозную ориентацию Германии, сделав ее католической страной.

Реформация религии и возникновение национальной церкви

В XVI веке религия Германии, а именно Римский католицизм, в значительной степени потеряла свой авторитет и утратила ведущие позиции. Связано это с выступлением августинского монаха Мартина Лютера, восставшего со своими теологическими доводами против ряда злоупотреблений Католической церкви.

Лютеранское движение, изначально задуманное как реформация церкви, превратилось в отдельную деноминацию с характерным набором обрядовых, доктринальных и этических канонов, получившую название «протестантизм». Почти сразу он разбился на ряд независимых течений, положив начало продолжающемуся до сих пор процессу конфессионального дробления.

Три основные ветви протестантизма, которые представляют религиозное лицо Германии — Лютеранская, Реформатская и Евангелическая церкви.

Религия фашистской Германии

Период нацистской диктатуры заслуживает отдельного упоминания в связи с историческим развитием религии на германской земле. Во-первых, это связано с процессами гонений на религиозные организации — христианские, языческие и, конечно же, иудейские.

Программа Гитлера предусматривала полное уничтожение христианского начала в культуре, образовании и педагогике Германии. Во-вторых, НСДАП отметилась рядом предложений альтернативной религиозности.

Все подобного рода инициативы разделяются на два лагеря, которые условно можно назвать ариохристианством и неоязычеством.

После провала ариохристианской программы вожди рейха разработали концепцию возрождения древнего язычества на основе полулегендарного ирминизма.

Вместе с тем, категорически отвергнув исторический германский вотанизм, фашисты подвергли репрессиям ненацистские языческие институты, полностью уничтожив их к 1941 году.

Однако и эта попытка реорганизовать духовные устои страны не возымела успеха, и господствующая религия Германии по-прежнему была неразрывно связана с христианскими церквями.

Религиозные процессы Германии в наши дни

Сегодня религия Германии не представлена единой или основной церковью. Лидирующие позиции делят между собой католики и лютеране. Каждая из этих конфессий объединяет чуть больше 30% населения. Еще около 30% жителей данной страны считают себя атеистами и агностиками. Оставшееся меньшинство делят между собой мусульмане, христиане иных конфессий и представители других религиозных течений.

Необходимо также заметить, что в современной Германии имеет место значительный отток прихожан из христианских церквей. И протестантизм, и католичество, и даже все более популярное в Европе православие за последние несколько лет существенно потеряли в весе. Вместе с тем, в немецком обществе наблюдается активизация мусульманской пропаганды. Язычество и буддизм не занимают выдающихся позиций, хотя и приобретают популярность у молодежи. Таким образом, основными религиозными тенденциями современной Германии можно считать динамичную исламизацию и атеизацию населения.

На вопрос Какая вера в Германии? заданный автором Ирина Ланская лучший ответ это Традиционные религии Германии – это Христианство и Иудаизм.Большая часть немецкого населения официально принадлежит к Христианской конфессии: Евангелическо-Лютеранская 32% (преимущественно северная, восточная и центральная Германия) , Римско-католическая церковь 31,7% (западная и южная Германия) , Православная церковь 1,14% и небольшая доля верующих из христианских сект.Германия была христианизирована в эпоху франков, “святую политику” провел основатель империи – Карл Великий.Реформация проводилась с начала 16-го века в Германии и Швейцарии, ее инициаторами выступили Мартин Лютер, Ульрих Цвинглис и Иоганнес Кальвин. Она сформировала религиозный ландшафт на всем немецкоязычном пространстве.Законом ФРГ закреплена свобода мышления, совести и религии.Наибольшим влиянием в Германии пользуются два вероисповедания: лютеранство и католичество. Лютеранство, названное так по имени своего основателя Мартина Лютера (1483-1546), является одним из течений протестантизма. Церковные организации, принадлежащие к этому течению, обычно называют евангелическими церквами. В 1948 году в городе Эйзенахе возникла Объединенная Евангелическо-Лютеранская Церковь Германии в результате объединения германских лютеранских церквей отдельных земель. К Евангелической Церкви Германии принадлежит около 34% от общего количества верующих в стране. Территориально евангелисты преобладают в Нижней Саксонии, Шлезвиг-Гольштейне, Бремене, Гамбурге, Гессене и шести восточных земляхРимско-католическая Церковь объединяет около 38% верующих. Католики преобладают среди верующих в Северной Рейн-Вестфалии, Саарланде, Рейнланд-Пфальце, Баден-Вюртемберге, Баварии. При этом в Южной Баварии практически все население – католики.Также на территории Германии распространены следующие религиозные течения: Ислам – 1,7%, Новоапостольская Церковь – 0,5%, Греческая Православная Церковь – 0,4%, Свидетели Иеговы – 0,2%, Православная Церковь – 0,2%, Иудаизм – 0,06%.Германия – светское государство, однако, в ней существует налог на Церковь, от уплаты которого освобождаются только те, кто официально заявил о своем атеизме. В Конституции страны провозглашено право каждого гражданина на свободное вероисповедание. Население Германии не обладает высокой религиозностью, что подтверждает и отсутствие влиятельных христианских профсоюзов и крупных религиозных учебных заведений.

Ответ от ОсовелыйКатолицизм.

Ответ от Consulкатолики

Ответ от ЕвропейскийБольшынство католики, но если такими темпами Россия будет туда валить то православие будет доминировать:))

Ответ от Простегатьевреи они еврее.

Ответ от НЕВЕДОМА ЗВЕРУШКАна первом месте католики, потом лютеране, потом православные, ну и дальше мусульмане и прочие

Ответ от ВеликолепнаяПротестанство и католизизм.А ещё там много сект.

Ответ от ИринаВ Германии существет множество самых разнообразных религиозных конфессий, самые многочисленные: католицизм (более 25 млн), протестантизм (более 24 млн), ислам (более 3 млн), новоапостольская церковь (более 360 тыс), помимо этого, ещё более 80 различных вероисповеданий. К русской православной церкви принадлежат более 150 тысяч. Эти данные на конец октября этого года.Кстати, я Вам послала (правда, на немецком) полную информацию.

Вопрос о том, какая религия в Германии, является очень значимым для истории немецкого государства, а также перспектив его социального развития в будущем

Религиозные процессы оказывают значительное прямое и косвенное влияние на жизнь европейского общества, потому этой сфере должно быть уделено должное внимание

Зарождение и развитие религиозных течений в Германии

Примерно до III века н.э. территория современной Германии включала в себя земли, входившие в состав Римской империи, и земли, на которых проживали различные племена и их объединения, не входившие в это государственное образование. Однако религиозные представления жителей этих земель мало чем отличались. В основном это были различные языческие культы.

То есть вероисповедание немцев в Германии в те далекие времена было политеистическим, признающим наличие множества богов, каждый из которых отвечал за свою часть организации жизни. Разница была лишь в том, что жители части той части Германии, которая входила в Римскую империю, приняли ее пантеон богов, а жители свободных территорий исповедовали языческие культы, пришедшие из Скандинавии.

В позднеримский период, примерно с 300-х годов нашей эры, на территорию Германии стало проникать христианство. В результате наряду с многочисленными римскими храмами стали появляться и христианские культовые сооружения.

В частности, одной из первых была построена базилика Константина в Трире, которая в настоящее время является самым большим из сохранившихся христианских храмов античной эпохи. В северной части страны значительное влияние имела кельтская церковь – ответвление христианства, некоторое время распространенное в Ирландии и на Британских островах.

К 1000-му году нашей эры большая часть населения современной территории Германии исповедовала христианство.

В начале XVI века злоупотребления католической верхушки, в частности продажа индульгенций, и инквизиция привели к зарождению движения Реформации. В 1517 году появились «Тезисы» Мартина Лютера – список из 95 вопросов, адресованных церкви, фактически являющихся ее критикой, которые были поддержаны значительной частью духовенства и населения. Кроме того, Лютер перевел Библию с латыни на малоизвестный диалект немецкого языка, на котором говорил он сам. В результате именно этот диалект стал тем самым немецким языком в нашем сегодняшнем понимании.

Реформация и последующее распространение протестантизма привели к религиозным войнам, по окончании которых была установлена относительная веротерпимость.

К началу ХХ века большая часть населения современной Германии были прихожанами римско-католической или лютеранской христианских церквей. В 1918 году в образовавшейся на обломках рухнувших немецких империй Веймарской республике религия на законодательном уровне была отделена от государства, а всем гражданам была гарантирована свобода вероисповедания.

Во времена власти Гитлера отношения с религией у государства были сложные. С одной стороны, фашисты стремились получить полный контроль над всеми церквями, с другой – пропагандировали отказ от веры и официальный выход из церкви. Кроме того, предпринимались попытки ввести неоязычество.

Холокост, развязанный фашистскими предводителями, катастрофически сократил еврейское население страны и существенно сказался на распространенности иудаизма.

После раскола страны в 1949 году на две части в ГДР (Восточная Германия) активно насаждался атеизм, тогда как правительство ФРГ (Западная Германия) руководствовалось в отношении религии заветами Веймарской республики. Следствием этого стало то, что восточные земли страны до сих пор преимущественно атеистические.

Во второй половине ХХ – начале ХХI века в ФРГ активно проникают мигранты. Это привело к значительному распространению религий, ранее нехарактерных для этой страны.

Религия в Германии: цифры

  • Атеисты – около 27 миллионов человек
  • Последователи Римско-католической церкви — 24 миллиона человек
  • Евангелисты – 23,6 миллиона человек
  • Мусульмане – порядка 4 миллионов человек

Стоит отметить, что в восточных регионах страны на территории, которая ранее принадлежала ГДР, в связи с проводимой просоветским правительством явной антицерковной политикой, верующих на сегодня не так много. Лишь 12% восточных немцев считают себя верующими, тогда, как 68% жителей востока страны причисляют себя к атеистам. Иначе обстоит ситуация на западе Германии. Здесь только 15% бюргеров не обладают религиозной принадлежностью. А вернее, они официальным образом не принадлежат ни к одной из церквей. Заметим, что при регистрации по месту жительства в Германии необходимо заполнить анкету, в которой присутствует графа об исповедуемой религии. Однако заполнение этой графы – дело добровольное, и никто не мешает информацию о вероисповедании оставить в тайне.

Из прочих заметных в Германии религий следует выделить иудаизм и православие. Особое место в современной Германии принадлежит исламу. Эта религия в Германии собирает все больше приверженцев, и они занимают на сегодня третье место по численности после протестантов и католиков. При этом из этнических немцев мало кто является мусульманами. А вот приехавшие в страну в 60-х годах гастарбайтеры из Турции, впоследствии осевшие в Германии, основали тут одну из самых больших в Европе мусульманских диаспор. Узнать больше о количестве мусульман в Германии можно из нашей .

Обостряет ситуацию с традиционным для Германии христианством тот факт, что всё большее количество немцев официально отказываются от католического и протестантского вероисповедования в пользу того же мусульманства или становясь атеистами. Для церкви такое положение вещей крайне неблагоприятно, в том числе и с материальной стороны. Каждый верующий, кто официально указал в анкете свою принадлежность к двум основным христианским конфессиям, обязан уплачивать налог на церковь. Это не дополнительный сбор, и на совокупных доходах бюргера он не отражается, просто часть обязательно подоходного дохода в этом случае уходит не в государственный бюджет, а церкви. Из этих средств финансируется большое количество социальных проектов и программ, в том числе дома престарелых и детские сады. И чем меньше жителей страны указывают своё вероисповедание, тем меньше средств церкви получат на эти нужды. Тем не менее, по воскресеньям и большим христианским праздникам возле церквей по-прежнему много народу. В храм на службы ходят все верующие, правда, время от времени. И, конечно же, особенно много людей бывает в церкви на Пасху и Рождество. Эти праздники у жителей Германии являются наиболее любимыми.

Что касается количества церквей в Германии, то их в весьма много. Шпили огромных храмов или небольших церквей возвышаются и в центральных районах больших мегаполисов, и над небольшими немецкими городками. Услышать колокольный звон можно в начале каждого часа в любом из населённых пунктов страны. Всего в Германии функционирует порядка 50 тысяч церквей.

Основным вероисповеданием в Германии является христианство. В конце 2016 года доля христиан составляла 58-59% всего населения, из которых около 55% приходилось на представителей двух конфессий – католиков и протестантов. Количество тех и других примерно одинаково (разница менее 2%), а вот распределение по землям неравномерно – если юг и запад являются преимущественно католическими, то север протестантским.

На востоке страны население по большей части причисляет себя к атеистам и агностикам, что вполне объясняется длительным нахождением этих территорий под влиянием советской идеологии.

Православные составляют от 1,9-2,7%. Остальные христиане: баптисты, пятидесятники, методисты, свидетели Иеговы, адвентисты 7 дня, меннониты, мормоны и т.д. – в общей сложности около двух десятков конфессий.

Около 5,5% от населения исповедуют ислам и чуть менее половины из них являются гражданами Германии. Все другие религиозные общины вместе взятые составляют менее 1% жителей страны: буддисты, езиды, иудеи, индуисты, сикхи, бахаи и др.

35% населения вообще не причисляют себя к какой-либо общине.

Религиозная принадлежность регистрируется по месту прописки добровольно и самостоятельно. На основании этих сведений Финансовая служба каждой федеральной земли взимает церковный налог, который составляет 2-3% от дохода. Однако не все религиозные общины пользуются правом взимания такого налога.

Заключение

Вот они, пять абсолютно разных людей. Генерал Роммель и простой лётчик Штиглер, промышленник Шиндлер и дирижёр Фуртвенглер, разведчик Остер. Все они служили в Вермахте или государственных структурах, все состояли в нацистской партии. И это не помешало им проявить прекрасные душевные качества тогда, когда, казалось бы, этим качествам совсем не было места — во время самой разрушительной войны в мировой истории.

Этой статьёй я, повторюсь, не хочу улучшить отношение к нацизму, фашизму и всему им подобному. Напротив, я противопоставляю рейху людей, которые жили в Германии и были немцами, но не видели в собственной стране идеальную, «тысячелетнюю» империю. Эта подборка — всего лишь ещё одно подтверждение тому, как губительно ставить штампы на целые страны и народы. Задумайтесь, ведь говоря, что абсолютно все немцы во Второй мировой войне были бессердечными и жестокими завоевателями, мы и сами уподобляемся нацистам, тоже любителям наклеивать штампы.

  • Схемы мошенничества недобросовестных риэлторов
  • Как американцы где-то потеряли ядерные бомбы в шестидесятых
  • 10 чудаков, отличившихся на собственных похоронах
  • Бредовой идеей можно заразить совершенно здорового человека. Это называется «индуцированным бредом»
  • 10 пар близнецов, чьи жизни были полны удивительных совпадений
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий