Величественные традиции Баварской государственной оперы

Мюнхенский оперный фестиваль

Мюнхенский оперный фестиваль, чья история началась в 1875 году, является крупнейшим театральным событием мира. Ежегодно тысячи любителей оперы, забронировав заранее номера в отелях, которые очень быстро занимают на период проведения фестиваля, съезжаются в конце июня в столицу Баварии, чтобы в течение пяти недель слушать лучшие достижения деятелей оперной культуры.

На сценах Мюнхенского театра оперы и балета и Принц-регент театра артисты с мировым именем: Нина Стемми, Габриэле Шнаут, Мария Гулегина, Рамон Варгас, Анатолий Кочерга, Эдита Губерова и другие — исполняют роли в громких постановках прошлых сезонов, в премьерах ведущих современных режиссеров, а также в классических произведениях Моцарта, Вагнера, Штрауса, Глюка и других великих композиторов. Зрители могут насладиться традиционной театральной атмосферой, которую создают особые правила этикета и дресс-код.

Однако не остаются в стороне и те, кому не посчастливилось достать билеты на выступления. Для жителей и гостей Мюнхена по всему городу установлены огромные экраны, на которых транслируется программа фестиваля. Благодаря этому праздник оперы становится доступным для всех желающих.

Кроме выступлений, программа фестиваля также насыщена различными лекциями, гала-концертами, мастер-классами и показами документальных фильмов. Так организаторы хотят привлечь к оперной культуре тысячи новых людей.

В 2019 году фестиваль открылся 24 июня традиционной церковной службой в церкви Святого Михаила при участии ансамбля «Munich Opera Horns», оркестра и хора Баварской национальной оперы. Громкой премьерой этого года стала первая постановка «Покажи мне чудо» по мотивам «Снегурочки» Николая Римского-Корсакова под руководством Юлии Львовски и Франциска Конфорта.

Еще одно примечательное событие лета — концерт под открытым небом «Опера для всех». Музыканты Баварского государственного оркестра вместе с солисткой Соней Йончевой (сопрано) исполнят под дирижерством Микеле Мариотти произведения Верди и Дворжака.

Фестиваль продлится до 31 июля. Закрывать программу будет вагнеровская опера «Парсифаль» под дирижерством Кирилла Петренко. Режиссером выступит Пьер Оди, а роли исполнят Рене Папе, Йонас Кауфман, Вольфганг Кох, Нина Штемме и другие.

Соотечественники

Соотечественниками за рубежом являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации.

Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

— лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

— выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

Из Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»

И, наконец, «Трубадур»

Любопытным было сравнение нынешнего спектакля с премьерным, с разницей в полтора года. Вместо премьерного Йонаса Кауфмана главную теноровую партию пел Йонг Xун Ли. Обладатель сильного и светлого голоса, он справился со всеми сложностями партии. Правда, в дуэтах с Аней Хартерос не было ауры, они были спеты формально: чувств не заметно. Стретта в отличие от премьерной, была «одинарная» и в «транспорте» – вмecтo «до» мы услышали «си». Романс Манрико из вторoй картины первого действия был спета слишком громко. Традиционно он исполняется не в полный голос, здесь же по какой-то причине был форте. Красоты звукоизвлечению это не добавило. Ну и, сам исполнитель выглядел довольно щуплым, после статного Кауфмана, визуальный образ оказался слабоват. Актерской игры тоже не было замечено. Виталий Билый (Ди Луна), наоборот, продемонстрировал настоящего злодея, как драматически, так и вокально. Анна Смирнова (Aзyчeнa) также отлично справилась с ролью. Горан Юрич (Феррандо), обладатель слишком легковесного баса, если и выделялся, то в негативную сторону. Оркестр (дирижер Паоло Кариньяни) и хор – на высоте, как и во время премьеры.

«Трубадур» в Баварской опере

В сухом остатке следует подчеркнуть в целом отменный музыкальный уровень как премьерной постановки, так и обычных спектаклей. Ну а проблемы появились не сейчас, они есть практически везде, это боль, которая говорит о себе постоянно.

Тем не менее, я надеюсь, что новый главный дирижер и интендант смогут найти решение и в постановочной области, после чего, театр, несомненно сможет претендовать на первое место не только в рейтингах, но и в реальной жизни…

Фотографии предоставлены пресс-службой Баварской оперы

Итак, она звалась Лючией…

Густая пыль и графити на стенах в некогда парадном зале, разбитые окна, грязь, сломанная мебель. Траурная процессия, за которой наблюдает маленькая девочка, держащая в руках револьвер. Очевидно, что это метафора, показывающая прошлое богатство и настоящую разруху, которая возникла вследствие долгого противостояния двух семей. У такого противостояния не существует победителей, обе стороны являются проигравшими…

Музыкальная тема вступления ничего оптимистического не предвосхищает…

Все три действия происходят в таких сценических руинах. Как поясняется постановщиками, действие оперы перенесено в США в шестидесятые годы, прототип Лючии – Жаклин Кеннеди, Эдгар – Джеймс Дин. На протяжении всего действия в обиходе главных героев довольно много оружия, мне лично аналогия с Кеннеди показалась достаточно натянутой: скорее создавалось впечатление гангстерской драмы с враждующими двумя кланами и с преобладанием жестокой патриархальности. Именно такому миру пытается противопоставить себя Лючия, но, в итоге, находит свою свободу в безумии и смерти.


«Лючия ди Ламмермур» в Баварской опере

Идея вполне оригинальна, постановка достаточно интересная, арии и дуэты сопровождаются сильной экспрессией чувств, временами даже немного гиперболизированными. Единственный момент, который не убедил – сцена безумия. Было пояснение режиссера, что безумие в этой постановке это не совсем безумие и так далее. Лично мне как зрителю хотелось увидеть естественное поведение героини, чего я не увидел. Вместо безумия, Лючия истерично играет с пистолетом, задорно целясь то в зрительный зал, то в гостей на сцене. На самом деле, очень досадно, когда постановка не до конца осмыслена. Кровь почему то только на одежде Раймонда, а Лючия в вечернем платье без следов крови. В общем, что там на самом деле случилось в спальне – непонятно…

Но, все это не имеет первостепенного значения, когда слышишь столь великолепное исполнение. Несомненно, героиней премьеры была Диана Дамрау, исполнившая главную партию. Ее партнер, тенор Павол Бреслик вокально тоже был хорош, но не идеален: голос его очень и очень мягкий, как расстаявшее масло. Он, вероятно, идеальный Ленский, но не главный герой в этой опере Доницетти. Далибор Йенис, исполнивший партию брата Лючии стал как визуально, так и вокально, исключительным попаданием в цель. Также хочется отметить еще одного выдающегося исполнителя Георга Цеппенфельда (Раймонд), вокально он затмил практически всех, за исключением главной героини, а вот по роли был неубедителен, но это пoлнocтью остается на совести режиссера…

Кирилл Петренко (кстати, у него это была белькантовая премьера) и оркестр на первом премьерном показе в начале, до сцены бала, были чуть-чуть скованными, но во второй части, начиная с секстета, и полностью во время второго премьерного показа, оркестр раскрылся как бутон, звуковая палитра была неподражаемой и яркой. Единственное маленькое замечание: на первом премьерном спектакле в секстете не было слышно ни Алисы, ни Раймонда, на но втором – все было уже хорошо.

Да, для любителей стеклянной гармоники – как и на знаменитой записи Мариинского театра, на ней играл Саша Реккерт. Лично я бы предпочел флейту, но было интересно слушать не очень обычное сопровождение арии Лючии…

Легендарная «Богема» 1969 года

В день спектакля на Мюнхен обрушился снегопад, движение встало, здесь это чрезвычайное происшествие. Спектакль был задержан на пять минут, было много опоздавших, но обилие снега было прекрасным сопровождением для «Богемы»… Постановка 1969 года легендарного Отто Шенка, классическая сценография, мне даже показалось, что в толпе возник образ Анри Мюрже… Возле Café Momus множество статистов, изображающих парижан. Только еще Франко Дзеффирелли умел управлять таким огромными количеством народа в пространстве сцены, но, в отличие от него, у Шенка не ощущается перенасыщенности, людей ровно столько, сколько должно быть, кафе то, которое было на самом деле… Вообще, возникает впечатление полного погружения, вероятно, именно такие картины видел Пуччини, когда писал свою оперу.


«Богема» в Баварской опере

Полностью интернациональный состав: Рудольф – Воокьюнг Ким, Марсель – Андрей Бондаренко, Шонар – Андреа Боргини и Коллен – Николя Тесте. Воокьюнг Ким обладатель светлого и легкого голоса, с небольшим металлическим оттенком, исключительно соответствовал мягкому и хрупкому сопрано Аниты Хартиг, исполнительницы партии Мими, которая пела простуженной, что было объявлено перед началом. Впрочем, она, несмотря на простуду, справилась с ролью на отлично. Дуэт в первом действии был спет и сыгран удивительно слаженно: прикосновения, взгляды, все естественно. За пультом – молодой израильский дирижер Дан Эттингер, возглавляющий в настоящее время оперный театр Мангейма. Оркестр, как и ожидалось от оркестра такого уровня, представил оперную партитуру ясно, ярко и, в то же время бережно и выверенно. Причем хочу отдельно отметить как превосходный баланс оркестровых групп, так баланс оркестра и вокалистов.

«Ковент-Гарден» в Лондоне

У самого известного оперного театра Англии «Ковент-Гарден» в Лондоне богатая история и непростая судьба. Здание было построено в 20-30-х годах XVIII века, и первое представление прошло в 1732 году.

Почти 100 лет «Ковент-Гарден» был одним из двух театров в столице (вторым был «Друри-лейн»), пока не сгорел в 1808 году. Новое здание возвели всего за 9 месяцев, но в этот раз оно просуществовало еще меньше: второй пожар случился в 1856-м.

В третий раз театр строили 2 года, октрыв его постановкой Мейербера «Гугеноты».

Очередные испытания на его долю выпали уже в XX веке: во время Первой мировой он служил складским помещением, а в годы Второй мировой из него сделали дискотеку.

Возрождение началось лишь в 1945-м и, к счастью, серьезных происшествий с ним больше не случалось.

Один день в Мюнхене

Мюнхен, конечно, не столь знаменит, как, например, Рим или Париж. Но его совершенно заслуженно называют «тайной столицей Германии». Удачное расположение города на пересечении торговых путей, богатые рынки зерна, соли, других продуктов богатой земли Баварии, давали хорошие доходы правителям этой земли. А надо сказать, что правили Баварией в течение семисот лет герцоги, курфюрсты, короли из рода Виттельсбах – самой старой правящей династии в Европе. В традициях этой династии было покровительство искусствам. Они тратили значительные средства на строительство церквей, дворцов, архитектурных ансамблей, парков, фонтанов, создавали картинные галереи, строили театры. Мюнхен был превращен в средоточие самых разных архитектурных стилей. Но этот город…

Читать дальше

Достопримечательности Мюнхена

Баварская государственная опера (нем. Bayerische Staatsoper)

Рубрика: Мюнхен

Баварская государственная опера может оглянуться на свою долгую историю. Курфюрст Фердинанд Мария, по указу которого были также построены дворец Нимфенбург и церковь Театинеркирхе, построил в 17-м веке в Геркулесовом зале (нем. Herkulessaal) Мюнхенской резиденции зальный театр, в котором для придворного общества была поставлена первая итальянская опера. По указу курфюрста Баварии Максимилиана III Йозефа в 1753 году по проекту французского архитектора Франсуа Кювилье (Francois Cuvilliés) был воздвигнут новый великолепный театр Резиденции, Резиденц-театр (нем. Residenztheater), который сегодня известен посетителям как Кювилье-Театр (Cuvilliés-Theater).

В возрасте 19 лет Моцарт по заказу сочинил свою первую мюнхенскую оперу под названием Мнимая садовница (итал. La finta giardiniera). Ходатайство Моцарта о его постоянном оформлении на работу было однако отклонено курфюрстским двором.

В 1818 году оперный ансамбль получил с вновь созданным Национальным театром на площади Макса Йозефа новый дом, который до сих пор является самым большим оперным театром в Германии.

Царствование ценителя искусства баварского короля Людвига II (1864-86) связано с именем Рихарда Вагнера. Вскоре после своего вступления на трон, 19-летний король перевез в Мюнхен обремененного долгами композитора, чья опера Лоэнгрин два года до этого очаровала Людвига II. Дружба между правителем и музыкантом, полная споров и в политическом смысле имеющая трагический конец, явилась началом нового золотого века в истории мюнхенской оперы и музыкальной драмы. Вехами этого развития являются премьеры четырех шедевров Рихарда Вагнера: Тристан и Изольда в 1865 году и, три года спустя, Нюрнбергские мейстерзингеры. Вслед за этим в 1869 г. и 1870 г. последовали премьеры опер Золото Рейна и Валькирия. Королевский Национальный театр стал центром внимания европейского музыкального мира.

Под руководством главного управляющего Карла фон Перфалля (нем. Karl von Perfall) в 1875 году был организован Мюнхенский оперный фестиваль, который начался с опер Моцарта и музыкальных драм Вагнера.

Список важнейших дирижеров во главе Баварского государственного оркестра, чьи истоки прослеживаются с 1523 года, является легендарным: Бруно Вальтер, Ганс Кнаппертсбуш, Клеменс Краусс, Георг Шолти, Ференц Фричаи, Йозеф Кайльберт, Вольфганг Заваллиш, Зубин Мета, Кент Нагано.

Адрес: Max-Joseph-Platz 2, 80539 Мюнхен, Германия.

Карта расположения:

Баварский Национальный театр (нем. Bayerisches Nationaltheater)

  Мариенхоф (нем. Marienhof)

Похожие публикации:

Фонтан Отец Рейн (нем. Vater-Rhein-Brunnen)

Фонтан расположен в Мюнхене на музейном острове (нем. Museumsinsel) к северу от Людвигсбрюкке. Он посвящен Рейну, богу реки с тем же названием. Фонтан был создан мюнхенским скульптором Адольфом фон Хильдебрандом (1847-1921), чьи работы включают в с…

Макстурм (нем. Maxturm)

Макстурм – единственная сохранившаяся часть разрушенного во время Второй мировой войны здания Герцог-Макс-Бург (нем. Herzog-Max-Burg), или Максбург (нем. Maxburg). Максбург был построен по указу Вильгельма V Благочестивого в 1590 году архитектором …

Дом литературы (нем. Literaturhaus)

Дом литературы – культурное учреждение в центре Мюнхена, посвященное преподаванию литературы и организации литературных мероприятий. На Сальваторплатц (нем. Salvatorplatz), рядом с домом литературы, находится церковь Сальваторкирхе. Раньше на терри…

Максимилиансанлаген (нем. Maximiliansanlagen)

Максимилиансанлаген – парк, расположенный в городских частях Богенхаузен и Хайдхаузен Мюнхена между мостом Людвига и Макс-Йозеф-брюке. Его центральной точкой является 38-метровый памятник «Ангел мира». Парк Максимилиана был создан между 1856 и 1866…

Евангелическо-лютеранская церковь Святого Матфея (нем. Evangelical Lutheran. Pfarramt St. Matthew)

Церковь Святого Матфея на Зендлингер-Тор-Плац является преемником первой протестантской церкви в Мюнхене, которая находилась рядом с Карлсплатц. С 1799 года вместе с Каролиной, лютеранской женой курфюрста Макса IV Йозефа, в Мюнхен прибыла протестан…

Поделиться ссылкой:

Репертуар постановок

Первое представление в Баварской Опере состоялось еще в 1653 году. За все время существования ее сцена много раз становилось местом премьер произведений Вагнера, Моцарта, Пфицнера, Хенца и других знаменитых маэстро прошлого, а также современных авторов. Ежегодно здесь проходит более трехсот спектаклей.

В любое удобное время вы можете приобрести:

  • билеты на оперу в Мюнхене;
  • билеты на хореографические постановки, балеты;
  • билеты на концерты симфонического оркестра.

В летнее время здесь проводится знаменитый Мюнхенский оперный фестиваль, на котором выступают звезды сцены мирового уровня и не менее талантливые начинающие артисты. В репертуаре Баварской национальной оперы вы найдете настоящие классические шедевры.

Среди них: “Баядерка”, “Семирамида”, “Спартак”, “Ромео и Джульетта”, “Золото Рейна”, “Электра”, “Кавалер розы” и многие другие.

Музыкальное сопровождение всех представлений неизменно обеспечивает Баварский государственный симфонический оркестр под руководством дирижера российского происхождения Кирилла Петренко. На нашем сайте представлена актуальная афиша Баварской Оперы со всеми доступными предложениями. Вам остается только выбрать спектакль и дату!

Национальный театр в наше время

В 1963 году двери Мюнхенского Национального театра снова распахнулись. Посетителей ждал обновленный роскошный зал, вмещающий в себя одновременно 2100 человек. Пятиярусный зал с королевским ложем просто потрясает своими масштабами.

Если вы истинный ценитель классики, то вам однозначно следует посетить это историческое место. 

Стены театра в Мюнхене никого не оставят равнодушными, здесь в своё время собирали аншлаги знаменитый Штраус. Вагнер здесь ставил свои оперные представления   исключительно для короля Баварии  – для Людвига II. В истории главной сцены Мюнхена сохранилась масса имен мировых звезд оперы и балета, выступавших здесь, а также множества  знаменитых композиторов, талантливых дирижеров.

Почитателям высокого искусства непременно стоит посетить Мюнхенский национальный театр и оценить мировой уровень самого театра и проводимых на главной сцене музыкальных действ.

Метрополитен Опера

5. Нью-Йоркский “Метрополитен Опера” самый знаменитый театр в США и при этом самый современный из всех здесь перечисленных.

Он основан в 1883 году, отличается отсутствием столь роскошного убранства, как в других театрах. Зато здесь применены многие современные технологии, как, например, бегущая строка в спинке кресла.

Изначально в Метрополитен Опера любили ставить Вагнера. Также как и в Англии здесь ставят оперы на языке оригинала. Гонорары исполнителям здесь скромнее, чем в других местах, но петь на этой сцене все равно очень престижно.

Зал большой, вмещает 3 625 человек. Что интересно, театр не государственный и содержится на средства частных лиц и пожертвования фирм.

«Natural born conductor»

Несколько слов о «лучшем оперном дирижере» – Кириллe Петренко, который уже второй сезон является Генералмузикдиректором Баварской оперы. Неофициальное его прозвище у оркестрантов – «антимаэстро», что связано с его легендарной скромностью. Известно также немало других его прозвищ: «западно-сибирский Моцарт», «natural born conductor» (по аналогии с названием фильма Тарантино) и многие другие.

Родившийся в музыкальной семье в Омске (отец – скрипач, мать – вокалистка), в одиннадцатилетнем возрасте он уже дебютировал в фортепианном концерте с Омским симфоническим оркестром. В возрасте восемнадцати лет вместе с родителями эмигрировал в Австрию, где его отец получил возможность играть в симфоническом оркестре. После окончания консерватории в Фельдкирхене продолжил образование в Венском музыкальном Университете.

Зaтeм капельмейстер Венской Фольксопер (работая в которой, кстати, поставил первую авторскую редакцию «Бориса Годунова» 1869 года), музыкальный руководитель Майнингенского оперного театра (самый молодой в истории Германии), и, наконец, высшая лига: он дирижирует во всех известнейших оперных домах, и, практически со всеми симфоническими оркестрами. В 2002 году Петренко получает приглашение возглавить Комическую Оперу Берлина, которую поднял в музыкальном плане буквально из руин. С начала 2000-х его буквально забрасывают предложениями возглавить различные оперные театры и оркестры. Но маэстро не спешит, в одном из тогдашних интервью он так и заявляет: «Я делаю свою карьеру по возможности максимально медленно». Вспоминаются знаменитые строчки Евтушенко: «Я делаю себе карьеру тем, что не делаю ее».


Кирилл Петренко

И, наконец, в прошлом сезоне он согласился возглавить Баварскую оперу. С нескрываемой радостью и гордостью со словами «Habemus maestrum generalem» (по аналогии со знаменитым «Habemus papam» – «У нас есть Папа»), представил дирижера коллективу театра интендант Николаус Бахлер.

Самое главное признание для немецкого дирижера – участие в Байройтском фестивале. В позапрошлом и прошлом годах Петренко дирижировал вагнеровским «Кольцом» в Байройте, а это для дирижера в немецкоязычном пространстве Европы, так называемом DACH (Германия, Австрия и Швейцария), означает, что он неофициально – самый главный здесь маэстро.

С его именем связаны огромные надежды Баварской метрополии, и на нем лежит огромная ответственность – не забывая традиций и прошлых достижений театра, дать ему новое развитие. А мы, зрители, будем пристально следить за этим.

Во второй части статьи я постараюсь поделиться впечатлениями о неделе, проведенной в Мюнхене, точнее в Баварской государственной опере. Как известно, оценить театр объективно невозможно только по одной премьере, даже посещенной дважды. Для понимания, что там происходит, нужно обязательно побывать на обычных репертуарных спектаклях. Что и было сделано. Помимо двух премьерных спектаклей «Лючии ди Ламмермур», я также посмотрел два спектакля итальянского репертуара: довольно свежего «Трубадура», премьера которого состоялась летом 2013 года, и 45-ти летней давности (!) «Богему».

Как купить билет на представление

Пошаговая инструкция:

3. Выберите в списке заинтересовавшее представление и нажмите на кнопку «Buy tickets» справа от названия.

4. В новом окне уточните дату представления и категорию билета, затем нажмите внизу на кнопку «To the best seat booking».

5. Выберите количество необходимых билетов и нажмите на «Into the shopping cart».

6. Далее укажите способ доставки «Ticket direct» и подтвердите, что согласны с условиями.

7. Вам предложат войти в личный кабинет или пройти регистрацию – выбираем «Register».

8 . Введите ФИО, платежные реквизиты и другую требующуюся информацию.

9. После этого вас переадресует в стандартную форму интернет-оплаты с помощью банковской карты.

10. После успешной транзакции билет будет выслан по электронной почте. Также на сайте Баварской национальной оперы билет будет доступен при заходе в личный кабинет. Остается распечатать его и предъявить при входе на мероприятие.

Альтернативный вариант покупки билетов — заказ с помощью посреднических сайтов. Достаточно ввести в поисковую систему запрос «баварская опера купить билеты» – и вы найдете сотни предложений. Как правило, можно либо оставить онлайн-заявку, либо заказать билеты по телефону. Например покупку билета вы можете осуществить на рускоязычном сайте tritickets.

Наиболее простым способом остается приобретение билетов непосредственно в кассе театра.

Топ-10 лучших театров мира

Несмотря на то, что кинематограф существует уже давно, театры популярны как и в былые времена.

Да и может ли картинка сравниться с игрой актера “вживую”, когда ощущение духа спектакля буквально витает в зале?

И балет, и опера, и комедия, и мюзикл, любая постановка может всколыхнуть все чувства.

Так что сегодня мы поговорим о театрах, и хотя этот рейтинг, назван топом лучших театров, лучших или худших здесь нет и разделение условно.

Каждый театр уникален и неповторим, своей атмосферой, актерами, историей.

Так что в случае если не увидите здесь какой-то из знаменитых театров, не спешите с выводами, рассказать обо всех невозможно, а разделение, как уже сказано выше – условно.

Арена ди Верона

9. “Арена ди Верона”, аналогов этому театру нет во все мире, ведь он построен еще во времена императора Августа в первом веке нашей эры. Это овальный римский амфитеатр, и что самое интересное, функционирующий.

Уже триста лет на этой сцене даются спектакли, а в римские времена здесь умирали гладиаторы и проводились турниры.

С 1913 года ежегодно летом здесь проходит оперный фестиваль. Ставят в основном зрелищные постановки, такие как “Аида”, открывшая первый из этих фестивалей, “Турандот”, “Кармен”. “Арена ди Верона” способна вместить до 16 000 зрителей одновременно, что не под силу ни одному залу классических театров.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий