Видение внутри скифской степи

Искусство

Наиболее интересными произведениями искусства, обнаруженными археологами в скифских курганах являются предметы, декорированные в зверином стиле. Это и колчаны от стрел, и рукояти мечей, и женские ожерелья, ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Помимо изображений фигур животных часто встречаются сцены борьбы разных зверей. Изображения эти выполнялись при помощи ковки, чеканки, литья, теснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, бронзы или железа.

Все эти предметы искусства действительно были созданы скифскими мастерами, признак принадлежности их к скифам – особый способ изображения животных, так званный скифский звериный стиль. Животные всегда изображены в движении и сбоку, но при этом имеют голову, повернутую в сторону зрителя. Для самих скифов они служили олицетворением звериных тотемных предков, различных духов и играли роль магических амулетов. Также полагают, что разные звери, изображенные на рукояти меча или колчане со стрелами, призваны были символизировать силу, ловкость и храбрость скифского воина.

Обычаи

В трудах Геродота можно найти множество упоминаний о суровых, как и сами скифы, скифских обычаях. Так при убийстве первого противника скифу полагалось испить его кровь. Имели скифы также подобно американским индейцам плохую привычку снимать скальпы с поверженных врагов, из которых потом шили себе плащи. Чтобы получить свою долю в добыче скифу требовалось предъявить отрубленную голову врага, а из голов особенно лютых врагов делались чаши. Также каждый год скифская знать организовывала пиры, участвовать в которых можно было только скифу, убившему какого-нибудь врага.

Популярным в скифском обществе было гадание, специальные прорицатели гадали с помощью связок прутьев или при помощи липовой мочалы. Дружеские узы скифы закрепляли особым ритуалом – в чашу с вином выливалась кровь обоих друзей, затем после произнесенных клятв, это вино с кровью выпивалось обоими друзьями.

Начало упадка

Скифы смогли создать по-настоящему сильную державу, однако они были далеко не единственным сильным кочевым народом в своём регионе. В 280-260 годах до нашей эры на скифские земли приходят родственные им племена сарматов, что оттесняют и убивают многих представителей этого народа.

Однако скифы не спешили сдаваться. Во II столетии до нашей эры в Крыму Скифское царство входит в пору своего процветания. Увы, этот “золотой век” продлился недолго — государство скифов просуществовало лишь до III столетия нашей эры.

В дальнейшем оно было уничтожено готскими завоевателями. В период Великого переселения народов скифы и вовсе перестали существовать как этнос. Они смешались с другими кочевниками, став основой для появления новых племён. Однако и сегодня во многих из нас течёт кровь этих великих кочевников, истинных властителей степных просторов.

Скифское общество и его упадок

Религиозные представления скифов

Согласно данным Геродота, особым почитанием у скифов пользовались семь главных богов. Первое место среди них принадлежало Табити — богине огня, стихии, считавшейся особо священной у всех индоиранских народов древности. Следом за ней в скифской религиозно-мифологической иерархии почитали супружескую пару — божества неба и земли Папая и Апи, считавшихся прародителями людей и создателями всего земного мира. Четыре бога третьего «разряда» олицетворяли, видимо, этот земной, телесный мир. Среди них наиболее известен нам бог, воплощенный в древнем железном мече. Его скифское имя до нас не дошло, но зато Геродот подробно описывает способы поклонения ему. По словам историка, в каждой из областей Скифского царства сооружался из хвороста гигантский алтарь, посвященный этому богу. Водруженному на вершине алтаря мечу-акинаку приносили в жертву домашних животных и каждого сотого пленника.

Украшение конской сбруи из I Пазырыкского кургана. Горный Алтай.

Общескифской святыней был, по-видимому, огромный бронзовый котел, находившийся в урочище Эксампей, в междуречье Днепра и Южного Буга: по свидетельству Геродота, котел этот был отлит из бронзовых наконечников стрел, снесенных сюда — по одному от каждого воина — по велению скифского царя Арианта, желавшего таким образом выяснить численность своих подданных. Котел, конечно, не сохранился, но о его форме можно судить по многочисленным бронзовым котлам, зачастую находимым в скифских курганах. Что же касается размеров находившегося в Эксампее котла, то данные Геродота на этот счет, несомненно, преувеличены и имеют чисто легендарный характер.

Общественная иерархия

В соответствии с древней индоиранской традицией скифское общество делилось на три сословия— воинов, жрецов и рядовых общинников: земледельцев и скотоводов. Каждое из сословий вело свое происхождение от одного из сыновей первопредка и обладало своим священным атрибутом. Для воинов им служил боевой топор, для жрецов — чаша, а для общинников — плуг с ярмом. Скифский миф повествует, что эти золотые предметы упали с неба в начале мира и с тех пор стали объектом почитания у скифских царей.

К мифической эпохе первотворения традиция относит и формирование политической структуры скифского царства, во главе которого стояло три царя. Такая политическая организация существовала, как мы знаем, и в эпоху скифо-персидской войны. Ее крушение относится к середине IV в. до н.э., когда царь Атей стал единовластным правителем Скифии. Эпоха Атея, к которой относятся почти все наиболее известные богатые скифские курганы, — период последнего подъема могущества скифов. Внутренние причины последовавшего затем упадка Скифии еще не вполне ясны исследователям.

Вторжение сарматов

Лучше известны нам способствовавшие этому внешние факторы. Так, античные источники сохранили сведения о серьезном поражении, нанесенном скифам в 339 г. до н.э. Филиппом Македонским, когда в сражении погиб и сам скифский владыка Атей, к тому времени уже 90-летний старец. Но главную роль в крушении Скифии сыграло нашествие с востока, из приуральских степей, сарматов — народа, принадлежавшего к той же, что и скифы, этно-языковой семье. Ко II в. до н. э. сарматы заняли уже все днепровское левобережье, а несколько позже проникли и на правый берег Днепра.

Описывая сарматское нашествие на Скифию, Диодор Сицилийский сообщает, что они опустошили значительную ее часть и, «поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню». Конечно, уничтожить все население Скифии эта катастрофа все же не могла. Остатки скифского населения сохранились, в частности, в многочисленных укрепленных городищах, возникших в это время по обоим берегам Днепра. В культуре их обитателей слились черты, унаследованные от эпохи расцвета Скифского царства, и те, что были принесены новым населением Причерноморья — сарматами. Но то была уже новая страница в истории региона, известна достаточно детально.

Предскифская эпоха в Восточной Европе

На переходном этапе бронзы к эпохе железа в европейской части степей, в Северном Причерноморье и на близлежащих территориях в предскифскую эпоху (IX-VII вв. до н. э.) получила развитие кочевническая скотоводческая культура.

В основном она представлена погребениями. Археологи отождествляют ее с киммерийцами. Упоминания об этом народе встречаются в трудах античных и переднеазиатских авторах. Многие древнегреческие авторы считают, что прародина киммерийцев находится именно в Северном Причерноморье или на близлежащих территориях.

Таким образом, киммерийцы являются древнейшим из народов Восточной Европы, чей этноним известен.

Проведенные учеными исследования говорят о том, что носители северо-причерноморской киммерийской культуры тесно контактировали с оседлыми земледельческо-скотоводческими племенами восточноевропейской лесостепи, Крыма, Северного Кавказа и, возможно, лесного Волго-Камья.

При этом некоторые античные и многие переднеазиатские авторы в своих работах пишут о киммерийских военных походах в Закавказье и Переднюю Азию, имевших место в VIII-VII вв. до н. э. Некоторые древнегреческие авторы утверждали, что эти походы и последующее переселение киммерийцев на территорию Малой Азии были вызваны их изгнанием из Северного Причерноморья скифами. Возможно, именно этот факт и служит объяснением того, что на территории Северного Причерноморья отсутствуют археологические памятники киммерийско-предскифского типа.

Однако в собственно скифских памятниках присутствуют следы кимерийской материальной культуры, поэтому нельзя утверждать, что киммерийцы были не полностью изгнаны и ассимилировались со скифами.

В последние годы ученые ведут активный спор по поводу хронологических и территориальных рамок киммерийской культуры, ее языковой принадлежности и взаимоотношений со скифами. Точно можно сказать только то, что скифы не были автохтонами Северного Причерноморья, это было пришлое население.

Культура

Вся культура скифов, их жизнь, их быт буквально пропитана воинским делом, очевидно иначе в тех суровых условиях, в которых они жили, было не выжить. Воинами в скифском обществе были не только все мужчины, но и большинство женщин. Именно с суровыми скифскими воительницами связаны античные легенды о племени амазонок, отважных женщин-воинов. Во главе скифского общества пребывала так званная военная знать – царские скифы, которых в свою очередь возглавлял скифский царь. Однако власть скифского царя не была абсолютной, он скорее был первым среди равных, нежели владыкой с неограниченной властью. В функции царя входило управление войском, также он был верховным судьей, занимался разрешением споров между своими подданными и исполнял религиозные ритуалы. Зато важнейшие дела обсуждались на демократических народных собраниях, известных как «совет скифов». Порой совет скифов даже решал судьбу своих царей.

Неугодного царя также могли запросто скинуть и убить, как например, случилось со скифским царем Анархарсисом, который после того как женился на гречанке, пристрастился к греческой культуре и греческому образу жизни, что остальные скифы восприняли как предательство царем скифских обычаев и карой за это стала смерть царя.

К слову о греках, скифы на протяжении веков вели с ними интенсивную торговлю, особенно с греческими городами-колониями в Причерноморье: Ольвией, Херсонесом. Там скифы были частыми гостями, и, разумеется, некоторые культурные влияние греков таки затронули скифов, в их захоронениях очень часто находили греческую керамику, греческие монеты, греческие женские украшения, даже разные произведения искусства греческих мастеров. Некоторые особенно просвещенные скифы, как уже упомянутый нами скифский царь Анархарсис проникались идеями греческих философов, старались нести свет знаний Античности своим соплеменникам, но увы, печальная судьба Анархарсиса говорит, что не всегда это было успешно.

Откуда они взялись

Далеко не все исследователи считают, что авторами каменных баб, много веков назад установленных на степных курганах юга России, являются именно половцы. Различные авторы «подозревали» в изготовлении этих статуй сарматов, гуннов, монголов, печенегов, болгар или предков современных казаков. Само по себе наличие столь древних исторических объектов на Дону свидетельствует о том, что в здешних местах тысячу лет назад существовала достаточно развитая культура, оставившая после себя многочисленные объекты материального наследия.

И все же, большинство ученых считает, что статуи были созданы половцами. Об этом свидетельствуют различные исторические детали, оружие и одежда каменных баб, характерная для представителей исчезнувшего народа.

Интересно заметить, что францисканский монах Вильгельм де Рубрук, посетивший Монгольскую империю в 1253-1254 годах, в своей знаменитой работе «Путешествие в восточные страны» написал: «Команы насыпают большой холм над усопшими и воздвигают ему статую, обращенную лицом к востоку и держащую у себя в руке перед пупком чашу».

Поэтому многие исследователи полагают, что каменные бабы устанавливались на курганах, где находились захоронения представителей половецкой родовой знати или знаменитых воинов.

Теории происхождения

Но кем же были предки воинственных скифов? На этот счёт существует две официальные гипотезы. Одну из них подробно раскрыл советский археолог Борис Граков. Он придерживался мнения, что большинство скифских племён принадлежали к автохтонным народам, а их предками стали этносы, создавшие срубную культуру.

Не секрет, что район Причерноморья знал несколько волн миграции. Вероятно, переселенцы, являющиеся представителями срубных культурных общностей, постепенно смешивались с населением, пришедшим ранее на эти земли.

Скифы / Alexander Deruchenko / deruch.artstation.com

Несмотря на всю обоснованность этой версии, остаётся один неизвестный элемент: культура скифов, их известные “звериные” орнаменты и декоративные элементы не были свойственны “срубникам”, а значит, были заимствованы у других племён.

Советский историк Алексей Тереножкин высказывал совершенно иное мнение. Благодаря его трудам появилась так называемая центральноазиатская теория происхождения скифского народа. Он предполагал, что скифы не были связаны с местными племенами Причерноморья — кочевники просто пришли на эти территории в VII веке до нашей эры, а их родиной являлась Азия.

Развитие кочевого хозяйства в степях Восточной Европы и Средней Азии

В начале 1 тысячелетия до н. э. в связи с развитием земледель ческого и скотоводческого хозяйства (в частности, в связи с дальнейшим развитием коневодства) на большой территории от Черного моря до степей Средней Азии ускоряется процесс разделения племён на земледельцев и кочевников-скотоводов.

В то время как в приречных низменностях (например, в Приднепровье) продолжает развиваться мотыжное земледелие, дающее уже значительное количество продукта, в степных районах с целью расширения возможности пастьбы скота и увеличения стада население постепенно переходит от оседлого к кочевому скотоводству. Возможность перехода на кочевое скотоводство обеспечивалась не только большей подвижностью племён, которую создало приручение лошади и изобретение кибитки-юрты на колёсах, но и ростом межплеменного обмена, что позволяло удовлетворять некоторые нужды кочевников за счёт продуктов, создаваемых земледельцами.

В то же время подвижные и воинственные племена кочевников могли обеспечивать свои нужды — в той мере, в какой они не покрывались собственным кочевым хозяйством,— и путём набегов на земледельческие области, а иногда даже путём установления более постоянной зависимости этих областей.

Заманчивым объектом для набегов кочевников являлись, конечно, области древних цивилизаций, откуда издавна в степи Северного Причерноморья доходили различные культурные изобретения. Отдельные группы кочевников, сдвинутые, как полагают, со своих мест перемещениями каких-то племён, проникают через Кавказский хребет и устремляются к странам Передней Азии.

Некоторые этапы истории скифов

Приход в Причерноморье

По мнению Геродота, в первоначальный период истории скифов, они изгнали всех киммерийцев со своей земли. Но это не подтверждается археологией: многое в культуре скифов обнаруживает прямую преемственность от культуры Причерноморья предшествующей поры. Скорее всего скифский союз племен образовался в ходе завоевания пришедшим с востока племенем близкородственных ему обитателей этой территории. Не исключено, что завоеватели были прямыми предками того из скифских племен, которое Геродот в V в. до н.э. знает под именем «скифов царских», сообщая, что они господствуют над остальными скифами, считая их своими рабами. Вероятно, именно это племя первоначально и было носителем самоназвания «скифы».

Оборотная сторона зеркала. Деталь. Келермесский курган. Кубань.

Согласно рассказу Геродота, после покорения Причерноморья скифы, преследуя бежавших киммерийцев, вторглись в Переднюю Азию. Это сообщение подтверждается данными древневосточных текстов, в которых вторгшийся народ именуется «шкуда» — другая передача того же этнического названия. Чаще, впрочем, всех северных пришельцев восточные писцы именовали «гимирри» — киммерийцы, и такое обобщенное их именование лучше всего говорит за то, что скифы и киммерийцы были близки между собой этнически и культурно. Скорее всего в действительности имело место не единовременное вторжение обитателей Причерноморья на древний Восток, а постепенное — несколькими волнами — их проникновение сюда начиная по крайней мере с конца VIII в. до н.э.

Скифы в Передней Азии

На протяжении всего VII в. до н.э. скифо-киммерийские военные отряды активно участвовали в политической жизни Передней Азии, вмешивались в конфликты между государствами, поддерживали одних, наносили удары другим. Позже, потерпев ряд поражении, скифы покинули этот регион и вернулись в Северное Причерноморье. С этого времени начинается примерно четырехсотлетний период их господства в причерноморских степях. Но пребывание скифов на Ближнем Востоке, знакомство с древневосточной цивилизацией не прошло бесследно, оставив заметный след в облике скифской культуры.

До упомянутых походов обитатели причерноморских степей (как и другие индоиранские народы на ранних стадиях их истории) не знали изобразительного искусства, ограничиваясь для декорирования своей бытовой и ритуальной утвари простейшим геометрическим орнаментом. Когда же социальное развитие скифского общества, особенно ускорившееся как раз в период завоевания скифами Причерноморья и походов их в Переднюю Азию, потребовало создания художественного языка, призванного воплотить определенные религиозно-мифологические концепции, связанные с представлениями об иерархической организации общества и о божественном происхождении института царской власти, для этой цели были использованы образы, заимствованные из древневосточного художественного репертуара.

История

Расцвет скифской цивилизации приходится на VII век, именно в это время скифы господствовали не только в степях Причерноморья, но и всей Малой Азии, где создали скифское государство Ишкуза, правда к началу VI века из Малой Азии они были вытеснены. В это же время следы пребывания скифов найдены на Кавказе.

В 512 году до н. е. все племена скифов сплотились для отражения персидского завоевания предпринятого царем Дарием І. Попытка завоевать земли скифов провалилось, персы были разбиты. Неудачный поход Дария на скифов подробно описан все тем же Геродотом, против завоевателей скифы использовали весьма оригинальную тактику – вместо того чтобы дать персам генеральное сражение, они заманили их вглубь своей территории, всячески избегая генерального сражения и постоянно изматывая персидские войска. Под конец им уже не составило значительного труда победить ослабленных персов.

Через какое-то время уже сами скифы напали на соседнюю Фракию (территория современной Болгарии) и успешно завоевали эти земли. Затем случилась война с македонским царем Филиппом, который нанес скифам сокрушительно поражение, вновь отбросив их в степы Причерноморья.

Примерно в III-II веке до н. е. скифская цивилизация начинает приходить в упадок. Значительно сократилась и территория, где обитали скифы. В конце концов, сами скифы были завоеваны и уничтожены их далекими родственниками – кочевыми племенами сарматов. Остатки скифского царства еще какое то время продолжали сохраняться в Крыму, но и оттуда они вскоре были вытеснены племенами готов.

Евразийский степной пояс

Войлочные фигурки лебедей из V Пазырыкского кургана. Горный Алтай.

Необходимо кратко коснуться и культуры тех частей евразийского степного пояса, которые располагались к востоку от Скифии. Материальная их культура в результате раскопок сотен и тысяч курганов. Именно произведенные раскопки позволили выявить культурную близость обитателей евразийских степей и причерноморских скифов, хотя каждый из народов этого круга обладал и специфичными, лишь ему присущими культурными чертами. Курганы упомянутых племен были исследованы в низовьях Сырдарьи и в Центральном Казахстане, на Тянь-Шане, Памире и Алтае, в Минусинской котловине и даже в Восточном Туркестане.

Пожалуй, наибольшего внимания заслуживают памятники так называемой пазырыкской культуры, обнаруженные в Горном Алтае. Климатические условия, характерные для зоны распространения пазырыкских памятников, и особенности конструкции присущих им погребальных сооружений привели к образованию в подкурганном пространстве локальных линз вечной мерзлоты. Это обеспечило сохранение в могилах Пазырыка и некоторых других могильников данного региона предметов, изготовленных из органических материалов, обычно в земле бесследно разрушающихся. Среди них — одежда погребенных, украшения и утварь из резного дерева, войлочные и ворсовые ковры и т. д. Даже тела самих похороненных здесь людей, украшенные замысловатой татуировкой, хорошо сохранила вечная мерзлота.

С каждым поколением, даже с каждым полевым сезоном знания о жизни, быте, культуре давно исчезнувших народов неуклонно пополняются.

Наследие скифов

Ни один из древних народов не уходит с исторической сцены бесследно. Его культурное наследие переходит к его преемникам. Самый ощутимый скифский пласт отложился в нартском эпосе, бытующем у разных народов Северного Кавказа. Среди этих народов, конечно, следует прежде всего назвать осетин — ираноязычный народ, родственный если не самим скифам, то племенам скифского круга. Ныне нартский эпос — достояние самых различных кавказских народов, и в каждой его версии можно выявить элементы, восходящие к эпохе скифов — народа, жившего на земле в далеком прошлом, но оставившего в истории мировой культуры заметный и самобытный след.

Особенности скифов

Скифы представляли собой группу кочевых племён, что занимали значительные территории. К этому народу принадлежали и кочевники Забайкалья и Северного Китая, однако наибольшее количество сведений, сохранившихся у античных авторов, относится к скифским воителям Причерноморья, а также земель в устьях Дуная и долины Дона.

Несмотря на то, что многие учёные сходятся во мнении, что скифы были ираноязычными кочевниками, мнения об их происхождении кардинально различаются. Ряд историков предполагает, что именно скифские племена принадлежали к древним арийцам, другие же поддерживают теорию, высказанную их античным коллегой, Геродотом, о том, что скифы являлись группой из различных общин, объединённых родственными узами и общими предками.

Скифский военачальник / zalan kertai / kertaizalan.artstation.com

Не вызывают сомнения и антропологические различия скифов, что наблюдались внутри самого этноса. Так, к примеру, лесостепные племена отличались более узкими и вытянутыми чертами лица в сравнении со своими степными “братьями”.

Знаменитый древнегреческий целитель Гиппократ отмечал следующие особенности народа:

Скифская королева / Alexander Deruchenko / deruch.artstation.com

Таинственные статуи

Доктор исторических наук Герман Федоров-Давыдов более полувека назад посвятил данной теме статью «Остолбенев до немоты…», которая вошла в сборник его работ «Курганы. Идолы. Монеты» (Москва, 1968 г.). Ученый сравнил эти таинственные статуи со знаменитыми истуканами острова Пасхи и отметил, что каменные бабы встречаются по всему югу России, их можно увидеть в музеях Новочеркасска, Ростова-на-Дону, Азова, Краснодара и Ставрополя.

Речь идет о статуях, изготовленных преимущественно из серого песчаника и установленных на степных курганах. Высота каменных баб варьируется от 1 до 4 метров. Они представляют собой схематичные изображения людей, которые двумя руками держат у живота некий сосуд или чашу. Причем, пропорции человеческого тела заметно искажены: статуи имеют массивные плечи, короткие ноги, большие головы с плоскими лицами. Некоторые исследователи полагают, что древние мастера при создании каменных баб стремились, чтобы они были узнаваемы с большого расстояния, этим и объясняется нарушение пропорций.

Среди статуй встречаются как изображения женщин, так и мужчин. Это можно понять по деталям одежды, прическам, оружию и длинным усам. Поэтому многие ученые считают, что название каменных истуканов произошло от тюркского слова «баба» (ударение на втором слоге), которое означает «старший, уважаемый мужчина или предок».

Интересно, что в степях Северного Причерноморья наряду с половецкими статуями ученые находят и более древние, создание которых большинство специалистов приписывает скифам, населявшим эти земли с VIII века до н. э. по IV век н. э. Многие из скифских каменных истуканов также держат у пупка некую чашу или рог для питья. Правда, они прижимают этот сосуд к животу только одной рукой.

Общая характеристика предскифской эпохи

Первые упоминания о бесписьменных народах, населявших степи Евразии – от Причерноморья до Прибайкалья и плато Ордов в Северо-Восточном Китае, относятся к раннему железному веку.

В основном речь идет о жителях степной зоны – киммерийцах, скифах, меотах, савроматах, сарматах, саках, массагетах и др. Также встречаются упоминания о более северных этносах, благодаря чему археологи в ходе проведения исследования могли соотносить несколько археологических культур, культурных общностей и областей с теми или иными этносами и этноязыковыми образованиями.

В эпоху раннего железа на вышеуказанной территории появляются древнейшие государства, с которыми начинают контактировать создатели культур степного пояса Евразии. Так, в начале I тыс. до н.э. в Закавказье появляется государство Урарту. С ним у киммерийцев и скифов были довольно сложные взаимоотношения. В VI в. до н.э. там же появляются Колхидское царство и Древняя Армения. В VII-VI вв. до н.э. в Северном Причерноморье появляются первые греческие колонии, расцвет которых приходится на V-IV вв. до н.э.

Греческие государства Причерноморья поддерживали тесные связи с племенами Восточной Европы. Их основным партнером были скифы, а позже сарматы.

В VI I – первой половине VI в. до н.э. возникает Бактрийское государство, а потом Хорезмское, которое поддерживало тесные контакты с сако-массагетскими племенами.

Предок, враг или божество

Спорят ученые и о том, с какой целью древние мастера создавали эти странные статуи. Одни полагают, что каменные бабы являлись изображениями божеств, которым поклонялись местные жители. Другие видят в данных изваяниях неких сверхъестественных покровителей конкретных родов или семей. Третьи – уважаемых предков или прародителей. Четвертые – убитых врагов, которые теперь мистическим образом связаны со своими победителями и должны оказывать им поддержку из мира духов.

Кандидат философских наук Ренарт Шарипов считает половецкие статуи неотъемлемой частью погребальной культуры тюркских народов. Об этом он рассказал в статье «К проблеме генезиса традиции древнетюркских каменных изваяний и ее связи с трансформацией культа предков», которая вышла в журнале «Вестник Академии наук Республики Башкортостан» (том 23, № 2 за 2017 г.).

По мнению исследователя, каменные изображения солидных, дородных и величавых мужчин и женщин отражают происходившую в сознании кочевников эволюцию культа предков, когда душа покойного сначала символизировала собой уважаемого прародителя, затем – семейно-родового покровителя, а на более позднем этапе развития религиозных представлений – местное божество.

«Таким образом, генезис каменных изваяний напрямую связан с ранними этапами этногенеза тюрков, и вполне вероятно, что самые древние носители традиции создания каменных изваяний в степях Евразии эпохи бронзы и раннего железного века генетически связаны с тюркоязычными племенами эпохи каганатов», – отметил Р.Г. Шарипов.

Ученый считает, что авторами более древних статуй, приписываемых ираноязычным скифам, на самом деле являлись предки тюркских племен. При этом исследователь ссылается на явное сходство между статуями разных эпох, которые изначально изображали умершего родственника. Так покойный, высеченный из камня, мог символически присутствовать на собственных поминках. Поэтому в руках каменных изваяний, независимо от времени их создания, имеется сосуд для питья, из которого мертвец должен как бы пить алкогольный напиток вместе с живыми сородичами на пиру, устроенном в его честь.

Не исключено, что впоследствии половцы поклонялись каменным изображениям своих предков, совершали перед ними жертвоприношения.

Что с ними стало

Эпоха Средневековья с ее мистическими табу давно прошла, и уже в XVIII веке люди, далекие от суеверных опасений, начали использовать каменные статуи в своих целях. Сначала их устанавливали на перекрестках торговых путей вместо верстовых столбов и указателей направления, затем и вовсе стали растаскивать по дворам.

Одни каменные бабы были раздроблены, а их осколки использовались при строительстве. Другим истуканам повезло больше – их установили возле частных домов, в парках и местах отдыха. Некоторые статуи попали в музеи или стали частью городского ландшафта. Остальные просто лежат, сброшенные с курганов, на вершинах которых теперь располагается геодезическое или телекоммуникационное оборудование.

Впрочем, отголоски древних верований все еще сохраняются в народе. Некоторые люди, в чьих населенных пунктах стоят каменные бабы, моют и украшают их перед праздниками, желая тем самым задобрить древних духов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий