Государственный музей палехского искусства

Крестовоздвиженский храм

Последним объектом нашей экскурсии должен был стать Крестовоздвиженский храм, полностью расписанный палехскими мастерами. В своё время он был объявлен музеем и это спасло его от уничтожения. Но в шесть часов вечера храм оказался закрыт и мы в него не попали.

Крестовоздвиженский храм Палех

Палехские шкатулки до сих пор считаются хорошим подарком. Производство не «умирает» несмотря на то, что изделия довольно дорогие, а вокруг много дешёвых китайских подделок. Работает и училище, выпускающее новых мастеров лаковой миниатюры. Кстати, школу иконописи тоже возрождают.

На сувениры времени нам не дали. Лично я и не собиралась ничего покупать, поскольку заранее представляла цену изделий. Но, просто заглянув в лавку, увидела предмет, доказывающий, что Палех – это не только шкатулки и что мастера стараются идти в ногу со временем.

Палехские храмы и монастыри

Палех – это поистине святой край. Вся жизнь местных жителей на протяжении многих веков неотрывно была связана со служением Богу. Неудивительно, что в окрестностях этого небольшого города расположено большое количество монастырей, церквей и храмов.

Церковь Иконы Божией Матери «Взыскание Погибших»

Адрес: ул. Зиновьева, 44.

Небольшая деревянная церквушка была заложена в 1999 г. Строилась она в течение 6 лет на средства жителей Палеха, спонсоров и настоятеля Ильинского храма игумена Филарета. Уникальная церковь относится к типу кладбищенских часовен и используется для панихид и отпеваний.

По престольным праздникам и в дни поминовения усопших в ней совершается Божественная литургия. Особую красоту внутри церковного здания создает резной иконостас, выполненный в лучших традициях палехского творчества. Его изготовлением занимались мастера иконописной мастерской города А.В. Влезько и Ю.В. Федорова.

Церковь Илии Пророка

Адрес: ул. Горького, 6.

Небольшая кладбищенская церковь эта существует достаточно долгое время. Первоначально она была полностью деревянной, но в конце XVII века дерево заменили кирпичом, а кровлю покрыли сначала черепицей, потом и вовсе сделали металлической. Постройка выполнена в виде четверика с одной главкой. С западной стороны расположена трапезная, к которой примыкает колокольня.

Внутренние росписи, выполненные мастерами софоновской артели, были уничтожены в советское время, как и часть надгробий на прилегающем кладбище. Храм был отдан под склад, а часовня, стоящая рядом, полностью разрушена. Вернуть церковь удалось лишь в 1989 г., тогда же началось восстановление поруганного интерьера. Все работы по реставрации настенной росписи велись палехскими мастерами, в соответствии с древними традициями иконописи.

Преображенская церковь

Адрес: д. Большие Дорки.

Белоснежная каменная церковь с куполами, покрытыми лазурью, находится в деревне Большие Дорки. Ранее на ее месте располагался деревянный храм с приделами Николая Чудотворца и Святого апостола Никанора. Сегодня она стоит в центре деревенской площади, на пересечении двух главных улиц.

Часовня Александра Невского

Адрес: ул. Ленина, 59.

Сегодняшняя часовня — копия разрушенной дореволюционной. Восстанавливалась она в основном на средства прихожан и настоятеля Ильинского храма. Существует предание, что место для ее закладки было выбрано неспроста. Здесь останавливался сам князь Александр Невский, в честь которого она и получила свое имя. Впрочем, местные жители и сами путаются, иногда говоря, что в это место привозили мощи святого князя. Освящение часовни состоялось в 2008 г., провел его епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф.

Знаменская церковь

Адрес: с. Красное.

Находится неподалеку от Палеха, в селе Красное. Это единственная церковь в районе, которая на протяжении 200 лет не подвергалась уничтожению и обезглавливанию. Постройка относится к 1804 г. Ее возвели на месте старого погоста с деревянной часовней. Средства для строительства были предоставлены помещиком Бутурлиным.

Белоснежный храм имеет несколько пристроек и парадные арочные ворота, а в XIX веке к нему добавились паперть и портики с севера и юга. Храмовое здание окружено ажурной кованой оградой с кирпичными столбиками. За ней же располагается и дом священника. Интерьеры церкви полностью повторяют традиции русского православия. Сюжеты настенных росписей выполнялись мастерами палехской иконописи по мотивам Ветхого и Нового завета.

В начале XX века храм был отреставрирован во фряжском стиле, а для фресок использовались сюжеты французских мастеров. Поэтому на сегодняшний день Знаменский храм является уникальным памятником религиозной культуры, в которой гармонично сочетаются русское и европейское течения иконописи.

Государственный музей палехского искусства

Открытие галереи произошло в марте 1935 года. В главном зале музея представлены экспонаты, представляющие широко известную живопись этого города. Один из залов посвящён русской иконописи, причём здесь выставлены как современные иконы, так и написанные в XVII веке. Несколько экспозиций посвящено палехской лаковой миниатюре различных периодов.

Здесь располагаются различные шкатулки с нанесёнными на них сюжетами русских сказок. Также в музее есть коллекция живописи, относящаяся к 20-30-м годам прошлого столетия. В состав галереи входит Музей – мастерская Н.В. Дыдыкина, Дома – музеи П.Д. Корина, И.И. Голикова и Н.М. Зиновьева.

Местоположение: улица Ленина — 6.

Дом – музей Н.М. Зиновьева

Николай Михайлович Зиновьев – народный советский художник, родившийся и работавший в посёлке Палех. Экспозиция музея состоит из личных вещей мастера – книги, фотографии, большое количество картин, выполненных Николаем Михайловичем.

Дом включает в себя всего лишь одну комнату, которая служила и спальней, и столовой, и рабочим кабинетом художника. Кроме этого помещения есть также кухня с русской печью. Особенно интересно внешнее оформление дома: белые «кружевные» наличники, светёлка и высокое крыльцо. Напротив музея в центре улицы находится колодец – «журавль», до сих пор являющийся единственным источником питьевой воды в этом районе.

Государственный музей палехского искусства

Музей открылся для посещения в 1935 года в дни празднования 10-летнего юбилея артели палехских художников. Экспозицию представляли более 500 экспонатов — произведений лаковой миниатюры и графики. Большой вклад в пополнение коллекции внес Г. В. Жидков, который возглавлял музей до 1938 года. В этот период поступило множество работ на пушкинскую тему. Мастера применили этот жанр по совету самого Жидкова. Лучшими работами являются пластина «Сказка о рыбаке и рыбке», шкатулка с сюжетом из «Сказка о царе Салтане».

Чтобы сохранить иконы закрывающихся храмов, в 1930-е годы руководство музея договорилось с Наркомпросом РСФСР о передаче в фонды учреждения имущества Крестовоздвиженского храма. В последствие музей получил ценные иконы также из других закрытых церквей Палехского района.

Музей палехского искусства

Зал «Старый Палех» находился в Крестовоздвиженском храме вплоть до 1992 года. В 2014 году коллекция икон переехала в новое музейное здание.

На сегодняшний день экспонатов музея насчитывается более 1500. Они расположены в 3-ех залах. Большинство экспонатов представляют жизнь и работу художников

Внимание посетителей привлекают красивые шкатулки, расписанные сюжетами разных сказок. Большая часть экспонатов создана в начале прошлого века

На заметку! В состав музея входит несколько подразделений, которые расположены в разных местах города. Это Музей икон и дома, в которых проживали знаменитые художники: И. И. Голиков, Н. М. Зиновьев, П. Д. Корин,  Н. В. Дыдыкин.

Адрес: ул. Баканова, 50.Режим работы: Вт-Вс – 10:00-17:30, выходной — понедельник.

Знаменская церковь

Свято-Знаменская церковь находится рядом с шоссе Шуя-Палех, у въезда в поселок Красное. Ранее она была кладбищенским деревянным храмом, который постепенно обветшал. Новую церковь из кирпича построили в 1804 году благодаря пожертвованиям помещика П. Н. Бутурлина. Историки предполагают, что к ней в начале XIX века были пристроены паперть и портики на севере и юге. Освящен храм в 1810 году.

В юго-западном углу ограды находится дом священника. Живописный белоснежный комплекс отлично вписывается в природный пейзаж и является главным акцентом в панораме села.

Знаменской церкви повезло избежать закрытия, она беспрерывно работает уже более двух веков. Сохранилось убранство храма: иконостасы, светильники, кадила и прочее.

Интерьер церкви украшает живопись на тему Ветхого и Нового Заветов. Роспись выполнена в традиционном палехском стиле XIX века. Последняя реставрация проходила в 1980-х годах.

Знаменская церковь

Адрес: Палехский р-н, с. Красное.

История создания музейных коллекций

Алексей Максимович Горький, с заинтересованностью следивший за развитием лакового промысла в Палехе, советовал художникам сохранить лучшие работы. В Артели древней живописи была создана комната образцов, которая и положила начало музейной коллекции. В октябре 1931 г. профессор искусствоведения Анатолий Васильевич Бакушинский, по совету А.М. Горького, направил письмо в Народный Комиссариат Просвещения, в котором он поставил вопрос об организации в Палехе художественного музея. Восьмого мая 1934 года Совет народных комиссаров принял постановление об организации «Музея древней живописи» в п. Палех, который ещё до открытия переименовали в Государственный музей Палехского искусства. 13 марта 1935 года, в дни празднования 10-летия Артели древней живописи состоялось открытие музея.

Музей создавался при активном участии художников Палеха. Многие из них подарили музею свои рисунки, эскизы к театральным постановкам. В первой музейной экспозиции было представлено немногим более 540 экспонатов, в основном произведения лаковой миниатюры. Буквально через 10 дней после открытия музея вдова Ефима Фёдоровича Вихрева передала в дар 82 произведения. Яков Станиславович Ганецкий – видный деятель польского и русского революционного движения, бывший членом коллегии Наркомвнешторга, подарил несколько фарфоровых тарелок, среди которых «Строительство РСФСР» А.В.Котухина, «Смычка города с деревней» И.В.Маркичева, «И за борт её бросает» И.М.Баканова.

Велика роль в создании музейной коллекции первого директора ГМПИ Германа Васильевича Жидкова, возглавлявшего его до 1938 г. При нём коллекция составила 1500 единиц. В эти годы в музей поступило большое количество работ на пушкинскую тему, выполненных художниками Палеха по совету Германа Васильевича. Лучшие среди них – пластина «Сказка о рыбаке и рыбке» И.И.Зубкова, шкатулка «Сказка о золотом петушке» И.М.Баканова, ларец «Сказка о царе Салтане» А.В.Котухина, «Бесы» И.П.Вакурова.

Государственный музей Палехского искусства создавался не только как хранилище уникальных работ местных мастеров, но и как культурный центр, в котором провинциальные художники могли бы познакомиться с подлинными произведениями русской и западноевропейской живописи. В этом Г.В.Жидков видел одну из главных задач палехского музея. При нём в музейной коллекции появились работы известных русских художников, а также картины итальянских, голландских, фламандских, немецких мастеров XVI-XIX в.в.

Понимая необходимость изучения истоков палехской лаковой миниатюры, т.е. древнерусской живописи, а также руководствуясь целью сохранить главную палехскую святыню – Крестовоздвиженский храм, художники Палеха поставили вопрос перед Наркомпросом РСФСР о включении храма в экспозицию музея. Весной 1936 года имущество Крестовоздвиженского храма, в том числе и древние иконы, было передано Государственному музею Палехского искусства. Коллекция древнерусской живописи быстро пополнялась за счёт имущества закрываемых на территории Палехского района храмов, а также в результате многочисленных научных экспедиций, организованных сотрудниками музея по Ивановской области. Отдел «Старый Палех» находился в Крестовоздвиженском храме до 1992 года. С 5 декабря 2014 года экспозиция древнерусской живописи расположена в новом здании музея.

«Палех – село-академия народная» – так охарактеризовал Палех в 1863 году Георгий Дмитриевич Филимонов, хранитель христианских и русских древностей в первом в Москве Публичном музее, заведующий архивом Оружейной палаты. Это определение не утратило своей значимости и в настоящее время. Основная цель всех музейных экспозиций – представить Палех как уникальный центр провинциальной культуры, показать истинное значение человека, живущего в сельской глубинке, его творческую натуру, его духовность, верность нравственным идеалам.

Древнерусская живопись Западноевропейская живописьИконописная графикаРусская живопись

Что посмотреть в Палехе за 1 день – ТОП-3

Чтобы увидеть все достопримечательности Палеха и посетить все выставки, одного дня очень мало – нужна как минимум, неделя

Поэтому, если мало времени, можно уделить внимание только самым главным городским объектам. Они, как ничто другое, в полной мере передают всю самобытность древнего городка

Дом ремесел

Адрес: ул. Ленина, 42.

Был открыт в 1991 г. и сегодня принадлежит муниципалитету. Галерея располагается в одном из старинных зданий, некогда принадлежавшем знаменитому реставратору-иконописцу Н.М. Софонову, одному из поставщиков Двора Его Императорского Величества. В этом доме располагались мастерские и школа для художников.

По сегодняшний день удалось в неизменном виде сохранить личные комнаты Софонова, а фасад здания по-прежнему украшен коваными металлическими решетками и кованым же козырьком над парадным. У туристов есть возможность увидеть это, придя сюда на экскурсию. Здесь же можно узнать больше о русском быте, древнерусской живописи и истории ремесел. Нетрудно также посетить мастер-классы по созданию куклы-закрутки и палехской росписи.

Для детей и подростков на базе Дома ремесел открыты различные кружки и студии. Здесь юные жители Палеха обучаются вязанию из бересты, росписи и художественной обработке дерева, созданию глиняных игрушек и лоскутному шитью. Ежегодно в галерее проводятся праздники, народные гуляния и тематические выставки, посвященные русскому быту.

Государственный музей палехского искусства

Адрес: ул. Баканова, 50.

К открытию в Палехе этого музея приложили руку писатель Максим Горький и искусствовед Анатолий Бакушинский. В 1934 г. Наркомат просвещения одобрил эту идею и уже в 1935 г. состоялась первая выставка.

Первоначально экспозиция состояла только из лаковых миниатюр, предоставленных Артелью древней живописи. Через год ее пополнили великолепные образцы иконописи из Крестовоздвиженского храма. В 2014 г. музейный фонд разросся до такой степени, что экспонатам уже не хватало места, поэтому было решено выделить для них новое здание.

Сегодняшние экспозиции — это более 10000 икон, лаковых миниатюр, полотен работы палехских живописцев, а также итальянских, фламандских и немецких художников с XIV до XIX вв.

Информационные музейные фонды представлены более чем 8000 книжных изданий, среди которых попадаются довольно редкие и ценные экземпляры. Филиалами музея являются дома известных художников Палеха, таких как П. Корин, Н. Дыдыкин, Н. Зиновьев и пр.

Крестовоздвиженский кафедральный собор

Адрес: ул. Ленина, 16А.

Православный храм этот представляет большой интерес для туристов, ведь он уникален в архитектурном стиле и владеет интересными образцами иконописи XVIII века. Церковь была построена в конце XVII ст. в московском барокко, который часто называют нарышкинским, по проекту Е. Дубова.

Строительство осуществлялось на средства жителей Палеха. Пять куполов храма, сверкающих золотом, видны еще издали, а по церковным праздникам с колокольни раздается благовестный перезвон.

Внутри храм оформлен фресками с применением техники граффити, которые создавались совместно московскими и палехскими мастерами, неоднократно реставрировались и изменялись. Особая гордость прихода – это барочный иконостас, выполненный самарскими мастерами — братьями Белоусовыми.

Среди редких икон, принадлежащих собору, о и «Спас в силах», сюжет которой представляет миры земной и небесный. Кроме того, храму принадлежит деревянная скульптура одного из местных мастеров, олицетворяющая Христа в темнице.

После событий 1917 г. церковь была закрыта, а настоятель расстрелян, здание было отдано музею. После распада СССР православная церковь вернула себе храм, который стал подворьем Николо-Шартомского монастыря, а в 2012 г. получил статус Кафедрального собора.

Не пропустите — Достопримечательности Ивановской области

Памятник погибшему солдату

Памятник находится недалеко от Крестовоздвиженского собора. Он установлен в 1968 году, его создателем является Николай Васильевич Дыдыкин. В скульптуре увековечена память обо всех жителях поселка, которые не вернулись с войны. В их числе был и сын Николая Васильевича, погибший на фронте в 1942 году.

Памятник погибшему солдату

Памятник представляет собой высокий обелиск высотой 14 м. Рядом с ним стоит солдат и опирается на меч. На нем надеты кирзовые сапоги, плащ-палатка и пилотка. У подножья памятника лежат венки и цветы. В День Победы сюда приходят гости поселка, чтобы почтить память погибших защитников Родины.

Как сложился миф о палехском стиле

Павел Баженов. Пластина «На страже границ СССР». 1935 год

Палехская миниатюра известна на весь мир и существует почти сто лет. Но на са­мом деле этой художественной тради­ции несколько веков. Палех стал центром иконописного про­мысла еще в XVII веке; палехская икона до револю­ции была не менее знаме­ни­та, чем палехская шкатулка сегодня, и эти два вида искусства состоят в прямом родстве. В 1924 году, через семь лет после револю­ции, палехские потомствен­ные иконописцы придумали, как применить свое мастерство и сохранить древ­нерусскую художе­ст­венную традицию в новой, атеисти­ческой культуре. Масте­ра Иван Баканов, Иван Вакуров, Иван Голиков, Александр Котухин, Иван Мар­ки­чев и искусствоведы Анатолий Бакушинский и Александр Глазунов создали палехскую Артель древней живописи и пере­несли иконопис­ные стили в лако­вые миниатюры  Похожим образом поступили мастера Холуя и Мстёры, но, хотя эти три центра лаковой миниатюры часто ставят в один ряд, каждый из них самобытен. Палех — родоначальник художественного стиля и уникальных автор­ских произведений в миниатюре, монумен­таль­ном искусстве, книжной графике, сцено­графии и украшении фарфора. Холуй и Мстё­ра занимаются исключительно лаковой ми­ниатюрой. Холуй в своих композициях более лаконичен и ориен­тирован на массовое копи­рование с образцов; там был создан жанр миниатюр­ного пейзажа. Мстёра любит реали­стичную живопись, полностью заполняет чер­ный фон и предпочитает теплый золоти­стый или голубовато-серый цвето­вой тон.. Разумеется, советская власть не называла палехских худож­ников наследниками многовековой тради­ции, для нее искусство Палеха стало народным промыслом, а художники — кре­стьянами. Навязанная идеологией «народ­ность» диктовала сюжеты и их вос­­приятие: в любом событии, будь то полет в космос или уборка урожая, виделась чудесная сказка. В постсовет­ской мифологии многообразное искус­ство Палеха — это «агитлак», массовое производство изделий с советской сим­во­ликой и тематикой. А на самом деле миниатюры палехской Артели древней живописи писались на веч­ные сюжеты вроде «Жнитвы» или «Поце­луя» и от­правлялись на экспорт. Запад, впервые увидев­ший палехское искус­ство на вы­ставке в Венеции в 1924 году, с тех пор исправно заказывал шкатулки и ждал не агитлака, а аполитичных сюжетов. Революцион­ная же тематика произведе­ний была в основном ситуативной: шка­тулки создавались к все­союз­ным вы­ставкам или как эксклюзивные подар­ки партийному руководству. Напри­мер, одна из самых интересных композиций с совет­ской тематикой — пластина  Пластина — интерьерное украшение из папье-маше. Павла Баженова «На страже границ СССР» 1935 года.

Фото и описание

Знаменитый музей палехского искусства, который получил почетный статус государственного, выполняет основную роль не только в сохранении, но и развитии традиционной лаковой миниатюры. Создание музея произошло при активной деятельности А.М. Горького, А.В. Луначарского, Н.Н. Крупской, Е.Ф. Вихрева и искусствоведов Г.В. Жидкова и А.В. Бакушинского. Торжественное открытие музея состоялось 13 марта 1935 года.

Зимой 1934 года было закуплено множество предметов выставочного фонда «Артели старинной живописи», представленных 62-мя произведениями лаковой миниатюры. Стоит отметить, что среди приобретенных предметов были работы первоначальных основоположников палехского искусства.

Определяющую роль в процессе комплектования коллекций лаковой миниатюры сыграл первый директор Государственного музея палехского искусства – Жидков Герман Васильевич, который возглавлял музей до начала 1937 года. Именно этот человек сделал предложения самым талантливым и одаренным художникам города писать миниатюры по специально составленным договорам. Таким образом, в музее появились самые лучшие работы мастеров родного города: В.М. Салабанова, В.К. Буреева. При Германе Васильевиче музейная коллекция насчитывала более 1500 единиц хранения.

В течение довольно продолжительного периода времени в процессе собирательской деятельности палехский музей вел совместное сотрудничество с коллективом городских художников, которое вскоре стало называться Палехские художественно-производственные мастерские. Имел место быть художественный совет, который включал в себя ведущих художников города Палех, а также сотрудников музея. Самые интересные и уникальные предметы отбирались советом, по причине чего музейные фонды постоянно пополнялись новыми экземплярами.

С самого начала существования музея произошло становление коллекции старинной древнерусской живописи. Герман Васильевич смог привезти из Костромы семь икон

Важно отметить, что большой интерес представляет собой коллекция старинной иконописной графики, насчитывающей примерно 1500 произведений. Наибольшее количество предметов из этой коллекции входит в художественный архив Н.М. Сафонова, мастерская которого работала в самых востребованных традициях древнерусской и византийской живописи

Художественный архив Сафоновых хранил в себе огромное количество образцов для икон, которые были сняты мастерами со старинных подлинников в период регулярных поездок на территории России

Сафонова, мастерская которого работала в самых востребованных традициях древнерусской и византийской живописи. Художественный архив Сафоновых хранил в себе огромное количество образцов для икон, которые были сняты мастерами со старинных подлинников в период регулярных поездок на территории России.

На сегодняшний день в фонде отдела ГМПИ хранится более тысячи икон, из которых примерно полторы тысячи представлены иконописной графикой, а также предметами народно-прикладного искусства: серебряными и медными окладами, медным литьем, тканями, прялками и резьбой.

Традиционная русская живопись 19 столетия представлена портретами малоизвестных мастеров, творивших во второй половине 19 века, а также жанровыми композициями и пейзажами. Стоит отметить, что достаточно редко в коллекциях и фондах провинциальных музеев можно увидеть парсуны или самые первые изображения конца 17 – начала 18 веков. В музее хранится единственная в своем роде древняя парсуна – портрет Ярославского и Ростовского митрополита Димитрия.

Важное место среди уникальных работ реалистической живописи занимают произведения палехских художников, которые принадлежат к старинным иконописным родам и которые получили отличное художественное образование. К таким произведениям можно отнести работы В.Е. Белоусова, братьев Павла и Андрея Кориных, М.С

Климанова

Белоусова, братьев Павла и Андрея Кориных, М.С. Климанова.

Коллекция живописи, относящаяся к периоду 1920-1930-х годов – это работы жителя Палеха М.А. Маркичева, художников из Иваново: Н.П. Секирина, М.С. Пырина, В.Н. Говорова, портреты Н.Н. Харламова, пейзажи Н.П. Крымова, А.В. Куприна, П.П. Кончаловского, Г.Г. Нисского.

В состав Государственного музея палехского искусства входят: Музей-мастерская Н.В. Дыдыкина, Дом-музей П.Д. Корина, Дом-музей И.И. Голикова и Дом-музей, посвященный Н.М. Зиновьеву.

Куда сходить в Палехе с ребенком. Развлечения

В таком небольшом населенном пункте, как Палех, сложно найти развлечения для детей, но таковы все же есть, правда, и для взрослых они тоже будут интересны.

Крестовоздвиженский сквер

Координаты на карте: 56.802717, 41.855829.

Главный парк поселка окружает важнейший его храм – одноименный кафедральный собор. Не сказать, что прогулочная зона слишком большая, но все же здесь частенько прогуливаются мамы с колясками, тут устроена небольшая детская площадка, есть красивый фонтан «Колос», на фоне которого можно сделать фотографии. Рядом обнаруживается несколько магазинов – продуктовых, мясных, детских и сувенирных, устроены здание Администрации и банковские учреждения.

Палехский ДК

Адрес: ул. Баканова, 19.

Дом культуры в Палехе также нуждается в реконструкции. Впрочем, его здание довольно примечательно и в таком виде, в котором мы видим его сейчас. Здесь работает несколько кружков для учащихся школ и посещающих детские сады. Иногда устраиваются кинопоказы: ДК – это еще и кинотеатр. Рядом – Городская поликлиника и Пожарная часть.

Пляж поселкового пруда

Адрес: Дорожный переулок.

Как ни странно, но в Палехе есть даже пляж, правда, небольшой и не отличается он какими-то сверх особенностями. Обычная кромка, где купаются сельчане, на речушке, которая протекает по поселку, образуя местами несколько прудиков.

Конечно же, к памятникам архитектуры можно отнести и великолепно сохранившиеся деревянные дома, украшенные старинной резьбой, и уникальную природу в окрестностях реки Палешки. Уже только из-за этого стоит включить Палех в свой экскурсионный список. А вкусив удивительную энергетику древнего поселения, несомненно захочется возвращаться снова и снова. Ведь за короткое время невозможно насладиться созерцанием ценностей этого святого и в какой-то мере священного места.

Крестовоздвиженская церковь

Храм построен в 1774 году в «нарышкинском» стиле на пожертвования крестьян из окрестных деревень. После революционных событий церковь была закрыта, а в помещении работал музей. Последний настоятель протоиерей Иоанн Рождественский был расстрелян.

В 1993 году церковь вновь вернулась под патронат епархии Кинешмы, а позже получила статус кафедрального собора.

Архитектура храма выполнена в стиле русского барокко. Колокольню украшает ромбовидный узор, также можно увидеть множество ярусов ниш с изразцами.

Интерьер храма украшает роспись начала XIX века с применением граффити. Над ней трудились не только палехские мастера, а и московские. В течение времени рисунки неоднократно обновлялись и реставрировались.

Иконостас выполнен в стиле барокко в начале XX века в мастерской братьев Белоусовых. Он стилизован под аналог XVIII века. Иконы здесь в основном позднего писания, но есть несколько старинных: «Спас в силах» XVIII века, «Благая весть». Также ценной реликвией является древняя скульптура «Христос в темнице».

Купола храма имеют небольшие размеры и окрашены в небесный цвет. Крыши трапезной и второстепенных построек имеют сиреневый тон.

Крестовоздвиженская церковь

Вокруг храма находится живописный сквер с большим количеством старых деревьев, дающих тень. Здесь любят прогуливаться как местные жители, так и туристы. В сквере установлена детская площадка, украшением территории является красивый фонтан «Колос».

Адрес: ул. Ленина, 16А.Режим работы: ежедневно с 8:00 до 16:00.

Как добраться до села Палех из Москвы

На машине. Самый удобный и быстрый способ добраться до Палеха – на автомобиле, ведь расстояние от Москвы до Палеха всего 400 км (трасса М7 через Владимир и Иваново, далее – Р152 через Шую). Дорого займет примерно 6 часов.

На автобусе. С Щелковского вокзала Москвы идет автобус до станции Южа. В пути около 7 часов. Есть также автобусы с пересадкой в городе Иваново – эти автобусы уходят от станции «Новогиреево».

На поезде. Ближайшая ж/д станция от Палеха находится в 75 км (г.Шуя) – это способ будет удобен тем, кто будет ехать из Санкт-Петербурга и Нижнего Новогорода, поэтому добираться до Палеха на поезде не получится.

Из Москвы придется на поезде доехать до Иваново (7 часов пути) – поезд – Москва — Кинешма, а потом от Иваново на автобусе добираться до Палеха.

От Иваново до Палеха автобусы ходят довольно часто – раз в полчаса, время в пути займет 1 ч 30 минут.

карта достопримечательностей Палеха

Достопримечательности в окрестностях

Шартомский Страус

  • на автобусе: с автовокзала Иваново рейс “Иваново — Введенье”;
  • на машине: по дороге “Иваново — Шуя” в направлении села Дунилово, по пути будет указатель с левой стороны.

Страусиная ферма с 15 страусами и приветливыми хозяевами.

Название связано с расположенным в селе Николо-Шартомским монастырем XIV века.

Экскурсия по ферме займет около часа. Фотографировать на ферме разрешено.

Можно получить много информации о страусах, покормить их с рук, купить мыло из жира страуса, или приобрести страусиное яйцо.

Церкви села Введеньё

Николо-Шартомский монастырь

Координаты: 56°57′58″ с.ш. 41°20′18″ в.д. Адрес: Шуйский район, село Введеньё

Монастырь — один из древнейших в стране. Основан в XIII-XIV веках. По одной из версий, его заложили монахи, бежавшие из Суздаля от татарского нашествия, по другой – обитель построена на месте, где на берегу реки Шартомы (древнее название реки Шахмы) молодой крестьянке явился образ Николая-Чудотворца.

До XVI века монастырь был богатым и влиятельным. Затем постепенно утратил свое значение. В 20-е годы прошлого века обитель была закрыта, превращена в колхозный склад.

С 1990 года монастырь принадлежит церкви. Сейчас активно восстанавливается.

Помимо монастыря, в селе есть еще два храмовых комплекса.

Первый комплекс находится в центре села у Шуйской дороги. Построен на месте упраздненного в 1764 году Введенского женского монастыря. Сначала в 1807 году был построен холодный храм Введенья, деньги на который собирали всем миром, в 1845 году — теплая Владимирская церковь. Обе церковные постройки были типичными для зажиточных сел Шуйского уезда.

Другой комплекс расположен в бывшем селе Пупки в начале Северной улицы. Церкви Вознесения Господня и Иоанна Богослова построены на месте деревянной церкви Святой Параскевы. Состояние храмов — заброшенное.

Другие храмы и церкви села Введенье:

Действующая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Координаты: 56.965115, 41.330416

Действующая церковь Владимирской иконы Божией Матери

Координаты: 56.965021, 41.329805

Действующая церковь Вознесения Господня

Координаты: 56.968751, 41.336966

Не действующая церковь Иоанна Богослова

Координаты: 56.968542, 41.336651

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий