Культура
Сами же марийцы делятся на три этнические группы: луговые (или лесные), расселенные по левому берегу Волги, горные, обитающие на правобережье, и восточные, переселявшиеся с конца XVI в. до XVIII в. в низовья реки Белая (приток Камы).
Религия марийцев связана с мифологией финно-угорских народов, и главный герой этих мифов — Кугу-Юмо, верховное божество в марийской традиционной религии. Сегодня большинство марийцев являются двоеверцами и наравне с православием исповедуют свою традиционную религию, справляют праздники, связанные с языческими культами, и участвуют в ритуалах в древних культовых местах, где, по преданиям, живут духи. В дни языческих празднеств на поклон Кугу-Юмо в городах и деревнях собирается вся многочисленная марийская община. В этот день принято надевать праздничные одежды с марийским орнаментом. В числе исторических достопримечательностей Марий Эл — ритуальные камни в рощах, где язычники славили богов и предков, и укрытия разбойников Емельяна Пугачева и Степана Разина на берегах рек.
Количество же сохранившихся на территории Марий Эл архитектурных памятников невелико, и это объясняется тем, что здесь всегда преобладала деревянная застройка городков и селений. Среди образцов старинного русского каменного зодчества выделяется комплекс Ежово-Мироносицкого монастыря XVII в. в селе Ежово.
Столица республики Йошкар-Ола была основана в 1584 г. как военное укрепление. Теперь это крупный промышленный город, почти со всех сторон окруженный лесами, для которых введен статус особо охраняемых природных территорий.
Общая информация
МестоположениеОфициальное названиеФедеральный округЭкономический районАдминистративно-территориальное делениеСтолицаЯзыкиЭтнический составРелигииКрупные населенные пунктыКрупнейшие рекиКрупнейшие водохранилища
Климат и погода
Средняя температура январяСредняя температура июляСреднегодовое количество осадковОтносительная влажность воздуха
Экономика
ВРППолезные ископаемыеПромышленностьСельское хозяйствоХудожественные промыслыСудоходствоСфера обслуживания
Достопримечательности
Природные
- Кленовогорские минеральные источники
- Источники в поселке Красногорском
- Озеро Морской Глаз
- Национальный парк Марий Чодра
- Заповедник Большая Кокшага
- Заказник Каменная гора
- Озеро Яльчик (Национальный парк Марий Чодра)
- Озеро Зрыв
Город Йошкар-Ола
- Национальный музей им. Т. Евсеева
- Национальная художественная галерея
- Республиканский музей изобразительных искусств
- Музей народно-прикладного искусства
- Музей истории города Йошкар-Олы
- Площадь Оболенского-Ноготкова
- Памятник воеводе Ивану Оболенскому-Ноготкову
- Церковь Пресвятой Троицы (XVIII в.)
- Собор Вознесения Господня (Вознесенская церковь, 1756 г.)
- Дом купца Ивана Пчелина (XVIII в.)
- Храм Успения Пресвятой Богородицы (2006 г.)
- Скульптурная композиция «Дерево жизни» (2008 г.)
- Культурно-исторический комплекс «Царевококшайский Кремль» (2009 г.)
Культурные
- Козьмодемьянский художественно-исторический музей им. А. В. Григорьева (г. Козьмодемьянск)
- Этнографический музей крестьянского труда и быта под открытым небом (г. Козьмодемьянск)
Исторические
- Старинные каменоломни в поселке Горняк
- Замок Шереметьева (поселок Юрино, XIX в.)
- Согласно марийским преданиям, давным-давно Земля представляла собой огромный первичный Океан, в котором плавали рыбы и жили духи морских божеств. Верховный бог Кугу-Юмо вызвал на поверхность селезня Йыму и велел ему принести глины со дна. Из этой глины верховный бог сотворил земли, равнины, пастбища и густые леса. Этот миф странным образом в чем-то соответствует теории образования жизни на Земле, которая изначально представляла собой Мировой океан, а суша возникла в результате вулканических процессов, начавшихся на дне океана.
- Наиболее древние памятники искусства на территории Марий Эл — примитивные фигурки животных из камня и глины, относящиеся к середине второго тысячелетия до н. э., и металлические украшения бронзового века.
- Для народного зодчества марийцев характерны срубные избы с П-образным двором, летней кухней-кудо с земляным полом и двухэтажной кладовой с галереей-балконом.
- Озеро Морской Глаз в Волжском районе Республики Марий Эл получило свое название благодаря почти правильной круглой форме и насыщенному синему цвету воды. Озеро всего 45-50 м в диаметре и напоминает кратер вулкана, но имеет карстовое происхождение.
- В Национальном парке Марий Чодра сохранился старейший экземпляр дуба, получивший название Пугачевского. По преданию, под этим дубом останавливался на ночлег со своим отрядом Емельян Пугачев. Этот дуб — исполинское дерево со стволом диаметром 159 см.
Отдых на природе
Большинство туристов добирается в Марий Эл ради ее природных красот. По территории республики популярны пешеходные маршруты и конные путешествия, а зимой сюда приезжают покататься на лыжах.
Скульптура «Древо жизни» в Йошкар-Оле
Марийские реки и озера давно облюбовали поклонники водного туризма, которым нравится проводить отпускное время на байдарках и катамаранах. В республике популярны сплавы по рекам Большая и Малая Кокшага, Большой и Малый Кундыш
Туристы не обделяют вниманием Ветлугу, Илеть, Ировку, Лаж, Люнду, Немду, Рутку, Юронгу и Юшут. Очень привлекательны живописные марийские озера – Юринское, Большое Степанкино, Ирирь-Ер, Карь-Яр, Марь-Ер, Брюхан, Кичиер и другие
Возле деревушки Шарибоксад, в Волжском районе, находится настоящая природная жемчужина – карстовое озеро Морской глаз. Оно лежит на слоне горы и достигает глубины 38,5 м. Вода в необычном водоеме имеет яркий бирюзовый цвет, а ее прозрачность достигает 5,5 м. В летнюю жару у поверхности озерная вода нагревается до +20°С, а на глубине ее температура не превышает +4°С.
Гора Аламнер
Любители спелеотуризма наведываются в красивые Нолькинские пещеры. Много лет назад на этом месте были штольни, где добывали строительный камень и щебень. Даже летом внутри марийских пещер прохладно. На стенах и сводах можно увидеть сталактиты, сталагмиты и спящих летучих мышей. Рядом стоят старинные жернова, размером в человеческий рост. Раньше такие приспособления для измельчения зерна использовали на марийских мельницах и продавали в других губерниях России.
Туристам очень нравятся путешествия по живописному национальному парку «Марий Чодра». На территории Среднего Поволжья сохранились чистейшие озера, реки и могучие смешанные леса. В природном парке живут медведи, рыси, лоси, лисы, зайцы-русаки и белки. Из птиц здесь гнездятся глухари, ряпчики, зеленые дятлы, скопы и иволги – всего 188 видов пернатых, 11 из которых занесены в Красную книгу России.
Озеро Морской глаз
Известные марийцы
Один из самых известных марийцев — актер Олег Тактаров, сыгравший в фильмах «Вий» и «Хищники». Во всем мире его знают и как «русского медведя», победителя жестоких боев без правил UFC, хотя на самом деле его корни ведут к древнему народу мари.
Живое воплощение настоящей марийской красавицы — «Черный ангел» Varda, чья мать была по национальности марийкой. Она известна как певица, танцовщица, фотомодель и обладательница соблазнительных форм.
Особое очарование марийцев состоит в мягком характере и менталитете, основанном на принятии всего сущего. Толерантность к другим, вкупе с умением отстаивать собственные права, позволили им сохранить свою аутентичность и национальный колорит.
Религия
Особую роль в жизни народа мари во все века играла религия. До сих пор сохранилась традиционная религия мари, которая является официально зарегистрированной. Ее исповедует около 6% марийцев, однако ритуалы соблюдают многие. Народ всегда толерантно относился к другим вероисповеданиям, поэтому и сейчас национальная религия соседствует с православием.
Традиционная религия мари провозглашает веру в силы природы, в единство всех людей и всего сущего на земле. Здесь верят в единого космического бога Ош Кугу-Юмо, или Большого Белого Бога. Согласно легенде, он поручил злому духу Йыну вынуть из Мирового океана кусок глины, из которой Кугу-Юмо сделал землю. Свою часть глины Йын бросил на землю: так получились горы. Из этого же материала Кугу-Юмо сотворил человека, а душу принес ему с неба.
Всего в пантеоне насчитывается порядка 140 богов и духов, однако особо почитают лишь некоторых:
- Илыш-Шочын-Ава — аналог Богоматери, богиня рождения
- Мер Юмо — управляет всеми мирскими делами
- Мланде Ава — богиня земли
- Пурышо — бог судьбы
- Азырен — сама смерть
Массовые ритуальные моления происходят несколько раз в год в священных рощах: всего их насчитывается от 300 до 400 по всей стране. Одновременно в роще могут происходить служения одному или нескольким богам, каждому из которых приносят жертвы в виде еды, денег, частей животных. Алтарь сделан в виде настила из еловых веток, установленного возле священного дерева.
Пришедшие в рощу в больших котлах готовят принесенную с собой еду: мясо гусей и уток, а также особые пирожки из крови птиц и крупы. После под руководством карта — аналога шамана или священника, начинается молитва, которая длится до часа. Заканчивается обряд употреблением приготовленного и уборкой рощи.
Марий Эл природа фото
Природа Республики очень красива и разнообразна, много уголков нетронутой природы. По территории на протяжении 155 км протекает многоводная Волга, здесь сотни родников и ключей, которые питают озера и реки края.
Родниковый край — так называют Марий Эл, в крае около 500 рек и речек, 14 рек впадают в Волгу, на территории более 500 озер.
Проложено много конных и пеших маршрутов, проводятся походы на байдарках по реке Большой Кокшаге, озерах. На озерах Таир, Яльчик, на берегах рек построены санатории, базы отдыха, детские летние лагеря.
Самое красивое и известное озеро — карстовое озеро Морской глаз Мушыл, по легенде оно было частью моря. Находится у деревни Шарибоксад, озеро с водой изумрудно-зеленого цвета — самое посещаемое туристами в любое время года.
Озеро Табашино — самое глубокое, красивейшее озеро Среднего Поволжья, его глубина до 56 метров. Размеры озера 800 × 400 метров, расположено в северной части республики Марий Эл.
На юге республики расположено озеро Яльчик — самое большое озеро с площадью около 160 га, с абсолютно прозрачной водой. Много замечательных мест, рек и озер, где можно побывать летом, где можно отдыхать, рыбачить, реки и озера богаты рыбой, что обещает незабываемый отдых!
Священные таинственные рощи, священные марийские горы с загадочными аномальными явлениями и местами, почитаемые народом, находятся в Моркинском районе. Сюда приходят жители окрестных деревень, отмечают праздники, собираются на моленья, обращаются к предкам и духам.
Гора Аламнер — Сторожевая гора на берегу Волги возле деревни Кузнецово. С XI по XV век здесь было поселение, затем укрепленное городище. С горы открывается прекрасный вид на Волгу
Марийский край богат национальными традициями, народными танцами, песнями, сказками, легендами. Марийцы бережно сохраняют обычаи и традиции своего народа. Люди любят и умеют веселиться, петь и плясать от всей души. Любят шутки, целыми семьями гуляют на народных праздниках.
Праздник цветов отмечается в национальных костюмах, веселье для всех и каждого!
Куда сходить с детьми в Йошкар-Оле
Валерия Белоусова
Обычно у туристов не возникает вопроса, с чего начать знакомство с городом. Обязательным и первым пунктом программы является набережная Брюгге. Собственно, ради ансамбля зданий на этой самой набережной большинство туристов и едет в Йошкар-Олу.
Затем можно пройтись до Патриаршей площади, где стоит здание театра кукол и часы «12 апостолов», свернуть на Воскресенскую набережную, полюбоваться Благовещенским собором, заглянуть в Царевококшайский кремль, а оттуда рукой подать до центрального парка.
Строго говоря, все самые главные достопримечательности, которые можно посмотреть в Йошкар-Оле с детьми, сосредоточены в центре, между Красноармейской и Первомайской улицами, Ленинским и Воскресенским проспектами.
Выполнив туристическую программу-минимум, можно с чистым сердцем перейти к детской программе-максимум.
Парки
Центром притяжения горожан и гостей города является Центральный парк культуры и отдыха, основанный в 1941 году на базе дендрария. Здесь каждый найдет развлечение по душе: малыши могут провести время на игровой площадке, ребята постарше — прокатиться на аттракционах, взрослые — посидеть за чашкой кофе на открытой террасе. По выходным и праздничным дням в парке проводятся театрализованные представления, концертные программы — за афишей мероприятий нужно следить на сайте.
В парке установлено колесо обозрения высотой 42 метра.
Аттракционы делятся на детские, семейные, экстремальные. Среди детских — карусели «Карнавал», «Солнышко», «Колокольчик», «Юнга», «Юла» и паровозик. Семейные аттракционы — «НЛО», «Вихрь», «Брейк-Данс», «Гусеница», «Веселые горки», «Орбита», «Сюрприз». Из экстремальных только «Супер-пупер». Также можно покататься на электромобиле, попрыгать на надувном батуте или тарзанке.
Самых маленьких можно отвести на современную детскую площадку, где установлен игровой комплекс, стилизованный под крепость с башнями, паровозик, карусель, качели-весы и пр.
Летом приятно провести время на центральном пляже, который находится в парке имени 400-летия Йошкар-Олы. Он более-менее оборудован: есть зонты от солнца, кабинки для переодевания, велопарковка, качели, детский игровой комплекс.
Оборудованный пляж также есть в микрорайоне Ширяйково (Южный пляж, ул. Степана Разина). А в Сосновой роще на берегах реки Малая Кокшага пляжи уже дикие.
Театры
Театр кукол Виктор Башкир
Первым делом стоит заглянуть в афишу Республиканского театра кукол. Постановки проходят на русском и марийском языках. В репертуаре — несколько десятков спектаклей, поставленных по мотивам русских народных сказок и известных литературных произведений: «Курочка Ряба», «Машенька и медведь», «Теремок», «Три поросенка», «Царевна-лягушка», «Айболит», «Дюймовочка», «Золотой ключик», «Золушка», «Снежная королева», «Крошка Енот», «Щелкунчик» и другие.
Самое здание театра более чем примечательно: оно отдаленно напоминает немецкий замок Нойшванштайн.
В Марийский театр юного зрителя можно идти как с дошколятами, так и со старшеклассниками. Школьникам будут интересны «Гроза» А. Н. Островского, «На дне» М. Горького, «Вишневый сад» А. П. Чехова, «Синяя птица» М. Метерлинка, малышам — «Кот в сапогах», «Сказка о царе Салтане», «Гадкий утенок», «Жила-была Сыроежка», «Оранжевый ёжик» и другие.
Детские спектакли ставят на сцене Академического русского театра драмы («Белоснежка и семь гномов», «Волшебная лампа», «Емелино счастье», «День рождения кота Леопольда» и др.) и Марийского национального театра драмы.
Спектакли для детей есть в репертуаре Марийского театра оперы и балета: это музыкальные сказки «Бременские музыканты», «Волшебный посох», «Красная шапочка», «Маугли и Лия: История любви», «Следствие ведет Кот в сапогах», «Сокровище Бразилии».
Музеи
Экскурсии для детей школьного возраста проводятся в крупнейших городских музеях — Музее истории города Йошкар-Олы, Национальном музее Республики Марий Эл, Музее истории и археологии.
На мастер-классы для детей приглашают в Музее керамики, Музее народно-прикладного искусства.
Более подробно о городских музеях читайте в нашем обзорном материале. Выбирайте то учреждение культуры, которое может быть интересно именно вашему ребенку.
Климат, население и где разместиться
Территория Марий Эл лежит в зоне умеренного континентального климата. Летом, особенно в июле, здесь бывает жарко — до +28°С, а зимой столбик термометра опускается -20°С и ниже. Самый холодный месяц года — январь. Это стоит учесть, подбирая одежду для поездки в Марий Эл.
Мироносицкий женский монастырь
Республика заселена не очень плотно, в ней проживает всего 682 тысячи человек. Относительно крупный город – Йошкар-Ола, где живет около трети всего населения или 277 тысяч человек.
Сегодня большинство коренных жителей Марий Эл – православные христиане, но 10-15% марийцев продолжают придерживаться традиционных верований. У народов Марий Эл в ходу лунный календарь. Они почитают несколько главных богов. Обряды проводятся в Священных рощах или Кюсото, которых сохранилось около пятисот. Главные моленья или «туня кумалтыш» происходят раз в пять лет, и на него съезжаются марийцы со всех уголков России.
Церковь Пресвятой Троицы в Йошкар-Оле
Во время путешествия по Марий Эл удобнее всего арендовать квартиру или снять номер в гостинице в Йошкар-Оле. Те, кто хочет проехать по регионам, могут разместиться на базах отдыха, в гостевых домах, пансионатах, усадьбах и кемпингах, которые принимают туристов в разных районах республики.
Название
Самоназвание марийского народа восходит к слову «мари» или «марий», что значит «человек». Ряд ученых считает, что оно может быть связано с именем древнерусского народа мери, или меря, обитавшего на территории современной Центральной России и упоминавшегося в ряде летописей.
В древности горные и луговые племена, обитавшие в Волго-Вятском междуречье, назывались черемисами. Первое упоминание о них в 960 году встречается в письме кагана Хазарии Иосифа: он упоминал «царемисов» в числе народностей, плативших каганату дань. Русские летописи отметили черемисов гораздо позже, лишь в XIII столетии, наряду с мордвой причислив их к народам, обитавшим на реке Волге.
Значение названия «черемис» до конца не установлено. Доподлинно известно, что часть «мис», так же, как и «мари», означает «человек». Однако каким был этот человек, мнения исследователей расходятся. Одна из версий отсылает к тюркскому корню «чер», означающему «сражаться, воевать». От него же происходит и слово «янычар». Эта версия выглядит правдоподобно, поскольку марийский язык является самым тюркизированным из всей финно-угорской группы.
Памятники и скульптуры Йошкар-Олы
Украшением улиц города являются красивые памятники. В городе много современных скульптур на главных набережных и площадях.
Памятник А. С. Пушкину и Евгению Онегину
Находится на улице Пушкина у Воскресенской набережной. Бронзовые скульптуры поэта и его литературного героя стоят на постаменте на фоне водной глади. Автор скульптуры – художник Андрей Ковальчук. Он изобразил поэта с листком бумаги в руки, задумавшимся над сюжетом романа. Онегин стоит рядом с ним и смотрит вдаль. Памятник открыт в 2011 году и стал одной из главных достопримечательностей города.
Памятник Фёдору I Иоанновичу
Памятник царю всея Руси расположен на Воскресенской набережной. Бронзовая фигура великого князя в высоту составляет 3,5 метра и установлена на полутораметровом постаменте. Федора I почитают в Йошкар-Оле как основателя города. Именно в период его царствования отдан приказ об основании на территории марийских поселений военных укреплений, одним из которых и стал Царев город, переименованный далее в Йошкар-Олу.
Копия Царь-пушки
В 2011 году в Йошкар-Оле у входа в художественную галерею появилась копия московской Царь-пушки. Сама пушка отлита из металла, а ее украшения – лепнина и барельефы, выполнены из дерева. Вес марийской Царь-пушки составляет 15 тонн. Ее изготовили на судостроительном Звениговском заводе им. Бутякова. Мастера-изготовители уверяют, что из нее можно стрелять. Во избежание риска в ствол пушки вварили ядро.
Памятник Алексию II
Расположен на названной в его честь Патриаршей площади. В свое время патриарх Алексий II приложил много усилий для создания отдельной Йошкар-Олинской епархии, за что прихожане РПЦ чтят его со сих пор. Памятник установлен на крупной гранитной глыбе. Патриарх изображен в длинной рясе, одной рукой он опирается на посох, в другой держит в руке голубя – в знак праздника Благовещения, на который принято выпускать на волю птиц.
Памятник императрице Елизавете Петровне
В церемонии открытия памятника великой императрице участвовал глава республики Леонид Маркелов. В годы своего правления Елизавета Петровна много сделала для образования и просвещения края, поэтому ее скульптура символично установлена у входа в интернат для одаренных детей на Патриаршей площади. Скульптура изображает молодую императрицу в пышных одеждах, сидящую верхом на лошади.
Памятник Оболенскому-Ноготкову
Памятник великому воеводе находится на площади, названной в его честь. Потомок древнего княжеского рода и предводитель Третий Черемисской войны являлся одном из основоположников Йошкар-Олы. Автором 6-метровой скульптуры стал Андрей Ковальчук, который создал ряд знаковых городских скульптур и памятников. Он изобразил воеводу сидящим верхом на коне. Историческая скульптура сделана из камня.
Скульптура «Древо жизни»
Находится в Центральном парке культуры и отдыха. Дерево является символом жизни, а сама скульптурная композиция олицетворяет культурный и исторический эпос, подчеркивает национальные марийские традиции. Рядом с деревом изображены три фигуры в национальных костюмах, у каждого из них свой музыкальный инструмент. Зрелый мужчина играет на свирели, юноша на барабане, а старец на марийских гуслях.
История Козьмодемьянска
Если верить легендам, город носит имя, которое было дано самим Иваном Грозным. Возвращаясь из похода, царю захотелось остановиться на одном из высоких речных берегов. Ему показалось, что участок достаточно выгодный, с точки зрения военной стратегии. В результате, он стал местом расположения крепости, заложенной перед днем святых, имена которых были – Косьма и Дамиан. Отсюда и пошло название города. Позднее на местности рядом с крепостью, которая защищала окрестности, поселись жители соседних губерний. Официальной датой, когда город был основан, является 1583 год. В период царствования Петра Первого из Козьмодемьянска везли древесину для изготовления судов. А уже в 19 столетии город имел статус второго по масштабу центра лесной торговли в стране (в то время, как первое занимал Архангельск).
Еще с 17 века Козьмодемьянск был участком транзита на Волге. Так, к началу 20 столетия здесь проживало множество богатых купцов, а сам город процветал, особенно, если сравнивать с ближайшими крупными населенными пунктами. Ситуация изменилась в революционные времена. Статус столицы в Марийской автономной области перешел к Царёвококшайску. Козьмодемьянску же досталась судьба обыкновенного районного центра.
Царевококшайский кремль
Царевококшайский кремль.
16
Увы, но историческим памятником Царевококшайский кремль не является. Он не является даже современной копией исторического сооружения. Кремля в Царевококшайске (а именно так до революции назвалась Йошкар-Ола) никогда не было. Некогда на территории современного города была деревянная оборонительная крепость, по понятным причинам до наших дней не сохранившаяся, но существующий сегодня архитектурный комплекс, именуемый Царевококшайским кремлем, ничего общего с той крепостью не имеет.
Несмотря на все это, кремль пользуется большой любовью у жителей города и популярностью у туристов. Ни одна экскурсия не обходится без посещения этого симпатичного архитектурного ансамбля, представляющего собой кирпичную стену с четырьмя башнями, окружающую внутренний двор.
Здесь можно увидеть памятник царю Федору Иоанновичу, считающемуся основателем «Царева города на Кокшаге», сфотографироваться рядом с пушками образца XVI–XVIII веков, ознакомиться с историческими материалами, повествующими о разных этапах истории Йошкар-Олы, посетить археологический музей, где выставлены предметы, найденные во время раскопок древнего поселения.
А еще на территории Царевококшайского кремля проводятся различные общегородские мероприятия, в том числе празднования Дня города.
Адрес: Царевококшайский Кремль, Вознесенская улица, Йошкар-Ола, Марий Эл, Россия.
Традиции
Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа.
Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:
- льняное полотенце, по которому он спустится в царство мертвых — отсюда пошло выражение «скатертью дорога»;
- ветки шиповника, чтобы отгонять собак и змей, охраняющих загробный мир;
- скопленные при жизни ногти, чтобы цепляться ими за скалы и горы на пути;
Спустя сорок дней совершали не менее жуткий обычай: друг покойного облачался в его одежду и садился с близкими умершего за один стол. Его принимали за погибшего и задавали ему вопросы о жизни на том свете, передавали приветы, сообщали новости. Во время общих праздников поминовения также вспоминали о покойных: для них накрывали отдельный стол, на который хозяйка ставила понемногу все угощения, что приготовила для живых.
Рельеф и природные ресурсы
Территория республики находится на границе лесной и лесостепной зон и отличается заметным ландшафтным разнообразием. Река Волга разделяет территорию республики на две неравные части: большую — левобережную и меньшую — правобережную. Кроме того, река Волга служит естественной границей природных зон республики. Недра республики небогаты минеральными ресурсами: значение имеют только торф, стекольные и силикатные пески, строительный камень, известняки, минеральные источники. Почвы также малоплодородные.
Естественное и единственное богатство республики — ее леса. Леса занимают более половины территории республики — преимущественно на западе и в центральных районах, преобладают ценные хвойные породы — сосна, пихта и ель. Из животных распространены: волк, медведь, кабан, лисица, лось, заяц, бобр, белка, ондатра, горностай, норка, рысь, барсук, хорь. Встречаются в лесах и охотничье-промысловые птицы: глухарь, тетерев, рябчик, водоплавающая и болотная дичь. В лесах 1240 видов различных растений, из них 6 занесены в Красную Книгу, более 200 видов — редкие. Дары леса составляют основу марийской национальной кухни. Охота, пчеловодство, рыболовство — древнейшие промысловые занятия марийцев.
На территории Марий Эл расположено 476 малых рек и ручьев, протяженностью 7 тысяч км, свыше 600 озер площадью водной глади 2,5 тысяч га. Ихтифауна водоемов республики представлена 57 видами, из которых лещ, судак, щука, язь, плотва, густера, чехонь, белоглазка, синец и некоторые другие имеют промысловое значение. На протяжении 155 км по республике протекает река Волга. Реки Илеть, Большая Кокшага, Юшут и Кундыш относятся к наиболее экологически чистым рекам Европы, а озера Яльчик, Кичиер, Морской глаз, Карась являются жемчужинами марийского края.
История
Республика Марий Эл получила свое название по этническому самоназванию ее коренного населения мари («муж», «мужчина»), Эл в переводе с языка мари означает «страна». Вхождение Марийского края в состав Российского государства определило характер дальнейшей истории марийского народа, которая развивалась на протяжении четырёх с половиной веков в тесной связи с историей народа России. Самым важным результатом вхождения Марийского края в состав России было сохранение мари как этноса.
Марийский народ в XX веке обрел свою национальную государственность. На исторической территории расселения марийцев 4 ноября 1920 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли декрет «Об образовании автономной области марийского народа». 25 ноября 1920 г. декретом ВЦИК и СНК «Об автономной области марийского народа» был определен административно — территориальный состав области с центром в г. Краснококшайске (с 1927 г. — г. Йошкар-Ола).
В 1929-1932 гг. Марийская автономная область входила в состав Нижегородского, в 1932-1936 гг. — Горьковского краёв. 5 декабря 1936 г. Марийская автономная область преобразована в Марийскую АССР и в настоящее время является полноправным субъектом Российской Федерации — Республикой Марий Эл.
21 июня 1937 г. чрезвычайный 11-й съезд Советов республики утвердил Конституцию Марийской АССР.
Марийский народ в составе Российского государства сохранил свой язык и обрел свою письменность. В 1775 г. в свет вышло первое издание грамматики марийского языка, что означило рождение марийской письменности. В наше время марийский язык, наряду с русским, имеет статус государственного языка Республики Марий Эл. Марийцы сохранили свои традиционные религиозные верования и обряды. В настоящее время священные молельные рощи марийцев-язычников охраняются государством.
За годы довоенных пятилеток (1929-1940 гг.) в области построено и введено в действие 45 промышленных предприятий. На новостройки и предприятия были направлены из промышленных центров страны, особенно из г. Горького, инженеры, техники, квалифицированные рабочие. В Москве, Ленинграде, Горьком и других городах подготавливались национальные кадры для промышленности и сельского хозяйства республики. Выпуск продукции крупной промышленности Марийской АССР в 1940 г. по сравнению с 1913 г. увеличился в 7,4 раза. К 1941 г. колхозы объединяли 94,2% крестьянских хозяйств. Началось строительство железных дорог (первая из них Зеленый Дол — Йошкар-Ола закончена в 1928 г.). Осуществлялась культурная революция: в основном ликвидирована неграмотность, исчезли родовые феодальные и религиозные пережитки; выросли национальные кадры рабочего класса и народной интеллигенции; сложились национальные литература и искусство.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала огромным испытанием на прочность для миллионов советских людей как на фронте, так и в тылу, испытанием, которые наши деды и отцы с честью выдержали, обеспечив в своей стране и всему человечеству десятилетия мирной жизни.
В послевоенные пятилетки экономика и культура Марийской АССР получила дальнейшее развитие. В республике возникли новые крупные предприятия машиностроительной, приборостроительной и других отраслей промышленности. Значительно повысился материальный и культурный уровень жизни народа. Подъем экономики и культуры сопровождался всесторонним расширением взаимопомощи и углублением связей Марийской АССР с другими республиками.
Марийский народ входит в братское содружество родственных финно-угорских народов России. Из года в год укрепляются общественные, культурные и научные связи народов финно-угорского мира. Республика приобретает широкую известность, мировая общественность получает возможность познакомиться с самобытной культурой народа мари.
Происхождение марийского народа
Древняя родина марийцев раскинулась вдоль берегов Волги, которая и разделила народ на две этногруппы с различающимися традициями, языком и костюмами – горных и луговых марийцев.
История марийских земель хранит много интересных строк: она переходила во владение Золотой Орды, а позже и Казанского ханства.
В это время новая власть не только ввела на их территории крепостное право, военную повинность и заоблачные налоги, но и насильно крестила марийцев-язычников. Целых 30 лет народ мари бунтовал и сопротивлялся.
Этот исторический период мы знаем под именем Черемисские войны. Многие марийцы покинули свою древнюю родину, отправившись в Татарстан, Пермский край и Башкортостан, и прослыли восточными марийцами.
Новая культура и православная вера со временем прижились среди марийцев и стали заменять им прежние верования. Некоторая часть населения, подобно татарам, приняла ислам.
Но ни одна из этих религий не смогла полностью заменить и вытеснить язычество. Культ духов, многочисленных божеств и одушевления природы продолжался.