Внутреннее устройство крепости
Древнерусские города 10-13 вв. уже имели сложное внутреннее устройство, которое складывалось по мере увеличения территории и объединяло различные укрепленные части вместе с посадами. Планировка городов была различной: радиальной, радиально-кольцевой или линейной (вдоль реки или дороги).
Основные общественные и экономические центры древнего города:
- Церковная резиденция и Вечевая площадь.
- Княжий двор.
- Порт и торговая площадка рядом с ним.
Центр города — детинец или кремль с укрепленными стенами, валами и рвом. Постепенно в этом месте группируется общественно-политическое управление, располагаются княжеские дворы, городской собор, жилища челяди и дружины, а также ремесленники. Уличная планировка состояла из магистралей, которые шли вдоль берега реки или перпендикулярно ему.
Расцвет Древнерусского государства (964—1054): второй этап
В 964 году княгиня Ольга оставляет престол в пользу сына Святослава. С этого момента начинается условный второй этап формирования и укрепления Руси. На этом этапе развития для Древнерусского государства были характерны следующие особенности:
идёт процесс установления феодального строя;
хозяин земель — князь, феодалы владеют личными наделами — вотчинами;
большая часть жителей состоит из смердов (крестьян), которые по необходимости могли собираться в ополчение;
существование форм рабства: холопство и челядь (В VI—IX веках челядь — рабы-пленники);
налажены торговые отношения с другими странами;
строятся города-крепости с защитными укреплениями.
С 964 по 972 гг. место великого князя киевского занимает Святослав Игоревич, во времена правления которого было совершено большое количество успешных военных походов, укрепивших страну и повысивших её способность к обороне.
Однако, Святослав уделял недостаточно внимания внутренней политике, и, возможно, поэтому после его смерти в стране начались междоусобицы. Закончились распри с приходом к власти князя Владимира I Святославовича (князь киевский с 978 по 1015 гг.).
Среди основных достижений князя Владимира, укрепивших древнерусскую государственность, выделяют следующее:
была расширена территория державы за счёт объединения земель восточных славян в составе Киевского княжества;
была проведена религиозная реформа, в результате которой Русь, после крещения в 988 году, приняла православную веру.
Кроме того, благодаря крепкой власти, жители Руси откликнулись на организацию строительства южных защитных укреплений, где часто совершали свои разбойничьи набеги печенеги. Завершился этап формирования государства укреплением княжеской власти: Владимир разделил земли державы между своими сыновьями. Отныне Русью владели только Рюриковичи.
Крещение Руси Владимиром (фрагмент фрески) / Художник В. Васнецов
Таким образом, Древнерусское государство (Русь) образовалось во второй половине IX века из 2-х главных центров: киевского и новгородского, в дальнейшем объединив разрозненные племена восточных славян. В 882 году столицей державы был провозглашён Киев, после захвата города князем Олегом. Окончательно становление Древнерусского государства завершилось к концу X века.
Связь русской архитектуры с образным мышлением славян
Кольцевые планы славянских и русских поселений, повторяющие пространственную модель трипольских селищ … компактные городища с валами и частоколами. Постройки внутри кольца укреплений группировались вокруг центрального открытого пространства — иногда со зданием, где проходили собрания родовой общины… Первобытнообщинные укреплённые поселения славян имели очертания, подчинённые естественному рельефу, но основные топологические признаки древней центрической модели — замкнутость кольца постройки, её обращённость внутрь, к открытому пространству посередине — сохранялись. …Круговое очертание имело не только функциональное (защищённость), но и символическое значение.
Круговая центрическая планировка селений была распространена и у западных славян.
Древнюю модель кругового плана унаследовали сёла, служившие центрами. Деревни же, которые группировались вокруг них, имели обычно простую линейную структуру.
…Сочетание кольца невысокой жилой застройки с высоким объёмом церкви посредине. Подобное сочетание в архаических культурах, как правило, связано с мифопоэтическим образом «мирового древа».
Курган — искусственная гора. Но в мифологии древних народов образ горы выступает как вариант мирового древа, оси мира. Через этот образ семантика формы кургана соприкасалась… с формой жилища и его кровли. Причём иногда земляная насыпь кургана скрывала остатки «дома мёртвых», вместе с которым сжигался покойник.
Повсеместно распространённые на Руси курганы, «архитектура земли», не могли не повлиять на последующее развитие монументального зодчества. Брунов Н.И. увидел в курганах прообраз пирамидальных композиций древнерусского монументального зодчества.
Кратко о происхождении славян
Самые ранние письменные источники, рассказывающие о славянских племенах, относятся к I—II вв. н.э. и принадлежат римским авторам Тациту, Плинию и Птолемею. В те времена славяне, называемые венедами, населяли территории в бассейне реки Вислы и побережье Балтийского моря. Первые восточные славяне (анты) во II—V вв. стали селиться на обширной территории от Западного Буга до Днепра. Они жили общинно-родовым строем, занимались преимущественно земледелием, а также разведением скота, охотой, сбором дикого меда, грибов и ягод. В IV в. образовался первый племенной союз восточных славян, который возглавили волыняне (они же дулебы и бужане).
Поляне выступили инициаторами создания второго союза восточнославянских племен на среднем Днепре. Легенда, записанная в «Повести временных лет» — самом раннем древнерусском летописном своде из дошедших до нас (автор — Нестор Летописец), — рассказывает о Полянском князе Кие, основателе Киева (ок. V в.).
Нестор Летописец
Поляне первыми среди восточных славян стали использовать название «Русь». Известия о русах (росах) встречаются в письменных источниках древних народов с VI в. О занятиях, обычаях и нравах русов много писали византийские и арабские путешественники и историки.
В VII—VIII вв. славянские племена расселились по огромной, покрытой дремучими лесами и болотами территории вдоль Днепра и его притоков, достигли Западной Двины, Чудского озера, реки Ловати, озера Ильмень, рек Волхова и Невы, дошли до Белого озера и рек Волги, Москвы и Оки. Вдоль водных путей славяне строили города и селения. В своем вековом движении на север и северо-восток славянские племена заняли значительные территории, населенные прибалтийскими и финно-угорскими племенами. Пришельцы-славяне селились вперемешку с малочисленным местным населением и в результате длительного общения ассимилировали его.
Поселение древних славян. VII—IX вв. Реконструкция
Ильменские словене — одно из восточнославянских племен — построили на реке Волхов город Словенск (впоследствии близ этого места возник Новгород Великий) и образовали третий племенной союз, в который входили и некоторые финно-угорские племена.
На Балтике и в верхнем Поволжье ближайшими соседями славян были племена финнов и балтов. К северу от них в Скандинавии обитали норманны, принадлежавшие к германским племенам. С VIII в. страны Европы стали подвергаться нападениям «пиратов» — викингов, которых русы называли варягами.
Славянское языческое святилище на острове Хортица на Днепре, Украина
К IX в. большую часть территории Древней Руси заселяли словене, кривичи, вятичи, северяне, поляне, древляне, дреговичи, радимичи и др. Их соседями стали финно-угорские (мордва, весь, чудь, меря) и балтские (голядь, латгалы, ятвяги) племена, обосновавшиеся там еще за несколько веков до прихода славян.
В те времена восточные славяне еще не были единым народом. Они делились на племенные союзы, включавшие в себя по 120—150 племен. К IX в. насчитывалось около 15 таких союзов. Племенные союзы назывались либо по местности, на которой проживали, либо по имени вождей.
Кому поклонялись славяне?
Каменный идол древних славян
Славяне были язычниками, обожествляли силы природы и умерших предков. Среди сил природы солнце и огонь занимали главное место. Даждьбог олицетворял солнце, богом огня был Сварог, ветра и бури — Стрибог. Покровителем стад (скотьим богом) считался Велес. Ни храмов, ни жрецов у славян не было. На открытых местах славяне воздвигали идолов — каменные или деревянные изваяния своих богов. Умилостивить идолов можно было жертвами. Священными считались рощи, озера и реки, якобы населенные лешими, водяными и русалками.
Проблемы происхождения и сущностных характеристик древнерусских городов
В отечественной историографии существует несколько теорий, объясняющих происхождение городов на Руси. В.О. Ключевский отстаивал идею о торговле как движущей силе возникновения ранних городов: «Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси. Большинство их вытянулось длинной цепью по главному речному «пути из Варяг в Греки» — по линии Днепра — Волхова; только некоторые — Переяславль на Трубеже, Чернигов на Десне, Ростов в области Верхней Волги — выдвинулись к востоку с этого, как бы сказать, операционного базиса русской торговли как её восточные форпосты, указывая фланговое её направление к Азовскому и Каспийскому морям».
Известный историк С.В. Юшков считал, что города строили не купцы и не предприимчивые люди, а князья. Русский город XI—XIII вв. представляется ему «как феодальный замок-бург западноевропейского Средневековья, но замок не каменный… а деревянный и на высоком речном берегу». Для Юшкова древнерусский город — это прежде всего феодальноадминистративный центр, сборный пункт для военных сил округи, финансово-административный центр.
В советской историографии появление городов в Древней Руси увязывалось с процессами развития ремесленного производства и отделением ремесла от сельского хозяйства. При этом подчёркивалось, что «столицы многих крупнейших княжеств были в своё время центрами союзов племён» (Б. А. Рыбаков). Это позволяло отодвигать возникновение городов в глубь веков.
Современные исследователи отрицают жёсткую обусловленность появления городов сугубо экономическими причинами. Они рассматривают древнерусский город как сложный социокультурный феномен, не укладывающийся в рамки одномерного подхода ни к его определению, ни к причинам возникновения. Так, В. П
Даркевич выделяет следующие функции древнерусских городов: «политико-административно-правовые (города являются средоточием властных структур); военные (особенно важно значение городов-крепостей, их стратегическая роль в южном лесостепном пограничье, где появлялись «скорые на кровопролитье» кочевники); культурные, с включением как религиозных, так и светских начал; ремесленные; торговые; коммуникационные (расположенные на главных путях сообщения города поддерживают международные связи, что ведёт к взаимообогащению культур, — осуществляют контакты между отдельными территориями Киевской Руси, а позднее — землями-княжениями)». При этом подчёркивается теснейшая взаимосвязь процессов урбанизации и становления государства
Исследователь полагает, что только к концу X в. «вместе с усилением Древнерусского государства и принятием христианской религии при Владимире Святославиче (язычество на Руси не знало городской цивилизации) создаются условия для возникновения типов поселений, способных выполнять новые задачи — административные, культурные и военные. Не столько экономические факторы, сколько стремление общества избежать гибельного распада, поиски ранее неизвестных форм солидарности и сотрудничества заставляли людские коллективы объединяться под защитой городских стен».
Дороги и инженерные коммуникации
Каждый древнерусский город имел свой план, по которому прокладывались дороги и коммуникации. Инженерное устройство для того времени было на достаточно высоком уровне.
Строились деревянные мостовые, состоящие из продольных лаг (10-12 м длина) и укладываемых сверху деревянных, расколотых пополам бревен плоской стороной вверх. Мостовые имели ширину 3,5-4 м, а в 13-14 вв. уже 4-5 м и функционировали обычно 15-30 лет.
Водоотводные системы древнерусских городов были 2-х типов:
- «канализационные», которые отводили подземные воды из-под строений, состоящие из бочек для сбора воды и деревянных труб, по которым стекала вода в водосборник;
- водосборник — квадратный деревянный сруб, из которого затем грязная вода по толстой трубе стекала в сторону реки.
Происхождение названия славян
Существует несколько версий происхождения слова «славяне».
- От термина «слово». Славяне — люди, говорящие словами, то есть понятно. По аналогии с этим неславянские племена назывались немцы, т.е. немые, неспособные говорить по-славянски.
- От индоевропейского слова slauos — «народ» (кстати, в греческом языке есть слово lambda;alpha;όsigmaf;, означающее «народ, население, люди»).
- Топонимическая версия.
Наблюдение, что суффикс «-яне» сочетается преимущественно с топонимами, или названиями ландшафта (поляне, древляне, кыяне, бужане), привело многих лингвистов к версии об аналогичном происхождении названия славян. В таком случае возможно, что это название одного славянского племени, впоследствии распространившееся на все народы (так, существуют конкретные племенные этнонимы с корнем «слов-»: словаки, словенцы, словинцы, ильменские словене). Конкретный топоним надежно отождествить не удается, вероятно, это название реки. Об этом свидетельствуют такие наименования рек, как Словутич (поэтическое название Днепра), Слуя, польские Sawa, Sawica, сербское Славница.
История земли Полоцкой
Полоцкая земля охватывала в 10-12 вв. территорию от реки Западная Двина до истоков Днепра, создав речной путь между Балтикой и Черным морем. Крупнейшие города этой земли в раннем Средневековье: Витебск, Борисов, Лукомль, Минск, Изяславль, Орша и др.
Удел Полоцкий был создан династией Изяславичей вначале 11 в., которая закрепила его за собой, отказавшись от претензий на Киев. Само появление словосочетания «Полоцкая земля» уже ознаменовало в 12 в. отделение этой территории от Киева.
В это время правила землей династия Всеславичей, но случались и переделы столов, что, в конце концов, привело к распаду княжества. Следующая династия Васильковичей уже правила Витебском, потеснив полоцких князей.
Полоцку в те времена подчинялись и литовские племена, а самому городу часто угрожали нападением соседи. История этой земли очень запутана и мало подтверждена источниками. Полоцкие князья часто воевали с Литвой, а иногда выступали ее союзником (например, при взятии города Великие Луки, относящегося в то время к Новгородской земле).
Полоцкие войска совершали частые набеги на многие русские земли, а в 1206 г. предприняли штурм Риги, но неудачно. К началу 13 в. в этом регионе увеличивается влияние Ливонских меченосцев и Смоленского княжества, затем происходит массовое вторжение литовцев, которые к 1240 годам подчиняют себе полоцкие земли. Затем, после войны со Смоленском, город Полоцк переходит во владение князя Товтивилла, к концу княжества которого (1252) заканчивается древнерусский период истории Полоцкой земли.
Самые известные города домонгольской эпохи
Наиболее полный список древнерусских городов содержится в .
Ниже приводится краткий список с разбивкой по землям с указанием даты первого упоминания, либо даты основания.
Киевская и Переяславская земли
с древн. вр. | племенной центр полян | |
946 | пригород Киева, служил убежищем для киевских князей | |
Вручий () | 977 | после запустения Искоростеня во второй половине X в. сделался центром древлян |
980 | через Туров шла древняя торговая дорога от Киева к берегам Балтийского моря | |
Василев | 988 | опорная крепость, ныне |
Белгород | 991 | имел значение передового укреплённого княжеского замка на подступах к Киеву |
Треполь* (Триполье) | 1093 | опорная крепость, сборный пункт для войск, сражающихся с половцами |
Торческ* | 1093 | центр торков, берендичей, печенегов и прочих племён Поросья (бассейна реки Роси) |
Юрьев* | 1095 | Гурьгев, Гуричев, основан Ярославом Мудрым (в крещении Юрий), точное местоположение не известно |
Канев* | 1149 | опорная крепость, откуда князья совершали походы в степь и где они поджидали половцев |
Переяславль (Русский) | 911 | ныне , центр Переяславской земли, пережил период расцвета в XI в. и быстрый упадок |
– отмеченные города так и не выросли за пределы укреплённых замков, хотя часто упоминаются в летописях. Для Киевской земли было характерно существоование городов, процветание которых продолжалось сравнительно недолго и на смену которым пришли новые города, возникшие по соседству.
Черниговская земля
881 | передовой пункт на пути к Киеву с севера, в 1159 уже упоминается опустевшим | |
907 | Крупное экономическое значение; рядом известен погост Шестовица | |
Курск | 1032 (1095) | |
1044 (1146) | ||
Вщиж | 1142 | |
1146 | ||
,Дебрянск | 1146 | |
Трубчевск | 1185 |
К числу черниговских городов относится и далёкая на Таманском полуострове.
Полоцкая земля
862 | |
1021 | |
Древнерусский город — укрепленное поселение, которое одновременно являлось военным, хозяйственным, политическим, социальным и культурным центром всей окружающей территории. В городах поселялись купцы, ремесленники, монахи, живописцы и т. д.
Возникновение Древнерусского государства
Восточные славяне до образования Древнерусского государства. За несколько веков до образования Древнерусского государства(VI–VIII вв.) восточные славяне были разделены на племенные союзы.
У славян шел распад большой семьи – задруги, включавшей в себя от 20 до 100 человек, связанных кровным родством.
Задруга – община, в которую входило несколько семей, объединенных под властью главы семейства.
На смену родовой общине приходит соседская община. Называлась она вервь, или мир.
Общественные отношения у восточных славян того периода можно охарактеризовать как военную демократию.
Военная демократия – система управления, основанная на участии всех взрослых членов племенного союза (мужчин) в решении наиболее важных вопросов, особой роли народного собрания как высшего органа власти и всеобщем вооружении населения.
Глава племенного союза (князь) вынужден был считаться с мнением рядовых общинников.
Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии – вождей, жрецов (служителей языческих культов) и старейшин. Его ряды также пополнялись за счет членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Однако рабство у восточных славян не имело широкого распространения. Оно носило патриархальный характер, т. е. рабы входили в состав владевшей ими семьи.
Шел процесс разложения родоплеменных кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, военными и политическими связями.
В VIII в. насчитывалось 14 восточнославянских племенных союзов. Это были древляне, кривичи, вятичи, поляне и др. В первую очередь подобные объединения носили военный характер.
Славяне жили в степи и лесной полосе. Более пригодной для земледелия была степь. Но заселению степной зоны препятствовали постоянные набеги кочевников. Лесная полоса была менее плодородной.
Однако в плане военной безопасности – более спокойной. Равнинный характер территории, занимаемой восточнославянскими племенами, способствовал ее расширению.
Возникновение государства в Древней Руси. Момент возникновения Древнерусского государства нельзя точно определить. Племенные союзы восточных славян перерастали в феодальное государство постепенно. Большинство историков сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.
В IX в. восточнославянские племенные образования все более интенсивно втягиваются в международную торговлю, проходившую по водному пути «из варяг в греки». Этот путь, пролегавший по землям нескольких восточнославянских народов, способствовал их сближению.
«Повесть временных лет» сообщает, что часть восточных славян платила дань хазарам, а часть – варягам. Затем варяги были изгнаны.
Но восточным славянам не удалось договориться друг с другом. И ради достижения мира и порядка они обратились к варягам и попросили их встать во главе объединенных славянских племен.
Три варяжских князя во главе с Рюриком пришли на Русь в 862 г.
Эту дату принято считать моментом возникновения государственности в Древней Руси. Рюрик обосновался в Ладоге близ Новгорода.
Под его властью находилась только часть восточнославянских племен.
Еще существовал другой союз племен, объединенных вокруг Киева.
В 882 г. преемник Рюрика князь Олег захватил Киев и создал единое Древнерусское государство. Его столицей стал Киев.
Норманнская теория. В XVIII в. немецкие историки Байер, Миллер и Шлецер пытались доказать, что под варягами подразумевались норманны, или скандинавы. Отсюда и пошло название – норманнская теория. Фактом призвания варягов эти историки стремились доказать законность господства немецкого дворянства в России, обосновать неспособность русского народа к самостоятельной государственной жизни.
Первым критиком норманнской теории стал М.В. Ломоносов. Впоследствии большинство историков признали норманнскую теорию несостоятельной. В Древнерусское государство вошли кроме славян некоторые соседние финские и балтийские племена. Данное государство с самого начала было этнически неоднородным.
Первые князья: Рюрик, Олег, Игорь
Рюрик – новгородский князь, родоначальник династии Рюриковичей. Точное происхождение его историкам неизвестно. По одной из теорий он был варяжским конунгом, а по другой предводителем славянского племени ободритов. Призвание князя Рюрика произошло в 862 году. Вскоре после этого призванные вместе с ним братья погибли или умерли (точно неизвестно) и Рюрик стал единоличным правителем. Рюрик пытался отвоевать датский престол, подчинил Новгороду кривичей, мери и мурома с городами Полоцк, Ростов и Муром.
Умирает Рюрик в 879 году, ему наследует сын Игорь. Наместником при Игоре был назначен родственник Рюрика – князь Олег. Еще при жизни Рюрика покоренные племена, в том числе и сами новгородцы, пытались восстать против единоличной княжеской власти. Олегу пришлось бороться не только с внешними, но и с внутренними врагами. В 882 году он собирает войско для похода на Смоленск (кривичи). Взяв город штурмом, он направил войско на Любеч и далее пошел с походом на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир. Обманом выманив князей за укрепленные стены, Олег казнил их и покорил Киев. В дальнейшем Олег покоряет древлян, северян и радимичей. При Олеге Киев становится центральным градом (городом, столицей) Руси. Это помогает укрепить границы и окончательно разгромить кочевые хазарские племена и временно обезопасить страну от набегов печенегов.
Князь продолжает политику своих предшественников на Киевском престоле и неоднократно собирает войска для похода на Византию. Военная кампания, затеянная Олегом, была столь успешна, что греки согласились выплачивать дань. В 907 году Олег заключил мир с Константинополем, подтвердив мирное соглашение в 912 году. Олега в летописях называют «вещим». После него княжеский престол занимает Игорь сын Рюрика. Он был не столь успешен во внешней политике, но смог подтвердить мир с Византией в 945 году и удержать власть над строптивыми племенами. В 945 году Игорь погибает. По легенде он пришел с дружиной в земли древлян для повторного сбора дани. Разъяренные нарушением договоренностей, древляне убили Игоря. Княжеский престол перешел к княгине Ольге и сыну Игоря Святославу.
Олег и Игорь