Иконостасы Троицкого Собора
Троицкособорный иконостас — это уникальный предмет церковного исторического наследия. Многоярусный (пятиярусный) иконостас, имеющий исключительную историческую ценность. Самые ценные произведения, помещённые в иконостас, были созданы мастерами под руководством Андрея Рублева и Данилы Черного.
Самой важной, известной и ключевой работой Андрея Рублёва, на которую также есть указание и в летописных источниках — это всемирно известная икона «Троица». На ней легендарный иконописец потрясающим образом воплощает образ триединого бога. Ряд исследователей считает, что авторству Андрея принадлежат от 2 до 5 перемещенных в иконостас произведений
Ряд исследователей считает, что авторству Андрея принадлежат от 2 до 5 перемещенных в иконостас произведений.
К ним относятся отображения:
- апостолов Павла и Петра;
- архангела Гаврила;
- Димитрия Солунского из деиисусного ряда;
- а также икона «Крещение».
Считается, что иконы апостолов ближе всего к «Троице «по художественной манере, поэтому именно они признаются основными кандидатами на признание авторства Рублёва. Всего в иконостасе лавры размещено семьдесят четыре иконы.
Так как три иконы Звенигородского чина, приписываемые Рублёву, и Рублёвские произведения иконостаса Владимирского Успенского Собора помещены в Третьяковскую галерею, то Свято-Троицкий собор остаётся единственным храмом, сохраняющим иконы если не самого преподобного Андрея, то по крайней мере его близкого окружения, непосредственно в самом храме.
Церковь Явления Пресвятой Богородицы Сергию и Михею Радонежским
Это современное культовое сооружение. Построили его в 2001 г. при детдоме, в котором воспитывают и обучают слепоглухих ребятишек. Относится к подворью Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Церковь построили в честь знаменательного события. Связано оно с именем Сергия Радонежского. Согласно записям из Троицкого патерика, Сергию Радонежскому явилась Пресвятая Богородица. Ее сопровождали апостолы Иоанн Богослов и Петр. Сергий услышал слова Заступницы, пообещавшей всегда покрывать иноков монастыря.
Здание спроектировали, придав ему характерные черты древнерусских псковских соборов. Кирпичная одноглавая постройка оборудована звонницей.
Церковь Явления Пресвятой Богородицы Сергию и Михею Радонежским
Помещение адаптировали под потребности детей-инвалидов. Резные иконы можно изучать на ощупь. Устроены специальные пандусы, применяются низкие подсвечники, утроена невысокая алтарная преграда.
Сергием Радонежским было испрошено заступничество для своих учеников и для всех учащихся. Церковное здание, приуроченное чуду явления Богоматери, наполняется уютом, становится духовным домом для подрастающего поколения. Преподобный Сергий Радонежский считается покровителем всех учащихся.
Местонахождение: Пограничная ул., 20.
В Сергиеве Посаде собраны десятки уникальных достопримечательностей. Каждый памятник заслуживает более подробное повествование. Ансамбль Троице-Сергиевой лавры и многие другие церковно-храмовые памятники в Сергиевом посаде привлекают посетителей со всего света.
История создания
В поисках молитвы и уединения боярский сын Варфоломей ушел в глухие леса после смерти родителей. Здесь он стал жить по примеру древних подвижников. Через несколько лет к нему, принявшему постриг под именем Сергия, стали стекаться люди. Вокруг отшельнического жилья Сергия выросли первые кельи. Со временем ученики преподобного основали множество новых монастырей, которые служили укреплению христианства и распространению просвещения, а также защите пограничных рубежей Московского государства.
Святой Сергий впервые на Руси ввел в жизнь монастырской братии общежитийный устав, согласно которому монахи жили в отдельных кельях, но хозяйство и имущество было общим. Такое устройство монастыря определило его будущие архитектурные особенности. 13 отдельных изб-келий, церковь, несколько отдельных хозяйственных построек обнесли деревянным забором. Получился маленький деревянный городок среди дремучего леса. Постепенно монастырь рос, среди новых монахов, взявших за образец подвижническую жизнь Сергия, были выходцы из разных слоев населения, включая отпрысков из богатых и знатных семей. Селились рядом с иноками и простые миряне. Слава святого старца привела в глухие лесные места великого московского князя Дмитрия. Преподобный Сергий стал его духовным учителем. Именно к нему князь пришел за благословением перед Куликовской битвой в 1380 году.
В 1422 году преемник и ученик святого Сергия Никон начал строительство первого белокаменного храма монастыря на месте деревянного Троицкого собора. К величайшему сожалению, до нас не дошли фресковые росписи XV века, выполненные знаменитым иконописцем Андреем Рублевым, но 40 икон, в том числе знаменитая «Троица», сохранились. Сегодня Троицкий собор — один из немногих существующих образцов белокаменного зодчества московского княжества. Его иконостас уникален: это единственный комплекс икон начала XV века, сохранившийся в храме, для которого он был изначально предназначен.
Традиции северных псковских мастеров прослеживаются в архитектуре собора Сошествия Св. Духа, построенного в 1476 году. Уникален этот четырехстолпный одноглавый храм тем, что под его барабаном устроена звонница. Когда-то к церкви была пристроена часовня над гробом святого Максима Грека. Блестяще образованный монах Ватопедского монастыря прибыл в Москву для перевода духовных книг. Не все, что он увидел в России, соответствовало его представлениям о христианском государстве. Не одобрил он и развод Василия III с его первой женой Соломонией Сабуровой. Максим был обвинен в ереси и надолго заточен в темницу, ему даже не разрешали читать и писать. Еще двадцать лет прожил он под надзором в Твери. И лишь последние годы своей жизни провел в Троице-Сергиевой лавре.
При Иване Грозном Троицкий монастырь превращается в неприступную крепость для защиты подступов к Москве. Деревянные кельи отодвигают в мощным каменным стенам, высота которых достигает шести метров, а на освобожденной площади вырастает пятиглавый собор, освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это был своеобразный подарок царя монастырю. Формы огромного храма перекликаются с Успенским собором Московского Кремля. Новый храм тактично расположили так, чтобы главным сооружением монастыря оставался древний Троицкий собор. Иван Грозный освободил строителей от государственных податей и повинностей и периодически наведывался, чтобы видеть, как идет стройка.
Водопад Гремячий ключ
Неподалеку от Сергиева Посада расположен знаменитый источник «Гремячий ключ», представляющий собой каскад родников, бьющих из склона горы. Его высота 25 метров. Это место тесно связанно с преподобным Сергием. Согласно легенде, ключ появился после молитвы Сергия Радонежского во время его похода из Троицы в город Киржач. Источник стал центром паломничества огромного количества людей, которых особенно много собирается во времена церковных празднований, в частности, на Крещение. Вода в нем считается целебной, поэтому здесь обустроены купели. Прилегающая территория также облагорожена: повсюду проложены деревянные дорожки, вода подается по деревянным бревнам, напоминающим головы поверженного дракона.
В район водопада лучше проехать на автомобиле, однако, к самому источнику проще пройти пешком (около 3 км), так как для машин существуют два сложно преодолимых препятствия в виде ручьев, через которые нельзя проехать в плохую погоду.
Подробнее о том как доехать, можно прочесть тут. А тут есть схема как доехать до водопада Гремячий Ключ на общественном транспорте
Церковь Михаила Архангела
Была построена в 1902 – 1903 гг. Финансовую поддержку предоставил зажиточный горожанин Михаил Красюк. Рядом с его домом и соорудили церковь. Расположилась она на 2-м этаже. А на первом – поместили пристанище для инвалидов.
Советская власть наводила свои порядки в церквях. С 1928 г. почитание Михаила Архангела в этом здании приостановили. Помещение оборудовали под начальную школу, медицинское училище, другие организации. Богослужения возобновились лишь в 1990 г.
Из других церквей, находящихся в Сергиевом посаде, отличается особенными архитектурными решениями. Основная часть здания выступает в виде восьмигранной башни из кирпича. Она накрыта полусферической кровлей, также насчитывающей 8 граней. Увенчан храм звонницей с 5 колоколами.
Храм Архангела Михаила
Найти церковь можно по адресу: Березовый пер., 19.
Троицкий собор
На удивительную атмосферу Лавры настраиваешься уже в тот момент, когда поднимаешься по брусчатой площади к вратам обители. В монастырь с давних времен не принято въезжать на транспорте. Даже цари оставляли кареты на подъезде к обители и пешком шли поклониться великому угоднику Божию – преподобному Сергию Радонежскому. А особо благочестивые из них старались соблюдать замечательную русскую традицию – ходили на богомолье пешком из Москвы в Лавру.
Сейчас входящего под своды врат Лавры паломника встречают фрески, на которых изображены основные моменты жития прославленного русского святого. Мимо вековых деревьев мы отправляемся в Троицкий собор. Кажется, что нет времени, разделяющего нас с миллионами людей, которые несли сюда, к мощам преподобного Сергия, свою радость и скорбь. Эту вахту молитвенной памяти не смогли уничтожить ни иноземные захватчики, ни воинствующие атеисты.
Первым делом паломники отправляются испросить благословение преподобного в Троицкий собор – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Лавры. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря.
В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная святыня обители. Главное художественное сокровище Троицкого собора – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в первой трети XV в. преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга.
Если вы приедете в Лавру на несколько дней, обязательно посетите Литургию, которую совершают в Троицком соборе. И духовенство, и хор поет знаменным распевом, от чего возникает удивительное чувство единства и гармонии.
Сергиев Посад. Церковь Боголюбской иконы Божией Матери бывш. Боголюбской киновии.
Боголюбская киновия (скит)
Киновия Боголюбская создана по инициативе митрополита Филарета между 1849 и 1859 гг. для погребения братии Троице-Сергиева монастыря. Расположенная в непосредственной близости к Гефсиманскому скиту и его «Пещерам», киновия входит в единую художественную систему культовых ансамблей середины и второй половины XIX в. на окраине города. Небольшой комплекс кирпичных, преимущественно гражданских зданий, помещенный на мысу между двух прудов, сформировался в 1840-1870-х гг. Простая, сугубо утилитарная архитектура трапезного, гостиничного и келейных корпусов малоинтересна. Часть построек и ограда с западными Святыми воротами утрачена.
В художественном отношении наиболее привлекательна Боголюбская церковь, стоящая на поперечной оси участка, напротив прежнего главного входа в монастырь. Двухэтажная с теплым приделом в полуподвале, она выстроена в 1859 г. на средства М. И. Логиновой в ретроспективных формах псевдорусского стиля. Типология, конструкции и детали убранства восходят к образцам XVII в. Воспроизведение старых декоративных форм сочетается с их стилизацией. Здание развивается по одной оси. Бесстолпный двухсветный четверик храма перекрыт сомкнутым сводом и увенчан небольшим стропильным шатром на глухом восьмигранном барабане. Тройной пониженный алтарь и сводчатая трапезная в две световые оси дополняют композицию, которая еще недавно завершалась трехъярусной шатровой колокольней. Из двух боковых крылец с рундуками на кувшинообразных столбах и арками с висячей «гирькой» отчасти уцелело северное. Сдержанное убранство оштукатуренных фасадов здания исчерпывается килевидными кокошниками в парапетах и в основании шатра, плоскими наличниками с заостренным архивольтом.
Смотрите так же: Мужской монастырь самара черемшанская
Статичное уравновешенное пространство храма со временем было кардинально изменено. Исполненная в академической манере настенная клеевая живопись 1866 г. частично забелена. Пол в храме из чугунных орнаментальных плит, в окнах — металлические ампирные решетки.
Памятники архитектуры Подмосковья, под общей редакцией Е.Н. Подъяпольской, 1999г.
На берегу Скитских прудов, вдали от шумных дорог, в глуши лесов, неподалеку от Гефсиманского Черниговского Скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на месте, называемом Корбухой, полтора столетия назад (в 1858 г.) блаженный схимонах Филипп основал Боголюбскую Киновию (от греческого «киновия» – «общежитие»).
В самом начале здесь была устроена двухэтажная церковь с двумя престолами: во имя святых жен Матроны и Капитолины на нижнем этаже и в честь Боголюбской иконы Божией Матери на верхнем этаже. В этом тихом, умиротворенном месте, близ двухэтажной церкви было обустроено кладбище братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В нижней церкви был погребен схимонах Филипп. Несколько лет назад честные останки его были перенесены в Иверскую часовню пещер Скита.
Постепенно Киновия расширялась и превратилась в большой общежительный монастырь. Для братии были выстроены пять деревянных келейных корпусов, один из которых имел три этажа; за оградой стояло деревянное здание странноприимной; содержался собственный скотный двор. В 1875 г. на западном краю обители было построено каменное двухэтажное здание трапезной. Между церковью и трапезной возведены Святые врата – главный вход на территорию Киновии для богомольцев. Чтобы подойти к вратам, богомольцы должны были по деревянному мостику пересечь залив скитского пруда и затем подняться по ступеням довольно крутой лестницы, устроенной по склону холма, на котором возвышались ворота. В 1907 г. Киновию окружили каменной оградой протяженностью 250 сажен.
К сожалению, даже в эти глухие места в 20-х годах прошлого века пришло страшное иго гонений на Церковь, которое разрушило не только большинство построек в Киновии, но и некрополь, надгробные плиты с которого кощунственным образом были использованы для мощения дороги. Киновия была закрыта после революции 2 мая 1922 г. Из монастыря были изъяты все ценности (иконы, утварь) и переданы в фонд помощи голодающим. Затем территория обители перешла к швейной фабрике.
До наших дней сохранился лишь каменный одноглавый храм в старорусском стиле с шатровой колокольней, который с недавних пор возвращен в ведение Русской Православной Церкви. Теперь предстоит приложить много усилий, чтобы восстановить уцелевшую часть некогда процветавшей святой обители Боголюбской.
Часовня
Самое маленькое церковное сооружение, предназначенное для молитвы. В часовне нет алтаря, но несмотря на своё предназначение, часовня может быть достаточно большой. Её иногда можно спутать с церковью по размерам.
Главное отличие — отсутствие алтаря и настоятеля.
Часовня своего рода временное пристанище православного, который нуждается в молитве. Это место, где вдали от суеты и лишних глаз человек может побеседовать наедине со Всевышним. Часовня часто имеет даже колокольню. Располагаются они не только в городах и поселках, чаще их можно встретить на кладбищах, святых местах , вдоль дорог. Так православный всегда может найти место для беседы с Богом.
Название «Часовня» многие связывают с краткостью пребывания в ней верующего, человек приходит туда «на час», помолиться, восстановить душевные силы и идти дальше.
Храм Спаса Нерукотворного
Речь идет о храме, возведенном в Серпухове в период с 1893 по 1896 гг. Его финансированием занимался купец Астахов Василий Федорович, а проект разрабатывал Клейн Р. И.
В здании четко прослеживался русский стиль. Колокольня была отстроена отдельно, имела парадные ворота, которые выходили на кладбище. Небольшие дома причта стояли радом с колокольней. В 1925 году арестовали настоятеля церкви, а в 1937 году священника. После закрытия храма и разрушения главок с шатрами вокруг основного здания были построены гаражи. На данный момент ведутся активные работы по восстановлению храма. По великим праздникам, воскресеньям и субботам проводятся Богослужения.
Собор
В классификации собор считается самым крупным сооружением. Собор, говоря простыми словами, как бы состоит из нескольких церквей. Большое здание имеет несколько алтарей, что позволяет совершать таинства богослужения сразу нескольким священнослужителям. Что касается проведения таинств, то в храме (церкви) и соборах происходят одинаковые таинства.
Службы в соборах проходят как бы параллельно, чтобы дать возможность присутствовать как можно большему количеству верующих. Считается, что собором называют духовенство во главе с епископом, архиепископом или патриархом. Отсюда и происходит название — собор.
Экскурс в историю обители
Основанная Сергием Радонежским в 1337 году, сегодня Лавра подчиняется напрямую Святейшему Патриарху. За историю своего существования старейшая православная обитель достойно пронесла последствия эпохи расцвета и периодов притеснения со стороны государственной власти. В 1920 году Лавра закрывалась. Часть ее комплекса была использована для хранения музейных экспонатов, часть – переоборудована в жилые помещения. Возрождение пришлось на 1946 и последующие годы.
Лавра хранит мощи не только священнослужителей, но и царской династии Годуновых. На ее территории похоронены: публицист и славянофил Иван Сергеевич Аксаков, врач, дипломат и мыслитель Константин Николаевич Леонтьев, русский философ и критик Василий Васильевич Розанов, другие культурные деятели, послужившие на благо развития русской и мировой духовности. Активная роль духовной столицы присуща была для Лавры на всем историческом этапе ее существования.
Это место связано с именами подвижников русского православия – преподобными Максимом Греком, Никоном Радонежским, Епифанием Премудрым и иными представителями Церкви. Свой почтенный статус Лавры монастырь получил в 1744 году. Начиная с начала XVI века и поныне здесь постепенно формируется уникальная библиотека духовной культуры из рукописных и печатных духовных произведений.
Свое начало в качестве духовно-образовательного центра Лавра получила в 1814 году. В это время здесь расположилась основанная еще в 1685 году, старейшее из высших образовательных заведений духовная Академия. Сегодня действующий монастырь продолжает играть ведущую роль в образовательной, просветительской и духовной сферах Православной Церкви.
Церковь Параскевы Пятницы
Рекомендовать место
6
2
Церковь Параскевы Пятницы считается одним из самых древних храмов Сергиева Посада.
Она была возведена в 1547 году на пожертвования всех прихожан и на деньги Троицкого монастыря. Пятницкую церковь освятили в 1611 году. Церковь даже закрывали по приказу советской власти. В 1928 году ее использовали в качестве складского помещения.
Современный облик она приобрела в 1960 году, когда начались реставрационные работы. Она расположена чуть севернее Введенской церкви.
Ее строение относится к церковно-приходской архитектуре типа трехчастного храма. В нем есть квадратная трапезная и колокольня. Церковь покрыта сомкнутым сводом. Его увенчивает круглый купол луковидной формы.
Церковь Параскевы Пятницы имеет великолепное украшение. Так, на колокольне имеются декоративные элементы. Входную часть храма украшает геометрическая резьба. Наличники церкви имеют вид стрельчатых кокошников.
Стены церкви обрамлены небольшим забором.
Церковь Ильи Пророка
Храм признается образцом барокковой архитектуры. Сооружался в 1765–1773 гг. Расположился на склонах живописного холма над Келарским прудом.
Храм Ильи Пророка
Эта церковь функционировала даже во времена воинствующего атеизма. Она оставалась единственной в Сергиевом посаде, где верующие могли вести диалог с Богом в советские времена.
Однокупольная трапезная и шатровая колокольня придают особую нарядность церкви Ильи Пророка. Внутри сохранилась настенная живопись. Ее создание относят к окончанию 19-го века. Также удалось сохранить позолоченный иконостас. Он обрамлен карнизами, украшен колонками.
Размещается по ул. Кузьминова, 1/5.
Как добраться до Сергиева Посада?
1. На личном авто. Карты подскажут, что проще всего добраться до Сергиева Посада по Ярославскому шоссе, но почти все выходные там перманентно стоит дорога в районе города Пушкино из-за ремонта дороги и сужений. В этой пробке легко потерять несколько часов драгоценного времени. Поэтому можно объехать по Дмитровскому или Щелковскому шоссе, платной Ленинградке, а далее – через бетонку.
Лучшим же решением будет просто проконсультироваться у навигатора перед выездом. Расстояние. От моего дома до Сергиева Посада ехать прилично – 98 км, но если вы живете на севере Москвы, то дорога до города может занять всего около 1-2 часов.
Удобную, а главное бесплатную парковку я указала на карте. От нее вы легко дойдете до главной достопримечательности города — Троице-Сергиевой лавры, минут за 10-15. Парковаться же прямо у Лавры запрещено, хотя и там ставят машины.
2. На электричке с Ярославского вокзала. Время в пути – 1 час 40 минут. Стоимость проезда – 176 рублей.
3. На автобусе с автовокзала на ВДНХ. Время в пути – 1 час 15 минут. Стоимость проезда – от 350 рублей (уточняйте в перевозчика).
Константиново
Мы путешествуем на машине. Все экскурсии я заказываю из Москвы. Маршрут поездки. Самостоятельные путешествия. Владимирка тож интересно. Экскурсии по Подмосковью : Сергиев Посад.
Волонтерам и трудникам
Основное послушание волонтеров – обеспечение порядка в храмах и на территории Лавры, оказание помощи паломникам.
Волонтерам, приезжающим потрудиться, предоставляется бесплатное проживание и трехразовое питание.
Требования к волонтерам:
– православное вероисповедание;
– трудолюбие и доброжелательность;
– возраст от 23 до 45 лет;
– готовность работать на открытом воздухе.
При себе иметь:
– паспорт;
– предметы личной гигиены;
– вещи на холодную и дождливую погоду;
– сестрам – белый платок и длинную юбку.
Набор волонтеров осуществляется по предварительной регистрации в группе в «ВКонтакте» – https://vk.com/lavra_group и по телефону.Тел.: +7 (915) 111-03-70 – Зверева Ольга, координатор группы “Лавра”.
Горнолыжный центр «Лоза» – территория активного отдыха
Горнолыжный центр «Лоза».
4
Современный горнолыжный центр известен далеко за пределами Московской области. Инфраструктура комплекса отвечает всем требованиям комфорта и безопасности. Сезон открывается в середине декабря и заканчивается ближе к концу марта.
Если зима выдается малоснежная, трассы и спуски покрываются искусственным снегом: создаются все условия, чтобы туристы получали удовольствие от отдыха. Здесь интересно и новичкам, и профессиональным спортсменам. Для самых маленьких гостей предусмотрен прокат санок и снегокатов. В вечернее время территория освещается. При желании можно посетить кафе, бар, воспользоваться зоной барбекю.
Адрес: Горнолыжный центр «Лоза», поселок учебного хозяйства Ситники, Московская область, Россия.
Троицкий собор
Пожалуй, самая древняя постройка, которой славится лавра Сергиева Посада. Интерьер строения украшают уникальные фрески, работы Андрея Рублева и Даниилы Черного. Здесь же бережно хранятся мощи Сергия Радонежского, который основал монастырь.
Храм был построен в 1423 году по указанию Никона, ученика и сподвижника Сергия, на месте той самой первой церкви из дерева. Он полностью возведен из белого камня и своей архитектурой напоминает храмы Московского Кремля. Никоновский придел был добавлен к сооружению в 1548 году. До 1917 года наружные стены собора были украшены фресками, которые позднее были утрачены. Сейчас стены окрашены белой краской.
В этом древнем культовом сооружении лавры хранится главная святыня обители, к которой съезжаются тысячи православных паломников из нашей страны и из-за рубежа – чудотворные мощи Сергия Радонежского. Белокаменный храм, который венчают золотые купола, расписывал Андрей Рублев. К сожалению, подлинники его фресок не сохранились до нашего времени. О былой красоте тех изображений можно судить лишь по более поздним копиям. Скромная одноглавая белоснежная церковь, расположенная по соседству с великолепным собором, построена над местом захоронения Никона Радонежского, преемника и верного ученика Сергия.